Магические лабиринты Арчимбольдо

Невероятные истории шедевров, как материальных, так и духовных
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Магические лабиринты Арчимбольдо

#1 Сообщение zagadki-istorii » 25 окт 2018, 14:17

«Гений, опередивший своё время» — так критики называют итальянского живописца, декоратора, экспериментатора Джузеппе Арчимбольдо. Они считают его предтечей сюрреализма, а также современных художественных инсталляций.

«Времена года»


Наиболее известными в творческом наследии великого итальянца считаются «Времена года». Художник изобразил весну, лето, осень и зиму в виде портретов, составленных из плодов и цветов, характерных для определённого сезона.

Чего только стоит картина «Лето», где в мужском портрете сочный персик — это щека, губы сотканы из спелых вишен, а увесистая груша представляет волевой подбородок! Портрет пропитан летним солнцем, создаёт ощущение знойного полдня, расцвета человеческой жизни, полной надежд и планов.

Весна соткана из цветов и символизирует пробуждение природы.

Осень изобилует дарами природы, подобно тому как зрелый возраст — мудростью и добродетелями. Плодоносная осень плавно переходит в суровую зиму. Её скудные плоды навевают пессимистические мысли. От полотна веет холодом. Но в то же время и надеждой на скорый приход весны. Каждое произведение этого цикла восхищает обилием красок и вызывает желание любоваться им бесконечно, вникая в нюансы и поражаясь буйству фантазии творца и его оригинальности.

Удался живописцу и портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна (в итальянской мифологии — бог времён года). Портрет передаёт наиболее характерные черты правителя — глубокий ум и в то же время закомплексованность и стремление отгородиться от внешнего мира прочной стеной искусства и оккультных наук. В Пражском граде, где с 1853 года жил Рудольф II, он основал кунсткамеру, собрал коллекцию книг, картин, старинных монет, редких минералов и всяческих раритетов, а также приглашал талантливых учёных и творческих личностей и оказывал им щедрую материальную поддержку. При нем в Праге работали астрономы Тихо Браге и Иоганн Кеплер, скульптор Адриан де Врис. Любимчиком императора слыл и Джузеппе Арчимбольдо.

Знаки признания


В 1580 году Рудольф II пожаловал художнику дворянский титул. Портрет покровителя искусств и мецената стал своеобразным знаком благодарности ему со стороны Джузеппе. Прослужив при дворе долгие годы, в 1587 году художник вышел в отставку и вернулся в Милан, однако продолжал создавать произведения в избранном им стиле, которые затем непременно отсылал в Прагу. За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа и крупной денежной суммой.

Оставил потомкам художник и своё изображение. Со знаменитого автопортрета кисти Арчимбольдо взирает интеллигентный мужчина с высоким лбом. Он словно пытается понять, каким будет выглядеть мир спустя века. Даже непосвящённому становится ясно: это неординарная творческая личность. Если при жизни Джузеппе был обласкан вниманием властителей и простых почитателей, работал за высокие гонорары, то после ухода в мир иной он был на долгие годы предан незаслуженному забвению.

Большинство его полотен хранились в частных коллекциях и только в начале XX века стали доступны широкой публике. Посетители выставок Арчимбольдо поначалу сочли его полотна курьёзами, шутливыми мистификациями чудаковатого мастера, составлявшего портреты из овощей, фруктов, цветов, книг, корней деревьев и колосьев злаков. Но затем устойчивый интерес к его магическим картинам открыл миру великого художника. У Арчимбольдо появилась целая армия поклонников, а исследователи посвящали его творчеству интересные многостраничные трактаты.

Импульс к творчеству


1575 год. Джузеппе Арчибольдо. Автопортрет
Джузеппе Арчимбольдо появился на свет в 1527 году в Милане. По мнению биографа художника Паоло Мориджиа, фамилия Арчимбольдо имеет германские корни. Род Арчимбольдо восходил к славным временам Карла Великого. Впоследствии семейство Арчимбольдо перебралось в Италию.

Известно, что прапрадед Джузеппе — Гвидо Антонио Арчимбольдо — в 1489 году стал архиепископом Милана, унаследовав сан от покойного брата Джованни.

Отец Джузеппе — талантливый живописец Бьяджо Арчимбольдо — гордился своей родословной и прививал почтение к предкам и своему отпрыску.

Бьяджо дружил с учеником Леонардо да Винчи — Бернардино Луини, у которого после отъезда учителя из Милана остались наброски и записные книжки великого Леонардо.

Джузеппе с отцом часто навещали мастерскую Луини. Пока старшие общались, беседовали, смотрели новые работы друг друга и спорили об искусстве за бокалом доброго вина, юноша с огромным интересом рассматривал гениальные рисунки Леонардо, изображающие удивительных сказочных чудовищ, невероятные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Скорее всего, именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо и натолкнуло его на мысль превращать картины в загадочные коллажи.

