«Морской сборник» — рай для литератора

Невероятные истории шедевров, как материальных, так и духовных
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

«Морской сборник» — рай для литератора

#1 Сообщение zagadki-istorii » 26 янв 2019, 22:46

В 1858 году в России были впервые изданы отдельной книгой «Фрегат «Паллада» очерки Ивана Александровича Гончарова, которые поначалу публиковались в журнале «Морской сборник». Сочинение это стало итогом не только творчества писателя, но и результатом усилий генерал-адмирала императорского флота великого князя Константина Николаевича. Он не только сам писал стихи и прозу, но сделал журнал Морского министерства — «Морской сборник» — одним из самых популярных научно-литературных изданий империи.

Сын и брат самодержца

Ясно, что если генерал-адмирал был вторым сыном императора Николая I и братом императора Александра II и имел в своём распоряжении бюджет Морского министерства, то он не имел никаких ограничений в своих планах и деяниях, суть которых состояла не в содержании балерин, а в расцвете отечественной маринистики.

Журнал «Морской сборник» был учреждён ещё указом Николая I в марте 1848 года, но к завершению Крымской (Восточной) кампании был бесцветным и скучным ведомственным изданием. В середине XIX века русский флот подвёргся небывалому доселе разгрому. На Чёрном море почти весь флот был уничтожен. Более того, по мирному договору России запрещалось иметь его там вообще. На Балтике — скопление устаревших парусников, вооружённых устаревшими пушками. Но главное — не было «морской идеи», которая могла бы захватить и сплотить русское общество: от адмирала до матроса, от купца до сельского священника.

Журнал как метод воспитания

Генерал-адмирал флота убедил брата — самодержца Александра II, — что прежде чем строить корабли и береговые крепости, надо воспитать людей, способных положить жизнь на алтарь морской службы. Как один из методов воспитания он предложил развитие журнала «Морской сборник». Надежды возлагал на его главного редактора — Платона Лисянского, — сына знаменитого мореплавателя и будущего полного адмирала флота Юрия Фёдоровича Лисянского.

В середине 1850-х годов даже самый любознательный российский гражданин мог узнать о красотах и богатствах морей, окружавших его державу-континент, лишь из сочинений тех писателей и художников, что могли позволить себе дальние путешествия. Генерал-адмирал, великий князь Константин Романов пригласил ряд авторов послужить отечеству под Андреевским флагом. По замыслу Константина Николаевича, писатели должны были отправиться в дальние плавания на кораблях военного флота, вести дневники и записывать наблюдения, а по возвращении опубликовать свои рукописи. Но исключительно на страницах журнала «Морской сборник».

«Бюджетный мёд» для писателей

Журнал «Морской сборник». Первый выпуск
Авторы всех времён и народов сталкиваются с трудноразрешимыми проблемами: это изыскание средств на время создания своих шедевров, а затем поиск издателя с последующим «выколачиванием» из него гонорара. Будучи сам не чужд литературного творчества, великий князь предложил выбранным авторам настоящий «бюджетный мёд» для творчества. Военно-морской архив до сих содержит документы, касающиеся условий оплаты «творческих командировок» для авторов «Морского сборника», уходивших под парусами на все четыре стороны света. Во-первых, всем им выплачивалось ежемесячное денежное вознаграждение в размере 100 рублей. Немало по курсу 1856 года. Причём почётные пассажиры-литераторы во время плавания могли исполнять за дополнительный оклад и обязанности чиновников Министерства иностранных дел. Тот же Иван Гончаров на фрегате «Паллада» осуществлял литературное редактирование переписки всей дипломатической миссии князя Евфимия Васильевича Путятина. Во-вторых, по возвращении у литераторов выкупались рукописи их сочинений для публикации на страницах «Морского сборника». И после издания им выплачивался авторский гонорар. То есть авторы фактически получали тройной гонорар за счёт бюджета Морского министерства.

У сухопутного Военного министерства также были «свои» авторы, но о таких условиях для творчества никто из них даже не мечтал. Великий князь ещё в середине XIX века понял и оценил важность «информационной войны». Он понимал, что хороший пропагандист стоит целой дивизии. Стоит добавить, что его опытом спустя 40 лет воспользовались в кайзеровской Германии, когда с 90-х годов XIX века стали строить армаду «Флота Открытого моря». И в императорской Японии, когда закладывались броненосцы эскадр адмирала Того Хэйхатиро. Именно тогда возникла потребность воспитать у подданных готовность оплатить за счёт налогов нужды военно-морских сил.

