Страница 1 из 1

Самодур на троне

Добавлено: 26 мар 2019, 19:26
zagadki-istorii
Режиссер Виталий Мельников снял серию фильмов о российских государях. «Бедный, бедный Павел» (2003) - последний и самый любопытный из них. Он радует любителей хорошей игры и драматургии, но смущает ценителей исторической правды.

«Хотели как лучше...»

Картина основана на драме Дмитрия Мережковского «Павел I» и отражает специфические взгляды писателя на противоречивую фигуру императора. К слову, из-за этих взглядов Мережковского в годы правления Николая II пытались привлечь к суду за «дерзостное неуважение к Высшей Власти».

Забавно, но основную идею пьесы и ленты по ее мотивам проще всего описать знаменитым черномырдинским: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Сын Екатерины Великой предстает на экране полным благородных побуждений реформатором, искренне пытающимся изменить Россию к лучшему. Беда в том, что по своим личным качествам этот человек был совершенно непригоден не то что ко взваленной на себя высокой миссии, но и к управлению страной вообще. Психически неуравновешенный, склонный к паранойе и лишенный государственного мышления, Павел прослыл опасным самодуром. Он бессистемно карал и миловал подданных и фонтанировал безумными прожектами, настроив против себя все слои общества.

Учитывая такой характер царя, решение взять на его роль темпераментного Виктора Сухорукова оказалось абсолютно точным. Со своими 169 сантиметрами роста актер лишь немного выше 166-сантиметрового венценосца и довольно похож на него, разве что глаза не навыкате, и павловскую курносость ему пришлось придавать с помощью грима. Единственный серьезный промах: Павел был голубоглаз, у артиста же глаза карие. Та же ошибка и с императрицей Марией Федоровной. У прототипа - синие глаза, у сыгравшей же эту роль Оксаны Мысиной - карие.

Смена караула

Кино начинается с того, что в ноябре 1796 года в Гатчину прибывает гонец, который приносит Павлу весть о смерти его матери, тем самым сообщая, что тот унаследовал трон. К сожалению, Мельников серьезно исказил факты, перенося на экран столь хорошо задокументированное событие.

В фильме гонцом выведен любимец государя Иван Кутайсов (Игорь Шибанов). На самом деле гонцом был граф Николай Зубов (Сергей Мурзин). И прискакал он в Гатчинский дворец, согласно камерфурьерскому журналу, не ночью, а днем. Поэтому Павла не поднимали с постели, как показано в картине. Более того, во время прибытия гонца он находился за пределами дворца - обедал с приближенными на мельнице.

Что еще важнее, посыльный объявил не о кончине императрицы, а только о постигшем ее ударе: в тот момент она пребывала в беспамятстве после инсульта. В действительности Павел успел примчаться к ней в Зимний дворец и еще несколько часов прождать, пока его родительница не испустила дух 6 ноября в 9:15 вечера.

Далее следует такая сцена: Кутайсов приносит новому монарху завещание Екатерины, в котором трон якобы передается ее внуку Александру. За это придворный немедля получает чин гардеробмейстера. История с пропавшим завещанием, увы и ах, только легенда. Но даже в легенде Кутайсов не фигурирует. Сплетники говорили, что бумагу будто бы отдал Павлу будущий канцлер Александр Безбородко (Вадим Лобанов).

Не узнаю Ваш портрет!

Разумеется, Зимний дворец, куда перемещается действие, предстает в кадре в современной бирюзовой окраске. А в описываемую эпоху он был бело-желтым. Среди других ляпов следует отметить грушевидную колбу Рейшауэра с длинным горлом, которую укладывает в саквояж лейб-медик Роджерсон (Сергей Барковский): ее изобретут в середине XIX века. Опередила свое время и игрушка ванька-встанька - с нею сравнивает себя граф Петр Пален (Олег Янковский). Хотя сама игрушка в конце XVIII века существовала, но называлась она «кувыркан».

Любопытно изображены в фильме близкие императора. Великий князь Александр (Алексей Барабаш), старший сын, показан как красивый длинноволосый юноша с локонами цвета темного меда. Судя по всему, режиссер ориентировался на портрет цесаревича 1792 года, где у наследника в самом деле кудри до плеч. Вот только к восшествию батюшки на престол Александр уже стал стричься короче, ибо волосы у него сильно вились и укладывать их в «павловскую» косицу было сущим мучением. Остается заметить, что он был не темно-русым, а ярким блондином.

Супруга царевича Елизавета Алексеевна (Анна Молчанова) тоже не вполне похожа на прототип. В кадре мы видим ярко выраженную брюнетку, в то время как та являлась типичной светловолосой немецкой принцессой, на каких традиционно женились российские великие князья.

Юлия Маврина, сыгравшая Анну Лопухину, совсем на неё не похожа
Нелады с «мастью» и у фаворитки императора Анны Лопухиной (Юлия Маврина). У Мельникова она блондинка с гармоничными чертами лица. У реальной Анны Петровны лицо было грубовато, а волосы - темно-каштановые. И с венценосцем барышня познакомилась во время его пребывания в Москве, в то время как в фильме это происходит в Санкт-Петербурге.

Сумбурное правление

Съемки «Бедного, бедного Павла» проходили с ноября по февраль 2001-2002 годов, оттого в нем нет эпизодов с летней натурой, что дезориентирует зрителя. Ведь в сюжете отражены все годы правления императора, но они сливаются в одну длинную зиму. Основные моменты деятельности главного героя сбиты в кучу и хронологически не выверены.

Так, по фильму получается, что монарх назначает Палена военным губернатором столицы почти сразу после кончины Екатерины II, заявляя, что доволен его деятельностью в Риге (на посту губернатора Курляндии). И тут же Пален получает графский титул. На самом деле в Риге сановник крупно проштрафился (по ошибке с почетом принял высланного князя Платона Зубова) и попал в опалу до 1798 года. Титул графа ему дали только в 1799-м.

Строительство Михайловского замка в картине начинается ближе к концу павловской эпохи. Конечно, это не так. К проектированию дворца приступили в 1784 году, а работа на объекте закипела зимой 1797-го.

Отдельная история с градоначальником Одессы Дерибасом (Борис Хвошнянский). Уже в начале ленты офицеры дивятся его назначению управляющим лесным департаментом, хотя это случилось только под конец 1799 года. Полностью выдумана сцена смерти Дерибаса от яда на императорском балу. Слухи об отравлении этого испанца на русской службе ходили, но преставился он у себя дома, проболев несколько дней.

Наиболее неправдоподобно выглядит эпизод с убийством Павла I. Хотя участники этой драмы предсказуемо путались в показаниях, пытаясь обелить себя в глазах потомков, картина преступления сложилась вполне ясная. В фильме царь еще не ложился, он в сапогах и сорочке, а его спальня не больше комнаты в студенческом общежитии. В реальности, когда убийцы проникли во дворец, он уже почивал в ночной рубашке. А покои государя были обширны - в них без труда поместились два десятка ворвавшихся к нему людей.

На экране венценосец встречает заговорщиков с достоинством, отвергает предложенное ему отречение от престола и получает роковой удар в висок. Все занимает пару минут. В действительности монарх испугался и спрятался за ширму, из-за которой его пришлось извлекать. И переговоры об отречении заняли довольно много времени. Мятежники надеялись избежать цареубийства, но патологическое упрямство Павла и его вера в свою избранность не оставили им выбора. Как не оставил выбора зрителям режиссер, решив уж очень сильно упростить и урезать историю правления самого странного и непонятого царя, не зря прозванного Русским Гамлетом.

Александр ЧЕКУЛАЕВ