А как бы выглядела мировая история, если бы в команде Ганнибала оказались мудрые советники, благодаря которым не Рим победил Карфаген, а наоборот?
Почти два с половиной века в будущем непримиримые, враги - Рим и Карфаген - были союзниками. В 509 году до н.э. эти два государства заключили торговый договор. У Рима и Карфагена был общий враг - греки. Это позволяло двум государствам находить общий язык и не конфликтовать.
Да, собственно, что было делить римлянам и карфагенянам? У обеих держав было много схожего. Формально обе они были республиками, хотя по факту у власти стояла аристократия. Правда, римляне предпочитали действовать с позиции силы, расширяя свою территорию и покоряя соседние племена. Карфагеняне, будучи потомками финикийцев, предпочитали действовать лестью и подкупом. Благо, обладая мощным военным и торговым флотом, недостатка в средствах они не испытывали. Карфаген считался богатейшим городом древности. Купцы его создали мощнейшую торговую сеть, раскинувшуюся от Египта до Испании.
Но в III веке до нашей эры интересы карфагенян пересеклись с интересами усиливавшейся Римской республики. В 264 году началась Первая пуническая война, закончившаяся поражением Карфагена. Однако затем, после захвата серебряных рудников в Испании, Карфаген стал даже сильнее, чем раньше. Итак, мы переносимся в 221 год до нашей эры - в момент, когда наиболее влиятельным политиком является Ганнибал Барка, а Рим и пунийцы находятся на грани новой войны.
Положение Ганнибала во многом напоминало положение Гая Юлия Цезаря, который, впрочем, в нашем варианте истории еще не родился. Власть в Карфагене находилась в руках аристократии, которая замешана в многочисленных коррупционных скандалах. Державой тогда управлял совет старейшин, и, хотя формально существовало Народное собрание, оно играло чисто номинальную роль. Олигархи - вот кто реально правил Карфагеном!
Ганнибал же не вписывался в их среду. Получивший хорошее образование, он, тем не менее, воспитывался в военном лагере своего отца Гамилькара Барки и поэтому был чужд интересам аристократии, хотя и принадлежал к членам влиятельной и богатой семьи.
После смерти отца (он утонул в реке, отступая перед войсками варваров) Народное собрание, а затем и совет старейшин утвердили в должности главнокомандующего 26-летнего Ганнибала.
Ганнибал выиграл множество битв, но проиграл войну из-за вражды с олигархами. Те всячески саботировали слишком популярного в народе полководца. Например, задерживали отправку войск в Италию или тянули с выплатой денег наемникам, чем вызывали их недовольство. Решающим станет 221 год до н.э. «У нас» Ганнибал решил, что Карфаген не готов к новой войне с Римом, и предпочел разобраться с внутренними проблемами, обеспечив себе перед началом кампании надежные тылы.
Молодой Ганнибал мог не спешить. Благо его семья владела серебряными рудниками в Испании, и финансовая база позволяла ему искать новых влиятельных сторонников, вести агитацию в армии, приобретая все большую популярность. Почти три года шла тайная работа, и вот настал нужный момент. В 218 году до н.э. произошел переворот. У Карфагена высадился десант из 15 тысяч ветеранов-солдат, преданных лично Ганнибалу. Народ радостно приветствовал их, противостоять же повстанцам попытались лишь несколько аристократов, которые ненавидели семью Барки. Разумеется, сопротивление было быстро подавлено, и Ганнибал с триумфом вошел в Карфаген.
Переворот произошел под популистскими лозунгами и почти бескровно. Враждебные аристократы были казнены или высланы, а их имущество - конфисковано. На эти деньги Ганнибал завоевывал любовь черни («хлеб и зрелища» были востребованы не только в Риме), а также приобретал новых союзников и нанимал войска. Он сумел решить ливийскую проблему, пообещав ливийцам, которые примут участие в походе на Рим, все права граждан Карфагена. И эти ущемленные и самые бесправные подданные государства поставили Ганнибалу тысячи воинов.
