Одесский детектив

История спецслужб, разведки и спецопераций
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Одесский детектив

#1 Сообщение zagadki-istorii » 08 ноя 2018, 15:55

В Российской империи работа в сыскной полиции была не особо престижной и денежной, поэтому на ведущие роли могли претендовать люди без связей, но со способностями. Такие, как заместитель начальника одесской сыскной полиции Виталий фон Ланге.

Воры есть, бандитов нет


Предки Виталия Владимировича приехали в Россию еще при Петре I. А сам он родился в 1863 году. Окончил военную гимназию в Москве и Одесское окружное юнкерское училище, после чего служил в армии офицером.

Рутина строевой армейской службы пришлась не по душе деятельному Ланге. Летом 1887 года он вышел в отставку и устроился околоточным надзирателем одесской городской полиции. Спустя некоторое время перешел в сыскное отделение, которому отдал 15 лет своей жизни.

Затем служил в Харькове - уже начальником сыскного отделения. А в 1906 году ушел из сыска и банально дослуживал в полиции до пенсии. Что случилось? Возможно, причиной стали проблемы со здоровьем. А может быть, произошел душевный надлом. Во время Первой русской революции возникло новое явление - организованная политическая преступность. Банды анархистов и эсеров совершали вооруженные «эксы», вовсю пуская в ход оружие. Полицейские приемы, позволявшие эффективно раскрывать преступления, совершенные уголовниками, больше не работали.

Вероятно, Ланге осознал это и предпочел отойти в сторону. Так что пик его карьеры пришелся на те времена, когда преступность в стране еще носила «патриархальный» характер.

Хотя «Одесса-мама» и до революции имела репутацию криминального города, прибежища воров и аферистов, но она не была бандитской. Например, знаменитый налетчик Михаил Винницкий (Мишка Япончик) с 1907 по 1917 год сидел в тюрьме. И славу «короля Молдаванки» обрел только после того, как в 1917-м вихри революции распахнули тюремные двери и его выпустили на волю по амнистии.

При Ланге такого разгула преступности не было. Во многом благодаря работе сыскной полиции.

«Прошу меня не беспокоить»


Во время работы в одесской сыскной полиции, Виталий фон Ланге раскрыл свыше 300 преступлений
Виталий фон Ланге был, можно сказать, сыщиком от бога. Он обладал актерскими талантами: ловко переодевался и входил в образ представителя общественного «дна». Умел разговорить людей, найдя подход к каждому.

Неудивительно, что, работая в одесской сыскной полиции, он раскрыл свыше 300 преступлений, в том числе и весьма значимых по тем временам. Ланге обезвредил шайку воров, совершившую в Одессе 12 краж, и разыскал похищенное. Провел весьма искусную операцию по раскрытию организованной преступной группы, подделывавшей паспорта для беглых уголовников.

Признанием его заслуг стал вызов в Москву в апреле 1896 года «для усиления полиции во время священного коронования их Императорского Величества».

Чтобы стало понятно, как работал Ланге, стоит рассказать о раскрытии убийства старика Синицына на Хуторской улице.

Убийства тогда были довольно редким явлением в Одессе, поэтому лишение жизни простого старика-скряги, торговавшего на базаре в птичьем ряду, вызвало пристальное внимание городских властей. Когда Виталий Владимирович приехал на место преступления, он застал там нескольких влиятельных лиц во главе с прокурором. Потом ему позвонил начальник одесской полиции и попросил во что бы то ни стало раскрыть убийство. Ланге ответил: «Хорошо! Прошу только в продолжении трех суток не беспокоить меня и забыть обо мне».

Резонно рассудив, что грабители захотят сбыть похищенные у Синицына вещи, Ланге переоделся женщиной: натянул на себя длинную юбку и кофту, а на голову повязал большой головной платок, которым закрыл себе усы. В таком виде он ночью вел наблюдение за домом скупщицы краденого Двойры Бройд. Интуиция не подвела сыщика. Он заметил у дома двух воров, подслушал, о чем они говорили, и задержал их с помощью переодетого в штатское городового.

