Одной из таких женщин-воительниц была Женевьева Премуа, вошедшая в историю как «шевалье Бальзатар» и «драгунка»...
Женевьева Премуа родилась в марте 1660 года. С раннего детства она отличалась озорным, мальчишеским нравом: любила ездить верхом, училась фехтовать и стрелять из пистолета. В конце концов, ее шалости чуть не довели ее до беды. Как-то раз 16-летняя Женевьева повздорила со своим старшим братом и в ярости пальнула в него из пистолета. К счастью, брат был всего лишь ранен. Однако, опасаясь родительского гнева, она убежала из дома.
Ну, и чем же было заняться одинокой 16-летней девушке, оставшейся без единого су? Можно было бы, конечно, стать «девицей легкого поведения». Но Женевьева выбрала другой путь - она записалась в драгунский полк принца Конде, назвавшись шевалье Бальзатаром. Никто из вербовщиков не заподозрил подвоха.
Принц Луи Конде (по прозвищу Великий) был в те времена самым талантливым полководцем Франции. В 1676 году, когда Женевьева сменила женское платье на мужской драгунский мундир, принц Конде вел военную кампанию в Эльзасе и Бельгии против австрийцев.
Командовал ими тоже далеко не последний человек в военном деле - генералиссимус Раймондо Монтекукколи. Так что кампания была для Конде не простой. И Женевьева сразу же попала, образно говоря, с корабля на бал. Едва записавшись в драгунский полк, она тут же очутилась в самом пекле сражений.
В первом же бою при Ипре в 1676 году она была ранена, но при этом ухитрилась убить двух офицеров противника и взять в плен третьего, за что удостоилась похвалы начальства. Потом она принимала участие во всех кампаниях с 1676 по 1678 год, была еще несколько раз ранена.
Эта крепость был «крепким орешком». Защитники города разрушили дамбы и затопили окрестности. Они стремились потянуть время, рассчитывая на подход подкреплений, на усталость и истощение французов. Но французы отступать не собирались. Под стены крепости прибыл сам «король-солнце» Людовик XIV. С собой король привез маршала Вобана - знаменитого инженера, специалиста по обороне и взятию крепостей.
Вопреки советам и к удивлению короля, Вобан выступил за дневную атаку. Предложение казалось шокирующим - крепость была сильна, и французский генералитет склонялся к штурму под покровом темноты. Но Вобан настоял на своем: он хотел застать противника врасплох.
17 марта 1677 года в девять часов утра французские войска пошли на штурм. Мушкетеры опустили подъемный мост и вошли в город, захватывая один дом за другим. За ними устремились драгуны, в числе которых была и Женевьева. Она была ранена, но бросилась на вражеского кавалериста и убила его. Этот подвиг произошел на глазах Людовика XIV, который высказал приближенным свое восхищение отвагой юного драгуна (король, как и все, даже не догадывался, что это была женщина!). Валансьен был взят.
В бою под Лиллем погибло много драгун - боевых товарищей Женевьевы. Полк начал отступать. Тогда Женевьева взяла командование на себя, перестроила драгун, повела их в атаку и разгромила противника. За этот подвиг ее произвели в корнеты. Лихой корнет еще дважды отличился в боях под Бушенью и Камбре.
Лишь после заключения Нимвегенского мира (1678 год) Женевьева, наконец-таки, могла отдохнуть от двухлетней походной жизни. По случаю победоносного мира Людовик XIV щедро наградил своих воинов. Не оказалась обойденной и Женевьева Премуа (по бумагам она значилась как «шевалье Бальтазар»). Храбрый корнет получил чин лейтенанта.
Однако при Людовике XIV промежутки мирного времени тянулись недолго. Король стремился к господству над всей Европой. Что, конечно же, вынудило остальные государства забыть на время взаимные распри и объединиться против него.
Образовалась мощная коалиция, в которую вошли Австрия, Голландия, Англия, Испания и Швеция. Этот союз получил название Аугсбургской лиги.
В 1688 году вспыхнула очередная общеевропейская война. И естественно, драгунский «лейтенант Бальтазар» оказался снова в седле, снова в походах, снова в боях.
В 1688 году Женевьева отличилась при осаде крепости Филиппсбург (причем она была трижды ранена в голову). Великого Конде уже не было в живых (он умер в 1686 году), и французскую армию возглавил его ученик - маршал Люксембург. 1 июля 1689 года в битве при Флерюсе (в Бельгии) маршал наголову разгромил союзные войска. Героиней битвы опять стала Женевьева: она сумела застрелить наводчика вражеского орудия, чем спасла жизни многих своих товарищей, которые после этого захватили всю батарею.
Но в сражении под Льежем храбрая Женевьева была серьезно ранена в грудь. Попав в руки лекарей, она не могла скрыть свой истинный пол. Так вся французская армия узнала, что отважный лейтенант Бальзатар на самом деле - женщина! Об этом удивительном случае донесли королю. Людовик, пораженный отвагой «хрупкой девушки», разрешил ей продолжать службу в чине лейтенанта. После этого она стала носить юбку, но в остальном ее униформа ничем не отличалась от униформы драгунского офицера.
«Драгун в юбке» продолжал удивлять Францию своими подвигами. Так, в сражении при Штейнкерке она ранила в плечо вражеского полковника и взяла его в плен, а после осады Намюра король Людовик XIV пригласил ее ко двору. Она прибыла в Версаль и произвела там сенсацию (придворные дали ей прозвище «драгунка»). Король лично вручил ей наградную шпагу.
После торжественного приема в Версале Женевьева вновь вернулась в свой полк. Однако провоевала «драгунка» недолго. Ее дважды тяжело ранило, и она была вынуждена несколько лет восстанавливать свое здоровье. За свои подвиги Женевьева была одной из первых удостоена нового ордена Святого Людовика.
Кровопролитная война Аугсбургской лиги закончилась в 1697 году. Ни Франция, ни ее противники не могли одержать решительную победу. Поэтому итогом этой 10-летней бойни стало всего лишь закрепление статуса-кво. Всем в Европе было очевидно, что это всего лишь передышка, и новая схватка не за горами. И события не заставили себя долго ждать. Последняя война для Людовика XIV (и для Женевьевы Премуа) получила название «войны за Испанское наследство» (1701-1714 гг.).
В 1701 году испанский король умер, и на престол в Мадриде взошел герцог Филипп Анжуйский - внук и покорная марионетка в руках своего могущественного деда Людовика XIV. Вся огромная испанская колониальная империя попала в руки французского короля. Ни Англия, ни Австрия, ни другие государства Европы не могли смириться с таким усилением французского могущества. Началась война.
Конечно, воинственная «драгунка» не могла усидеть в тылу. Женевьева Премуа вновь поступает на военную службу. В 1702 году она отметилась в сражении при Люццаре (в Италии), где с криком «Да здравствует король!» повела за собой две роты драгун. После этого эпизода следы ее теряются, и до сих пор неизвестно, что с ней стало и где она умерла...
Дмитрий ПЕТРОВ