В древности существовало множество ритуалов, связанных с огненной стихией. Но о том, чтобы контролировать эту стихию, и речи не шло - огромной удачей считалось просто использовать ее себе во благо. Первобытные люди тратили долгие часы на то, чтобы добыть огонь, а затем оберегали и поддерживали его как самое дорогое - ведь без прирученных языков пламени нельзя было ни приготовить пищу, ни согреться в холода. Знания о том, как добывать огонь, и о том, как велика может быть его сила, передавались от родителей к детям, и хранить живительное пламя считалось одной из главных обязанностей каждого члена племени или рода. Обожествляя все силы природы, люди в те далекие времена наделяли огонь магической силой и верили, что он пришел с небес.
Жаркие лучи солнца и грозовые молнии укрепляли веру в то, что пламя - божественная сила, лишь случайно попавшая к людям. Об этом повествуют легенды многих народов, и самая известная из них - греческий миф о Прометее. Титан сочувствовал смертным, жившим в темноте и холоде, а потому украл на Олимпе пламя и принес его на землю. За этот проступок герой понес страшное наказание: его приковали к скале, и каждое утро туда прилетал орел, который выклевывал спасителю человечества печень.
Но, даже научившись добывать огонь, люди все равно почитали его как дар небес. Пламя на языческих капищах поглощало жертвы, вознося их вместе с дымом к чертогам богов, а с ними и мольбы земных жителей о помощи и защите. Огонь погребальных костров помогал умершим попасть в загробный мир, по пути очищая их от житейской скверны. Очистительные свойства огня использовались и в повседневной жизни: его зажигали, чтобы избавить от сглаза жилища, наделить здоровьем и удачей новорожденных, излечить больных...
За века сложилась своеобразная «техника магической безопасности»: во избежание осквернения огня строго запрещалось плевать в пламя, смеяться над ним и даже просто ворошить угли в костре заостренной палкой.
Но, несмотря на почитание, время от времени огонь наказывал человека, уничтожая его жилище, а порой и его самого. Оскверненное же, «обиженное» пламя могло отомстить целому роду, спалив все поселение либо уничтожив охотничьи угодья.
Миновали тысячелетия, но совладать с огненной стихией человек по-прежнему мог далеко не всегда. И особой опасности подвергались жители больших городов, где скученность деревянных строений была очень велика. Стоило в такой тесноте загореться одному зданию - и вскоре вся округа полыхала до тех пор, покуда не выгорала дотла.
Одним из крупнейших «городов-погорельцев» можно назвать Лондон. За период Средневековья около десятка раз огонь уничтожал основную часть его жилых строений. Наибольшее число жертв пришлось на начало XIII века: о той трагедии почти не сохранилось данных, известно лишь число погибших в огне - более 3000 человек. А спустя более трех столетий - в 1666 году - в английской столице разразилось бедствие, по сей день называемое Великим лондонским пожаром. Огонь начал свою страшную жатву в пекарне на Паддинг-Лейн и за четыре дня поглотил более 13 тысяч жилых домов и около 90 приходских храмов. Источники утверждают, что из 80 тысяч лондонцев без крыши над головой остались 70 тысяч. Королевство понесло колоссальные убытки, а к положительным последствиям разгула огненной стихии можно отнести лишь то, что пожар избавил город от трущоб с их вопиющей антисанитарией и заодно прекратил эпидемию чумы, до того больше года уносившую жизни англичан.
Не меньше Лондона пострадала от пожаров и столица России - Москва. Первые упоминания о том, как горела златоглавая, относятся к началу XII века. Причиной возгораний часто становились нападения многочисленных врагов. В 1382 году Москву уничтожил хан Тохтамыш. Хитростью проникнув за ворота, его нукеры убивали и жгли так яростно, что после их набега, как сообщают летописи, «будто и не было Москвы, а только дым и земля почерневшая». Широко известен описанный историком Н.М. Карамзиным пожар, опустошивший столицу России в 1547 году, в начале царствования Ивана Грозного. Народ приписывал начало трагедии колдовским чарам бабки государя Анны Глинской, будто бы лично ездившей по улицам и рассыпавшей повсюду магическое зелье.
В годы правления царя Алексея Михайловича Третий Рим горел так часто, что пришлось организовывать специальную пожарную службу. Кроме того, в домах было приказано держать инструменты для борьбы с пламенем. Доходило и до истинно драконовских мер: летом хозяйкам запрещалось топить печи в домах во избежание возгораний - полагалось строить «летние кухни» во дворах и стряпать там, пока не спадет жара.
Ничуть не реже, чем стихия, причиной пожара становится человеческое разгильдяйство. В 1947 году от него выгорело две трети другого американского города - Техас-Сити. У причала загорелось судно с грузом селитры, а капитан, вместо того чтобы по правилам затушить возгорание, приказал задраить люки трюмов и отправил вестового за пожарной командой. Но пламя не стало дожидаться огнеборцев - селитра взорвалась с такой силой, что вода у пирса, где стоял корабль, полностью испарилась, а взрывной волной были сбиты два пролетавших мимо самолета. Город, где располагались химические склады и заводы, пылал и взрывался несколько дней, 75% промышленных предприятий исчезло с лица земли.
В феврале 1977 года все из-за того же людского легкомыслия (на сей раз это был оставленный без присмотра паяльник) заполыхала главная московская гостиница «Россия». Синтетические обои и полы позволили пожару распространиться по зданию молниеносно - общая площадь возгораний составила более трех квадратных километров, полностью выгорело несколько этажей гостиницы.
А летом 1989 года из-за утечки газа на трубопроводе, идущем от Западной Сибири до Поволжья, произошел взрыв, в эпицентре которого оказались два пассажирских поезда. Взрыв и последующий страшный пожар случились в нескольких километрах от крошечной станции Аша в Челябинской области. Выгорело около 250 гектаров территории, погибли почти 600 человек. Поскольку трагедия случилась в глуши, для эвакуации выживших пострадавших пришлось привлекать солдат и офицеров близлежащей воинской части.
Как ни трагично выглядит история пожаров. и здесь можно встретить курьезные ситуации. В середине XIX столетия в Иркутске из рук вон плохо работала пожарная команда - обычно она прибывала на уже догорающее пепелище. Но стоило губернатору сменить полицмейстера, отвечающего в числе прочего и за тушение пожаров, как ситуация моментально поменялась: огнеборцы спешили по вызову действительно «как на пожар». Губернатор поинтересовался, что нужно делать для достижения столь блестящих результатов. Новый полицмейстер объяснил, что ввел ночные «тревожные выезды» и вручал первому прибывшему на место пожарному рубль, а последнему назначал наказание в десять розог.
Учебные пожарные тревоги, проводимые во всем мире, порой дают неожиданный эффект. Однажды такую тревогу устроили в стокгольмском офисном здании. По звуку пожарной сирены служащие покинули строение за три с небольшим минуты. Главный брандмейстер столицы Швеции был весьма доволен результатом учений, пока его не известили о том, что по сигналу о завершении рабочего дня офисы полностью опустели за две минуты.
Немало забавного можно обнаружить и в «пожарном» законодательстве. В штате Миссури, например, по неизвестной причине огнеборцам строго запрещено появляться на улицах в нижнем белье. Кроме того, до недавнего времени американские законы предписывали премировать команду, первой прибывшую на пожар. Это вызывало непрестанные потасовки между экипажами пожарных автомобилей, сталкивающимися при подъезде к месту вызова. За спором, какая команда оперативнее, о самом возгорании часто забывали вовсе.
Екатерина КРАВЦОВА