Ночь в приюте


Воры признались, что участвовали в налете на дом Синицына, но уверяли, что старика не убивали. Его задушил ремнем известный рецидивист Ткаченко по кличке Петька Голдыш. Вскоре его арестовали. Но на свободе оставался организатор преступления - Ванька Халомидник.

Чтобы выйти на Халомидника, Ланге подкупил одного из знакомых воров - приобрел ему костюм за 6 рублей 50 копеек и подарил свои старые сапоги. Благодарный воришка сообщил, что Халомидник ночует в ночлежном приюте в карантине, и согласился указать на него. Виталий Владимирович вновь прибег к маскараду: оделся в грязный костюм чернорабочего-уголыцика и для пущего эффекта намазал себе лицо, шею и руки черным зубным порошком. Потом, взяв с собою револьвер, отправился на ночлег в приют.

О дальнейшем Ланге писал так: «Придя в приют в сопровождении указчика-вора, мы улеглись на грязные матрацы в том самом месте, где прошлую ночь провел Халомидник. Настроение духа было убийственное, насекомые в громадном количестве не замедлили нанести мне визит и посетить мою голову и тело. Недоверие к соседу возрастало. А вдруг приятель мой изменил мне и предупредил своих товарищей в приюте, сообщив, кто я? Конец будет, уложат на месте и концы в воду. Нервы страшно расшатались, мурашки по телу пробегали в помощь грызущим меня насекомым...»

Но все закончилось как нельзя лучше. Халомидник пришел в ночлежку. Дождавшись, когда он уснет, Ланге вышел на улицу, подозвал городового и вместе с ним арестовал преступника.

Ни чинов, ни денег


Служба полицейского, особенно сыскаря, в России была не только трудна, но и опасна. Впрочем, Ланге о профессиональном риске отзывался как о чем-то будничном.

Как-то поздно вечером на одной из глухих улиц Виталий Владимирович приметил двух подозрительных типов. Те бросились наутек. Ланге погнался за одним, а бывший с ним городовой - за другим. Из оружия у сыщика была при себе только короткая шашка, а вот беглец, как оказалось, имел револьвер. Удирая, он дважды выстрелил в Ланге, но промахнулся, а потом револьвер заклинило.

«Преступник, видя свое бессилие и потеряв надежду на револьвер, решил испытать свою силу и бросился на меня, - писал Виталий Владимирович. - Схватив меня за пояс, старался свалить меня на землю. К его прискорбию, я оказался гораздо сильнее его и, будучи с малолетства хорошим борцом (как воспитанник кадетского корпуса и бывший офицер), я сразу свалил его на землю, наступив коленом на горло. На выстрелы успели подойти какие-то два господина, которые помогли мне связать преступника. При обыске у него я обнаружил часть церковного ручного креста и револьвер с двумя выпущенными пулями и тремя осечками».

Позже, во время задержания очередного преступника в Одессе, Ланге был ранен в лицо, в результате чего полностью ослеп на правый глаз.

Отслужив в полиции 25 лет, Виталий фон Ланге вышел в отставку по болезни. Служба не принесла ему ни больших чинов, ни денег. Он жил на скромную пенсию титулярного советника. Бессарабский губернатор даже обращался к министру внутренних дел с просьбой назначить заслуженному стражу порядка «усиленную пенсию». Министр поддержал ходатайство, но министерство финансов отказало, ссылаясь на недостаток средств.

Ланге был убит в годы Гражданской войны в Березовке, в 80 километрах от Одессы. Обстоятельства его смерти неизвестны. Возможно, с ним расправились бывшие уголовники, которых тогда было немало в отрядах анархистки Маруси Никифоровой и красного командира Григория Котовского, действовавших в тех местах.

Но имя Виталия фон Ланге осталось в истории благодаря его книге «Преступный мир. Мои воспоминания об Одессе и Харькове», вышедшей в 1906 году. Мемуары не имели литературного успеха, но долгие годы считались отличным учебным пособием для сыщиков.

Олег ЛОГИНОВ





Вернуться в «Специстория»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя