Вот только, похоже, сама личность Гая Фокса стала восприниматься людьми совсем иначе - не как злодея, покушавшегося на богоданную персону короля, а как борца за права трудящихся. Случилось это после выхода на экраны уже упомянутого нами фильма «V - значит вендетта» в 2006 году, снятого по одноименным комиксам. Действие фильма происходит в далеком будущем. В Великобритании царит тоталитарный режим, а главный герой (неведомая личность в маске Гая Фокса) выступает борцом с этим самым режимом и в конце концов взрывает-таки парламент на глазах у ликующей публики.
С тех пор маска Гая Фокса стала очень популярна среди интернет-пользователей. И теперь каждый раз в знаменитую ноябрьскую ночь толпы молодежи в точно таких же масках выходят на улицы с плакатами и лозунгами, призывающими к социальной справедливости.
Мог ли Гай Фокс вообще надеяться на то, что именно его имя - единственное из всех, кто принимал участие в заговоре, - останется в памяти народа на целые столетия? Ведь на самом деле роль этого солдата в событиях была минимальной, хотя и весьма существенной. Да, именно его рука должна была поджечь фитиль. Да, Гай Фокс входил в костяк заговора, состоявший из пяти человек. Но он был только исполнителем. Идея же принадлежала не ему. Считается, что первым ее выдвинул Роберт Кейтсби, богатый аристократ, который и возглавил бунтарей. Именно он собрал ту самую первую пятерку недовольных и однажды предложил им взорвать короля ко всем чертям.
Чем же Яков I так насолил католикам? Дело в том, что, взойдя на престол, он не оправдал их ожиданий - не уравнял в правах с приверженцами англиканской церкви и даже не смягчил ограничений, наложенных на католиков покойной Елизаветой I. Постепенно сумасбродная, на первый взгляд, идея покушения обрастала деталями и новыми участниками и в результате вылилась в подготовку целого восстания, в результате которого религиозная и политическая власть в стране перешла бы к католикам. План был таков; Гай Фокс поджигает фитиль, спешит к ожидающей его лодке, быстро-быстро уплывает по Темзе туда, где стоит судно, чтобы переправить беглеца в Нидерланды, в то время как его товарищи, собравшие крупные отряды вооруженных боевиков в провинциях, сразу после взрыва двигаются к Лондону и берут в свои руки власть. Предполагалось захватить дочь Якова I - малолетнюю Елизавету, провозгласить ее королевой и приставить к ней регента из видных католиков. План был разработан до мелочей. Все было подготовлено, и заговорщики только ждали сигнала в виде взрыва парламента, чтобы двинуться на Лондон. Что же им помешало претворить свой план в жизнь? Да обычное предательство. Накануне взрыва один из членов палаты лордов получил анонимное письмо, в котором неизвестный доброжелатель посоветовал ему не ходить на заседание, если ему дорога жизнь, потому что в этот день «нечестивых постигнет кара». Лорд сразу же сообщил о письме. А дальше случилось то, что случилось.
Такова официальная версия произошедшего. Вот только не все так просто. Для исследователей этот эпизод в истории Великобритании до сих пор покрыт туманом. И вот почему. Есть подозрения, что многие документы и отчеты следствия несколько подкорректированы. Ученые выяснили, что даже сам верховный судья «исправлял» показания преступников, если находил в них что-то «не то». Оригинал основного документа - подробных показаний, написанных Томасом Уинтером, одним из главных заговорщиков, вообще исчез, и вместо него появилась весьма сомнительная копия, якобы «беловик», аккуратно переписанный самим Уинтером, который на самом деле был не в состоянии нормально писать, потому что был ранен в правую руку. В результате на свет явилась именно та самая версия заговора, которую знает весь мир. А что же было на самом деле? Этого никто не может сказать наверняка.
А ведь идея была и впрямь сногсшибательная - уничтожить всю правящую верхушку одним махом и таким образом радикально изменить систему управления в стране. Дерзко. Авантюрно. И главное - почти реально! Ведь, не поверите, в те времена английский парламент почти не охранялся. Представьте: его подвалы и нижние этажи просто сдавались в аренду купцам! Заговорщики под благовидным предлогом сумели договориться о субаренде одного из подвалов и постепенно перетаскали туда целых 36 бочек с порохом (а кто догадается, что в бочках порох, а не селедка?). И если бы не то злополучное письмо анонима, взрыв наверняка бы состоялся, а после него мог бы измениться весь ход истории страны. Однако этого не произошло. Почему? Откуда взялось роковое письмо? И как королевские войска сумели в очень короткий срок - в течение всего одной недели - изловить всех в стране заговорщиков? А еще: каким образом вся страна вдруг узнала о сорвавшемся заговоре, учитывая то, что в те времена не было ни телефона, ни телевидения, ни Интернета? Словом, вопросы, вопросы...
Да и разве возможно, чтобы такой грандиозный план родился в головах не самых выдающихся в стране пятерых «умников»? Пожалуй, нет. Современные исследователи пришли к выводу, что как минимум две силы могли незримо направлять заговорщиков. Первая - это иезуиты, которых историки называют «тайной гвардией Ватикана». Известно, что глава заговора Кейтсби часто общался с главой английских иезуитов Генри Гарнетом. А вторая - Роберт Сесил, граф Солсбери, госсекретарь Англии, ближайший соратник короля Якова I, держал под контролем все действия заговорщиков. Как такое может быть?
Объяснения разные. Возможно, Сесил, узнав о планах католиков, решил до поры до времени не принимать мер по отношению к врагам короля, чтобы вскрыть всю сеть заговора, а в последний момент взять их с поличным. Рискованно, ведь под угрозой - жизнь короля. Но очень вовремя посланное «анонимное письмо» позволило провести операцию по обезвреживанию «бомбистов» более чем успешно.
А откуда Сесил получал сведения о действиях заговорщиков? Конечно, у него были агенты. И главную роль, как считают некоторые исследователи, в этом деле сыграла некая дама, точь-в-точь миледи из романа Дюма «Три мушкетера». Ее звали леди Маргарет Милдмэйн. Она «дружила» со всеми - заговорщиками, иезуитами и госсекретарем короля. И обладала колоссальной информацией, которой могла осчастливить любую из сторон. Шпионка экстра-класса, миледи не оставила практически никаких документов, и гипотезу о роли этой дамы в несостоявшемся перевороте ученым удалось составить только на основании нескольких личных писем и косвенных указаний в других документах. Есть версия, что и сама идея взорвать короля была подсказана Кейтсби именно леди Милдмэйн. В одном из своих писем Кейтсби говорит, что его познакомили с одной дамой, «яро сочувствующей нашим идеям». И вскоре после означенного знакомства глава заговорщиков выдвигает четкий план действий, включая взрыв парламента, А кто подсказал эту идею самой миледи? Иезуиты? А что, если это был сам Роберт Сесил? Представьте, есть и такое предположение: госсекретарь с одобрения короля Якова придумал весь заговор, чтобы получить повод наконец-то раз и навсегда расправиться с католиками...
Как бы то ни было, когда пришло время, на плаху отправились не главные кукловоды, а их марионетки. 30 и 31 января 1606 года в центре Лондона во дворе собора Святого Павла состоялась лютая казнь: заговорщиков не просто повесили - полуживых, вытащенных из петли, их еще и кастрировали, выпотрошили, четвертовали и обезглавили. Кейтсби избежал этой страшной участи - он не попал под суд, поскольку погиб в бою, спасаясь бегством от правительственных войск. Гаю Фоксу тоже «повезло»: в момент повешения измученный пытками заговорщик сломал себе шею и умер мгновенно.
Елена ГАЛАНОВА