Турецкие ляпы

Невероятные истории шедевров, как материальных, так и духовных
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Турецкие ляпы

#1 Сообщение zagadki-istorii » 14 фев 2019, 18:42

Бориса Акунина часто обвиняют с том, что в его романах много исторических ляпов. Но огрехи писателя - ничто по сравнению с той кучей ошибок, что допускают экранизаторы его книг. Наглядный пример - фильм «Турецкий гамбит» (2005).

Термос и Мурманск

В самом начале фильма Джаника Файзиева нам показывают, как Эраст Петрович Фандорин (Егор Бероев) резво отступает под натиском злых турок по полю подсолнухов. При этом герой отстреливается из рычажного винчестера модели 1894 года, а действие ленты, заметим, начинается в 1876-м. Что еще забавнее, винчестер появляется у персонажа ниоткуда: до того он бежал с винтовкой Мосина. Она, кстати, тоже прибыла из будущего - из 1891 года.

Османский тайный агент Анвар-эфенди также предпочитает оружие завтрашнего дня. Он убивает пленного из револьвера марки Webley. И хотя данная фирма в описываемое время уже существовала, злодей пользуется револьвером модификации Mk. VI, появившейся в самом конце XIX века.

Далее честь опередить свое время выпадает русским казакам, ведущим у костра лирическую беседу о северном сиянии над Мурманском. Но данный город будет основан только в 1916 году.

Действующие лица «Турецкого гамбита» вообще заглядывают в будущее на каждом шагу. Даже единственная дама в картине - Варя Суворова (Ольга Красько) - внезапно затягивает: «Жаркий огонь полыхает в камине. / Тень
моя, тень на холодной стене...» А это, на минуточку, Булат Окуджава - «Дождик осенний». И песня уже звучала ранее в кино - в фильме «Капитан Фракасс» (1984).

Смотрим дальше. Генерал Мизинов (Владимир Ильин) гоняет чаи из граненого стакана. Сам по себе граненый стакан получил распространение в России еще при Петре I, но проблема в том, что на экране мы видим «мухинский» стакан с гладким ободком вверху, вошедший в обиход в советское время.

Чай вновь призывает дух футурологии в сцене, где Варя предлагает напиток в «термической фляге» журналисту Маклафлину (Даниэль Ольбрыхский). Очень мило с ее стороны, но термос будет изобретен лишь в 1892-м.

А ближе к финалу Фандорин пресекает попытку турок подать сигнал. Они собирались сделать это выстрелом из ракетницы. Какие продвинутые оттоманы: сигнальные пистолеты изобрели американцы (пистолет Вери), но они были приняты на вооружение в 1882 году. И только на флоте.

Царь в чужих эполетах

Ляпы «Турецкого гамбита»
Отдельная печаль костюмы и мундиры в фильме. Киношники всегда наступают на одни и те же грабли: сначала нанимают экспертов, чтобы те отобрали аутентичные наряды и аксессуары эпохи, а потом комбинируют их, как придется, лишь бы поэффектнее. И черт с ней, с достоверностью!

Так, турецкий полковник Исмаил-бей (Гоша Куценко) демонстрирует всем желающим свои нарукавные галуны из двойного белого шнура. Выглядит эта вязь красиво, но не соответствует артикулу. Людям его звания полагалось нарукавное шитье из широкой золотой тесьмы.

Капитан Перепелкин (Александр Лыков) представляется интендантом, но интендантам не были положены аксельбанты, в которых персонаж щеголяет.

Жандармские офицеры, как и надо, расхаживают в голубых мундирах. Однако им полагались брюки более светлого оттенка, а на экране и «верх», и «низ» у них одного тона. Более того, османы обряжены в форму точно такого же цвета (шили-то все на студии из одного материала). На деле одеяния воинов султана были тогда серо-синими.