Подготовка к войне с Римом шла полным ходом. В Вечном же городе пока все ограничивалось громкими лозунгами: «Тиран Ганнибал объявил себя царем! Хотя подобное варварство вполне ожидаемо от жалких пунийцев». А между тем вокруг Рима уже сжималось кольцо врагов, ставших в будущей войне союзниками Ганнибала.
Второй Пунической войне не суждено было длиться 18 лет, как это было в реальной истории. Неожиданный удар мощного карфагенского флота и высадка десанта солдат-ве-теранов под командованием брата Ганнибала - Гасдрубала - в 208 году до н.э. не оставили шансов для союзников Рима. Важнейший порт - Сиракузы - пал еще до того, как римляне сумели перебросить на Сицилию подкрепление. Карфагеняне, теперь имеющие в своем распоряжении тыловую базу, легко уничтожили римский флот, пытавшийся отбить Сиракузы. В ходе морской битвы погибло ударное ядро римского войска - десятки тысяч солдат. Флот карфагенян устроил настоящий террор в Средиземном море.
И пока их десанты высаживались под Мессиной и Капуей, оттягивая на себя немало сил римлян, Ганнибал с основным войском двинулся в свой знаменитый поход через Альпы. В тяжелейшем переходе он потерял много солдат, но на севере Италии его ряды пополнили галлы, желавшие посчитаться с притеснявшим их Римом. Конечно, они сражались не за Карфаген, а за свои интересы, но Ганнибала это не смущало. Его жизненным кредо было: «Рим должен быть разрушен», а уж чьими руками - дело десятое.
Захват карфагенянами Корсики и Сардинии дал им безоговорочное преимущество на Средиземном море, а самое главное - позволил братьям -Ганнибалу, Гасдрубалу и Магону - координировать свои действия, не опасаясь, что гонцы, отправленные ими по морю, будут перехвачены флотом неприятеля. Конечно, дело делалось не быстро, но уже в 24 году до н.э. Рим был осажден сразу тремя армиями карфагенян.
Увы, Рим, который считал себя непобедимым, внезапно оказался один на один с врагом. Его армии были разгромлены поодиночке, собрать в единый кулак их не удалось. Все союзники и, в первую очередь, греки, переметнулись на сторону победителя. Под стенами Вечного города стояло огромное хорошо подготовленное войско, к которому постоянно подходили подкрепления. А римлянам ждать помощи было неоткуда.
Осада, продолжавшаяся почти год, закончилась решительным штурмом. Рим пал. Ганнибал, ранее всегда мягко обращавшийся с пленными, в этот раз изменил своим принципам. В плен не брали почти никого - ни аристократов, ни плебс. Когда население города было вырезано, Ганнибал велел разрушить Рим, а землю на том месте, где он стоял, засыпать солью, чтобы больше никто никогда не решился поселиться на этом месте.
Эпоха Рима закончилась, началась эпоха Карфагена. В отличие от римлян, карфагеняне предпочитали действовать силой не оружия, а денег. Лишь в крайнем случае они нападали на обнаглевших варваров. Гораздо дешевле войны были хорошие торговые отношения с соседями и подкуп их вождей.
После уничтожения Рима Карфаген превратился в огромную торговую империю. Кстати, Ганнибал, победив в войне, отказался от звания диктатора, и власть перешла к народному собранию и совету старейшин. Первая демократия появилась в Северной Африке, а не в Европе!
Уничтожение Рима поможет уцелеть уникальным самобытным цивилизациям - например, в Британии. Торговля с Карфагеном поможет гораздо быстрее развиться европейским государствам, основанным варварами. Ну и, наконец, принципы, которые лежат в основе политики Карфагена в отношении своих вассалов, не позволят уничтожить цивилизации Северной и Южной Америк. С майя, ацтеками, инками и так далее будут торговать, но не вырезать их под корень.
Победи Ганнибал - и наш мир был бы куда добрее. Увы, все пошло не так...
Андрей ЛЕШУКОНСКИЙ