Литераторы великого князя

На «странице редактора» в одном из номеров «Морского сборника», выпущенного осенью 1856 года, было напечатано: «Редакция благодарит неизвестного писателя за предложение обязательной доставки рукописей статей для предварительного прочтения в III Отделение канцелярии Его Императорского Величества». То есть журнал-то флотский, издаётся под опекой родного брата самодержца, но жандармы — первые ценители талантов авторов. Имени автора этого замечательного предложения редактор, впрочем, не назвал. Ясно, что литераторы, лояльное отношение которых к властям вызывало сомнение, к высокооплачиваемым командировкам не допускались. Логично: если в своих рукописях и речах ты проклинаешь самодержавие — с какой стати кормиться за его счёт? Но и верных престолу талантов хватало. В Российском государственном архиве Военно-морского флота хранится документ, который так и называется — «Список литераторов, командированных редакцией журнала «Морской сборник». Из него видно, что писатель Алексей Писемской убыл на Каспийскую флотилию в Астрахань; писатель Сергей Максимов уехал в Архангельск описывать красоты Севера. Михаил Михайлов — в Оренбургский край. Александр Михайлов, а также сочинители Лев Мей и Григорий Данилевский — на корабли и в порты Балтийского моря. Целый писательский десант отправили за казённый счёт на Чёрное и Азовское моря: Александр Афанасьев-Чужбинский, Николай Греч, Иван Давыдов, Василий Мосальский, Алексей Потехин, Сергей Максимов, Николай Филиппов, Александр Островский, Алексей Вышеславцев… Вы не знаете таких писателей? А между тем когда-то они были очень популярны, и их читали в петербургском Адмиралтействе.

Надо отметить и благородство великого князя: когда Михаил Михайлов, находясь в командировке, заболел и умер, тот повелел редакции выкупить у его вдовы даже неоконченные рукописи…

Привлечённые щедрым гонорарным фондом, в редакцию стали отправлять свои творения авторы, чьи имена мы помним и сегодня: Владимир Даль, Николай Пирогов, военный историк Александр Висковатов… В каждом номере редакция приглашала авторов к сотрудничеству. Правда, доходило до курьёзов. Лейтенант-штурман Балтийского флота Иван Новосильский до того увлёкся мореходной астрономией, что прислал рукопись, озаглавленную ни мало ни много — «История Луны». Автор был убеждён, что доподлинно знает историю возникновения естественного спутника нашей планеты.

Адмирал-продюсер

Деятельность генерал-адмирала Константина Романова в качестве продюсера журнала скоро дала свои плоды. Уже в 1861 году введённая поначалу обязательная подписка на журнал для офицеров и чиновников флота была отменена. Ранее она составляла пять рублей в год, которые удерживались из жалованья в приказном порядке. «Морской сборник» стал настолько популярным, что на него подписывались по собственной инициативе. Вскоре издание стало не только самоокупаемым, но и прибыльным. Напечатать своё творение на его страницах было честью для каждого литератора. Тем более что в редакции практически отсутствовала цензура, если тема статьи не касалась социальных вопросов.

Успех был столь впечатляющим, что в 1873 году издание предложили передать в частные руки. Тема обсуждалась вплоть до 1879 года. Но приватизацию популярного журнала пресёк сам морской министр. В конце концов «Морской сборник» имел целевую аудиторию, состоявшую из чинов военного флота, среди его подписчиков и авторов было немало лиц, допущенных к военным тайнам, и передать его в частные руки, возможно, иностранного шпиона, было бы крайне недальновидно.

Редакционная тайна

В 2018 году журналу исполнилось 130 лет, но до сих пор никто не видел фотопортрета одного из его главных редакторов. Того, кто фактически превратил журнал из унылого ведомственного в популярное издание. Пока не найден и портрет полного адмирала флота Платона Лисянского, писателя и сына великого мореплавателя Юрия Лисянского. Может быть, таким образом отомстили ему те, кого он и великий князь Константин Николаевич не допустили на страницы «Морского сборника»?

Александр СМИРНОВ





Вернуться в «История исскуств»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и 10 гостей