Большую часть времени юный Джузеппе проводил в отцовской студии, где впитывал секреты мастерства. С18 лет помогал отцу в исполнении заказов. К примеру, с необыкновенным рвением участвовал в росписи стен и купола Миланского собора. Этим заказом отец необычайно гордился и считал, что участие в таком масштабном проекте станет отличной школой для наследника. Катаклизмы истекших веков уничтожили многое из того, над чем трудились отец и сын, но все же сохранились прекрасные витражи, выполненные ими в строго традиционной манере и посвящённые Святой Екатерине.

Таланты и поклонники


В 1551 году Бьяджо скончался, и Джузеппе твёрдо решил продолжить дело отца. Вскоре он успешно завершил росписи в церкви святого Маврикия в Милане, а затем выполнил ещё один престижный заказ — роспись пяти гербов по заказу герцога Богемского Фердинанда.

В 1562 году добившийся известности и признания Джузеппе был приглашён императором Священной Римской империи Максимилианом II в Вену на должность придворного портретиста. Максимилиан всегда советовался с приглашенным по вопросу приобретения предметов искусства для своего дворца.

— Я полностью доверяю твоему вкусу, дорогой Джузеппе! — повторял властитель.

Продолжал работать в Вене Джузеппе и тогда, когда корона императора от Максимилиана II в 1575 году перешла к его преемнику Рудольфу II, предпочитавшему жить в Праге. С ним у Арчимбольдо сложились тёплые, доверительные отношения.

— Я поклонник твоего творчества, как и мой предшественник, — говорил художнику император.

В такой благоприятной обстановке раскрылись и другие таланты Арчимбольдо: он изобретал и строил различные гидравлические механизмы, на его счету три музыкальные машины, у которых звук соответствовал тому или иному цвету.

В обязанности Джузеппе входило также содержание в образцовом порядке экспонатов императорского музея, где хранилась коллекция произведений искусства и разных раритетов.

И конечно же, Арчимбольдо писал свои портреты-коллажи, вплетая в них дары природы, а также музыкальные инструменты и даже кухонную утварь. К примеру, голова портрета «Повар» составлена из сочного жаркого и кухонной посуды.

Неотъемлемыми элементами портрета библиотекаря являются (что вполне естественно) книги.

Художник считал, что своим творчеством он выражает как живую природу, так и природу вещей. Как никто другой, он умел передавать в своих картинах дыхание природы, её краски и великолепие, умирающее и снова возрождающееся.

Домашний гений


Император Рудольф II называл Джузеппе «своим домашним гением» и «ангелом-хранителем».

— Твои полотна отгоняют тоску, спасают от хандры и навевают приятные мысли, — признавался властитель художнику.

Друг Джузеппе и его биограф Паоло Мориджиа писал о нём так: «Вовсе не случайно императоры благоволят Джузеппе. Он по праву заслужил уважение и почёт своим многогранным творчеством. Это художник редкого таланта, также весьма сведущий в других дисциплинах; доказав свои достоинства как изобретателя, так и экстравагантного живописца. Не только на родине, но и за границей он снискал наивысшие похвалы, и слава о нём дошла до европейских императорских дворов. Сильные мира сего с удовольствием путешествуют по магическим лабиринтам картин Арчимбольдо. Они будят фантазию и отвлекают от горестных дум!».

Отдав долгие годы служению при дворе Рудольфа II, Джузеппе отпраздновал в Праге свой 60-летний юбилей и попросил властителя об отставке.

— Меня одолели недуги. Хочу провести остаток дней в родном Милане и найти там последнее упокоение, — признался императору Джузеппе, терзаемый мочекаменной болезнью.

Император отпустил живописца, выделив ему «за долгую, верную и добросовестную службу» полторы тысячи гульденов — по тем временам приличную сумму.

11 июля 1593 года живописец умер, о чём есть запись в регистрационной книге миланского магистрата.

После кончины художника его идеи вдохновляли многих мастеров кисти. У Арчимбольдо появилась армия подражателей. Как талантливых, так и не очень. Но, заимствуя лишь его внешние приёмы и не понимая идей, заложенных художником в свои творения, они так и не поднялись до высот мастера. Арчимбольдо навсегда остался непревзойдённым художником натурфилософской школы.

В настоящее время художественные критики и эксперты называют Джузеппе «классиком маньеризма». Также они усматривают в его творчестве предвосхищение сюрреализма, а картину «Библиотекарь» считают «триумфом абстрактного искусства в XVI столетии».

С творчеством Арчимбольдо можно познакомиться в итальянской галерее Уффици во Флоренции, во французском Лувре в Париже, а также в музеях Австрии, Чехии, Швеции, США.

Владимир ПЕТРОВ





Вернуться в «История исскуств»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 16 гостей