Когда в картине объявляется ротмистр Гродненского гусарского полка Зуров (Дмитрий Певцов), то он почему-то вышагивает в доломане 1-го Сумского полка (голубая ткань, золотое шитье, красное кепи). А у румынского полковника Лукана (Виктор Вержбицкий) вместо положенной «красным гусарам» (роши-орам) черной шапки наличествует неуставная белая.

Даже император Александр II (Евгений Лазарев) чудит - носит эполеты с собственным вензелем. Это его лейб-офицеры должны демонстрировать вензель правящего самодержца. Царю же полагалось иметь на эполете знак предшественника, в данном случае - Николая I.

Любители «беломора»

Файзиев и его команда сажают ляпы так густо, что невольно отвлекаешься от сюжета. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов воздушные шары для разведки не использовались, но в кадре присутствует огромный секретный монгольфьер. Который к тому же никак не реагирует рывком вверх или вниз, когда в него кто-то запрыгивает или сбрасывает балласт.

Тот же Зуров, впервые появляясь среди офицеров и журналистов, вместо того чтобы представиться присутствующему в палатке генералу Соболеву (Александр Балуев) как старшему по званию, в упор не видит начальство, обнимается с Фандориным и вообще ведет себя очень развязно. Любой бы на его месте загремел на гауптвахту за грубое нарушение субординации, но суровый Соболев словно не замечает вызывающего поведения ротмистра.

Смешит момент, когда герои находят бумагу с печатью султана. В Османской империи правитель не имел своей печати: ее функцию выполняла тугра, личный знак, каллиграфически выписанный арабской вязью.

Персонажи неизменно курят в кадре какой-то «Беломор» - папиросы с гильзой заводского изготовления. Но в те времена папиросы набивались вручную, и табак в них занимал все внутреннее пространство.

Далее полковник Лукан называет своего правителя принцем Карлом. Но даже в русской транскрипции этот исторический деятель фигурирует как князь Румынский Кароль.

Непонятно, зачем диверсант Анвар каждый раз надевает перчатки, собираясь кого-то убить. Не может же он бояться оставить на месте преступления отпечатки пальцев. Дактилоскопия-то войдет в практику лишь в XX веке. И что за винтовка с подзорной трубой, которой он пользуется? Да, мини-тубусы применялись уже тогда для лучшего прицеливания. Вот только в них не было линз: трубки просто помогали лучше видеть мишень, а не приближали ее.

Барышня с золотой гирей

Огромную логическую дыру пробивает в сюжете эпизод дуэли Перепелкина и Лукана. Выжившего в противостоянии должны были арестовать и судить, поскольку дуэли давно находились под запретом, а в военное время еще и жестко карались - особенно если к смертоубийству привела ссора офицеров союзных держав. А тут - словно никому дела нет до трупа полковника.

Совершенно потрясает неправдоподобием эпизод, в котором Варя убивает плохого парня, хряпнув его по голове золотым слитком.

Весь фильм нам усердно показывают, насколько она слабая девица, и вдруг барышня без малейшего усилия хватает 12-килограммовый кирпич и отправляет злодея на тот свет.

Наконец, следует сказать несколько слов о главном герое. Бероев со своими 189 см оказался значительно выше своего персонажа: рост Эраста Петровича, по книгам, 178 см. Поэтому сцена, в которой герой встречается с императором Александром II, выглядит несколько анекдотичной. Царь со своими 186 см должен был смотреть на Фандорина сверху вниз, а получается, что Эраст Петрович видит лысину самодержца, поскольку исполнитель роли монарха еще и явно ниже прототипа.

И, кстати, у Эраста Петровича, если верить книгам Акунина, должны быть голубые глаза. У играющего же его актера они карие. Что интересно, из всех исполнителей роли Фандорина один Илья Носков в «Азазеле» (2002) по этой части отвечает каноническому образу.

И это хорошо показывает, что не стоит требовать от «Турецкого гамбита» слишком многого. Если уж нам подсунули Фандорина, который на себя не похож, глупо ждать, что авторы фильма будут с уважением относиться к историческим фактам.

Александр ЧЕКУЛАЕВ





Вернуться в «История исскуств»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 11 гостей