Ночь ужаса
Только однажды, весной 1899 года, шайка британских колонизаторов, возглавляемая авантюристом Крисом Нордом, предприняла попытку вскрыть двери таинственного хранилища.
— Уверен, что там мы найдём золото и драгоценные камни, которые собирали служители храма долгие годы. Если мы завладеем ими и честно поделим между собой, то будем жить припеваючи до скончания наших лет, — потирал руки Крис, большой любитель поживиться за чужой счёт.
— Выгодное дельце! — проскрежетал его подельник, одноглазый Том Симменс, которого тут же поддержала одобрительными возгласами дюжина отчаянных головорезов. Каждого из них обуревала жажда лёгкого обогащения, и у всех имелось богатое криминальное прошлое.
Алчных британцев не волновали слухи о том, что сокровища находятся под защитой бога Вишну, в честь которого был возведён храм. Когда один из наиболее трусоватых подельников Криса заикнулся об этом, главарь лишь расхохотался:
— Неужели ты веришь байкам аборигенов? Поверь, все эти рассказы — чепуха и вымысел! Мы должны сегодня же забрать из хранилища все до последней золотой монеты… Хватит им пылиться в подземельях. Пусть лучше послужат всем нам!
В ту же ночь вооружённые до зубов бандиты прокрались к храму и тяжёлыми ломиками вскрыли массивные двери. Но, как только они, держа в руках факелы, продвинулись на десяток метров по коридору, ведущему во внутреннее помещение, на них ринулись сотни огромных змей. В ужасе бандиты побросали оружие и бросились наутёк. Симменс, Норд и половина его подельников, укушенные ядовитыми тварями, в муках покинули бренный мир. Выжившие головорезы тронулись умом от увиденного ужаса и на все расспросы лишь удрученно качали головами и тёрли кулаками слезящиеся глаза. Собравшиеся утром перед храмом местные жители увидели, что взломанные двери чудесным образом снова плотно закрыты и не имеют следов повреждений. По городу поползли слухи о том, что британских наглецов покарал сам всемогущий бог Вишну, законный владелец сокровищ.
Он поражает своим богатым убранством и размерами. Храм представляет собой башню высотой 30,5 метра, имеющую семь уровней, которую украшает множество великолепных статуй и скульптур. Входить в храм могут только индуисты в соответствующих одеждах. Внутри располагаются широкий коридор с рельефными столбами и золотой шест с флагом. Стены храма покрыты фресками, которые изображают различные мистические истории.
В главном зале храма находится его святыня — статуя верховного бога Вишну высотой пять с половиной метров. Вишну возлежит на спине гигантского тысячеголового змея, взирая на своих подданных.
Согласно преданиям через княжество Траванкор, где находится храм, проходили оживлённые торговые пути. Богатые купцы из далёких стран, прибывавшие в Индию за товарами, расплачивались золотом и драгоценными камнями, которые хранились в подземельях храма. Кроме того, богатые индийцы регулярно делали подношения Вишну, которые тоже отправлялись в храмовые хранилища. Жрецы берегли их на протяжении веков.
Что касается княжества Траванкор, на территории которого находится величественный храм, то оно стало официальной административной единицей в первой половине XVIII века, но храм стоял на своём месте задолго до этого. В древних текстах, датированных V веком, его именовали Золотым храмом. Согласно преданиям на его постройку ушли тонны драгоценного металла. Самые прекрасные времена для святилища наступили как раз после образования Траванкора. Его правители сумели создать мощное, хорошо вооружённое войско, которое покорило соседние территории и даже нанесло поражение войскам голландской Ост-Индской компании. В те годы княжество процветало, и золото в его казну текло широкой рекой, чтобы затем осесть в подземных хранилищах храма.
Следует отметить, что первые серьёзные посягательства на сокровища храма начались лишь в XXI веке. До этого жрецов-хранителей никто не тревожил. Все началось с того, что известный индийский адвокат Сундара Раджан обратился в Верховный суд страны с заявлением. В нём говорилось: «Учитывая достоверные сведения об утрате целого ряда драгоценных артефактов из храма и их появлении на западных аукционах, откуда они перекочевывают в частные коллекции любителей антиквариата, требую провести вскрытие хранилищ с тем, чтобы произвести тщательный учёт ценностей и привлечь расхитителей к ответственности, если их вина будет доказана!».
Несмотря на яростные протесты служителей храма, компетентные судьи встали на сторону заявителя и удовлетворили его требования. Была создана комиссия специалистов, которая осенью 2011 года вскрыла некоторые подземные хранилища храма. По свидетельствам очевидцев, входивших в комиссию, их глазам открылась следующая картина: «Когда была отодвинута массивная гранитная плита, за ней царил почти абсолютный мрак — его разбавлял лишь тусклый луч света из дверного проёма. Мы заглянули в темноту кладовой, затем включили фонари. Нам открылось потрясающее зрелище: бриллианты и другие драгоценные камни вспыхивали, отражая свет фонарей. Большая часть сокровищ была сложена в деревянных сундуках, но со временем дерево обратилось в труху. Драгоценные камни и золото просто лежали кучами на покрытом пылью полу. Такого обилия драгоценностей мы никогда в своей жизни не видели! Особое впечатление произвёл золотой трон, украшенный бриллиантами и сапфирами».
Комиссия вскрыла пять хранилищ и только шестое, ставшее роковым для британских похитителей, осталось в полной неприкосновенности. Спецкомиссия констатировала, что в подземельях храма находится более тонны золотых монет, тонна золотых слитков и огромное количество рубинов, сапфиров, бриллиантов, изумрудов на сумму более 22 миллиардов долларов.
Специалисты составили подробную опись обнаруженных ценностей, а власти позаботились о том, чтобы храм охраняли специально обученные полицейские. Падманабхасвами и окрестные улицы были напичканы видеокамерами, причём наблюдение велось круглосуточно. У входа в храм установили рамки металлодетектора. Служителей на выходе подвергали тщательному контролю.
Были задержаны служители храма, которых заподозрили в воровстве драгоценностей. После следствия их уголовные дела были переданы в суд, который воздал расхитителям по заслугам.
Но в цепочке мистических событий, связанных с храмом, вскоре появилось новое звено — при загадочных обстоятельствах умер тот самый адвокат Сундара Раджан, который инициировал проверку хранилищ. По официальной версии, он покинул бренный мир из-за лихорадки, хотя никогда на здоровье не жаловался, слыл здоровяком, занимался йогой и долгое время ничем не болел. Но общественное мнение посчитало, что настырного адвоката отправил на тот свет всемогущий Вишну. Масла в огонь слухов добавило пространное заключение патологоанатома, согласно которому вскрытие «не позволило установить причину смерти».
Между тем в индийской прессе развернулась ожесточённая полемика по поводу того, кому должны принадлежать ценности храма. Прежде всего, на них претендует семья правителей Траванкора, которые после ухода британцев из Индии в 1947 году выторговали у индийских властей большие привилегии, включая титул хранителей храма. В 1972 году правительство Индии лишило раджей Траванкора всех привилегий и прав на владение ценностями храма.
Весомые претензии на них предъявляют и функционеры профсоюза сотрудников храма. О своих правах заявляет и федеральное правительство, которое испытывает огромное желание резко пополнить золотой запас страны. По оценкам специалистов, в храмах Индии хранится более трёх тысяч тонн золота, в то время как весь золотой запас страны составляет 550 тонн.
Индийское правительство запустило специальную программу, направленную на привлечение золота в экономику. Храмам предлагается вкладывать сокровища в банки, под гарантированные государством проценты. Само золото должно быть расплавлено и продано мастерам-ювелирам. Тем самым храмы получат постоянный источник дохода и помогут индийской экономике. Но этот шаг вызвал резкое недовольство индуистских организаций. Их лидеры уверены: храмовое золото принадлежит только богам, и не следует ухудшать карму, отнимая у них дары прихожан.
Эти споры предполагается решать в судебном порядке, и уже ближайшее будущее покажет, кому отойдёт золото Падманабхасвами и других храмов.
Владимир Барсов