Журналист во главе разведки

История спецслужб, разведки и спецопераций
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Журналист во главе разведки

#1 Сообщение zagadki-istorii » 23 сен 2018, 13:07

О руководителе советской внешней разведки в годы Великой Отечественной войны Павле Фитине до сих пор не снято ни одного художественного фильма. А едва ли не первой книгой о нём стала изданная в серии «Жизнь замечательных людей» в 2015 году работа историка Александра Бондаренко «Фитин: начальник разведки». Тем не менее вклад Павла Михайловича в Великую Победу трудно переоценить.

Крестьянский сын


Родился Павел Фитин 28 декабря 1907 года в селе Ожогине Ялуторовского уезда Тобольской губернии в семье крестьянина. В советские времена это село отошло к Курганской области. В 1920 году, едва окончив начальную школу, в неполные 13 лет Павел пошёл работать в сельхоз-коммуну, там же был принят в комсомол. Страна нуждалась в грамотных людях, и его направили учиться в среднюю школу. Окончив её, Павел поступил на инженерный факультет Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева. После академии Фитин два года работал заведующим редакцией издательства «Сельхозгиз». В 1934-1935 годах служил в Красной армии, а когда демобилизовался, вновь устроился в «Сельхозгиз», но уже заместителем главного редактора.

В его компетенции был выпуск книг по сельскому хозяйству и агротехнике.

Тем временем «чистки» органов государственной безопасности привели к тому, что советская внешняя разведка стала практически недееспособной. Руководство страны приняло решение о быстром пополнении разведки молодыми сотрудниками, имевшими высшее образование. По партийному набору в марте 1938 года на учёбу в Центральную школу НКВД был направлен и Павел Фитин. Курс был рассчитан на два года, но Фитин сумел завершить учёбу всего за пять месяцев. В октябре того же года он был направлен стажёром в 5-й (разведывательный) отдел ГУГБ НКВД СССР. Далее в условиях острой нехватки кадров карьера его развивалась с фантастической быстротой. Всего через месяц он уже стал заместителем начальника этого отдела, а в мае 1939 года вчерашний журналист из сельскохозяйственного издательства стал начальником внешней разведки огромной страны.

Во главе 5-го отдела


Свою деятельность на столь ответственном посту 31-летний Павел Фитин начал с восстановления боеспособности резидентур за границей. Для возобновления связи с законсервированной агентурой за кордон был отправлен ряд опытных разведчиков.
Фитин был спокоен, молчалив, никогда не повышал голос, подчинённых выслушивал внимательно… И хотя у него не было практического опыта в работе с агентурой, внешняя разведка под его руководством ожила. К концу 1940 года в 5-м отделе ГУГБ НКВД под руководством Фитина работали 695 человек. Разведка располагала боеспособными резидентурами в 40 странах. Самые крупные находились в США (18 человек), Германии и Финляндии.

Фитину удавалось доводить до сведения Сталина неприятные факты. Ещё в мае 1939 года ему доверили доложить «вождю народов» обобщённую информацию об утвержденном Гитлером плане «Вайс», который предусматривал оккупацию Германией Польши. Летом 1940 года заместителю Фитина, будущему генералу Павлу Судоплатову, удалось довести до конца начатую годом раньше операцию по физическому устранению Льва Троцкого. В конце того же года в нацистской Германии была завершена разработка плана «Барбаросса», предусматривавшего разгром Советской России в ходе кратковременной военной кампании ещё до того, как будет закончена война с Англией. Советским разведчикам удалось выяснить его основное содержание, а также планы военно-хозяйственных приготовлений к эксплуатации советских территорий, которые будут захвачены вермахтом. Всего же с июля 1940 года по июнь 1941-го внешнеполитическая разведка направила в Политбюро ЦК ВКП(б) свыше 120 детальных сообщений. Была изменена прежняя практика, когда Сталину выборочно докладывали информацию задним числом. Теперь в 5-м отделе появилась собственная информационно-аналитическая служба, сообщения стали более конкретными, проанализированными, определёнными.

В огненные годы


Павел Фитин
16 июня 1941 года из берлинской резидентуры НКГБ в Москву поступило срочное сообщение, в котором подчёркивалось: «Все военные приготовления Германии по подготовке вооружённого выступления против СССР полностью закончены, и удара можно ожидать в любое время». На рассвете 22 июня Фитин был срочно вызван к наркому — информация подтвердилась. В резидентуры ушли телеграммы, подписанные Фитиным, в которых в качестве главной задачи определялось выявление реальных военно-политических планов нацистской Германии и её союзников в отношении СССР.

По причине стремительного продвижения вермахта на восток 18 июля 1941 года ЦК ВКП(б) принял специальное постановление «Об организации борьбы в тылу германских войск». Одновременно было принято решение об очередной реорганизации внешней разведки: наркомат госбезопасности был ликвидирован, и она вошла в состав НКВД, которым руководил Лаврентий Берия. В рамках НКВД при этом создавалось 4-е управление, главной задачей которого было ведение разведывательной и диверсионной работы в тылу германских войск на оккупированных территориях. Начальником назначили заместителя Фитина генерала Судоплатова.

В это время разведывательные возможности непосредственно в Германии были ослаблены. Фитин решил сделать ставку на активизацию работы «легальных» резидентур в других странах. Это были Великобритания, США, Швеция, Болгария, Турция, Иран, Афганистан, Китай, Япония. При этом наибольших успехов советская внешняя разведка добилась в Англии, где действовала знаменитая «Кембриджская пятёрка» в составе Кима Филби, Джона Кернкросса, Энтони Бланта, Дональда Маклина и Гая Берджесса.

Важную роль резидентуры внешней разведки в США и Великобритании сыграли в получении секретов атомного оружия. Ещё в конце сентября 1941 года Джон Кернкросс — агент Лист — переслал в Центр доклад премьер-министру Уинстону Черчиллю о проекте создания ядерного оружия. Фитин не только сам осознал реальность создания такого фантастического сверхоружия, но и сумел убедить в серьёзности этих планов как своё руководство по линии НКВД, так и высшее руководство страны. Берия на каком-то этапе отвергал эти сведения как фальсификацию, но в конечном итоге распорядился направить их на экспертизу в крупный ведомственный научно-исследовательский центр. Именно благодаря настойчивости Фитина в июле 1943 года ГКО СССР принял секретное постановление о начале работ над атомным оружием в нашей стране.

Руководимая Фитиным внешняя разведка внимательно следила за сепаратными переговорами наших союзников по антигитлеровской коалиции с нацистской Германией. Так, в мае 1942 года резидентура в Стокгольме сообщила в Центр, что сотрудник немецкого посольства в Швеции вылетел в Лондон для ведения секретных переговоров с британской стороной об условиях выхода Германии из войны. Позже были получены сведения о попытках германской стороны установить контакты с англичанами в Берне, Мадриде, Лиссабоне, Ватикане и Анкаре.

7 апреля, опираясь на сведения, полученные внешней разведкой, Сталин направил личное послание президенту США Франклину Рузвельту, в котором подчеркнул недопустимость сепаратных переговоров с Германией накануне её поражения.

По гражданской линии


После войны внешняя разведка регулярно информировала советское партийное руководство и правительство обо всех нюансах политики Запада в отношении СССР. Однако Берия, с самого начала невзлюбивший строптивого начальника разведки, решил с ним разделаться. В итоге в конце июня 1946 года Павел Михайлович Фитин был освобождён от занимаемой должности и направлен заместителем уполномоченного МГБ в Германию, где проработал до 1947 года. Затем его назначили заместителем начальника управления госбезопасности по Свердловской области, перевели в Алма-Ату на должность руководителя МГБ Казахской ССР, снова вернули в Свердловск уже в качестве начальника областного управления МГБ. В июле 1953 года Фитин был освобождён и от этой должности, а в ноябре того же года уволен из рядов органов госбезопасности… по служебному несоответствию. 46-летнему генерал-лейтенанту не была даже начислена пенсия, поскольку он не имел соответствующей выслуги лет. Пришлось ему перейти на работу по гражданской линии. До 1959 года Фитин занимал ответственные должности в Министерстве госконтроля СССР, а затем возглавил фотокомбинат Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами. Там он и проработал до конца своих дней. Умер Павел Михайлович Фитин 24 декабря 1971 года.

Андрей Чинаев





Вернуться в «Специстория»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя