«Крестовый поход» в Америку

А что было бы если?
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

«Крестовый поход» в Америку

#1 Сообщение zagadki-istorii » 28 фев 2016, 18:00

История завоевания Америки испанскими конкистадорами интересна и парадоксальна. Небольшие отряды авантюристов смогли за короткое время повергнуть в прах могучие империи индейских народов, захватив их богатства, а затем и земли. Но что было бы, если бы покорение Центральной Америки началось на два века раньше?

И с армией ацтеков столкнулись бы не конкистадоры Эрнана Кортеса, вооруженные аркебузами, а например, французские рыцари? Удалось бы тогда завоевать Мексику так же быстро и легко?


Центральное событие европейской истории XIV века - это Столетняя война. Основными соперниками в ней были Англия и Франция, но в орбиту этого конфликта оказались втянуты большинство стран Старого Света. Но если бы история сложилась чуть иначе, и англичане не решились бы начать вторжение на континент? Логично предположить, что это позволило бы сэкономить всем сторонам массу энергии, средств и ресурсов, которые можно было бы направить на другие цели. Например, на развитие мореплавания. Испания в XIV веке была еще раздробленной, победа над маврами в Реконкисте еще даже не обсуждалась. А потому вместо нее на звание главной морской державы мира вполне могла претендовать Франция. К концу XIV века французские корабли могли бы достичь берегов Америки, где французским рыцарям предстояло бы столкнуться с невиданным ранее врагом.

Удар «копья»


Французская армия XIV века представляла собой традиционное средневековое феодальное войско. Основной боевой единицей и ударной силой было так называемое «рыцарское копье» - рыцарь с вооруженной свитой. «Копье» могло состоять из двух человек (рыцарь и оруженосец), а могло из десятка и даже двух. Несколькими объединенными «копьями» командовали рыцари-баннереты - те, кто имел право поднимать над полем сражения свое личное знамя.

Главной ударной силой, конечно, была тяжелая рыцарская конница. Ее сокрушительная атака способна была разметать почти любой строй. Правда, именно XIV век стал тем временем, когда пехота раз за разом доказывала свою способность побеждать.

Лучники во французской армии, разумеется, имелись, но они так и не стали представлять собой самостоятельную грозную силу. Собственной уникальной школы стрельбы из лука во Франции не развилось, как и специальной тактики с акцентом на обстрел противника. Чаще предпочтение отдавалось наемникам-арбалетчикам. Чаще всего это были генуэзцы, охотно сражавшиеся под знаменами французских рыцарей за хорошую плату. Стрелы из их арбалетов летели дальше и били сильнее, чем у лучников, но времени на перезарядку требовалось гораздо больше. К тому же из-за особенностей оружия (поперечное расположение лучка) арбалетчики не могли стрелять из плотного строя.

Стальные люди


Вооружение французских воинов XIV века было традиционным для Средних веков. Рыцари в атаке наносили свой коронный таранный удар длинным тяжелым копьем, а затем сражались мечом. К концу XIV столетия со сцены постепенно стал сходить традиционный романский меч, предназначенный для сильных рубящих ударов, так как более эффективными против новых типов доспехов стали уколы. Теперь в ножнах французских рыцарей покоились мечи готического типа с более узким и длинным клинком. Дополнительное вооружение каждый выбирал себе по вкусу - это могли быть секира, кистень или тяжелая булава.

Доспехи уже стали достаточно сложными и тяжелыми. В конце XIV века сформировался так называемый миланский доспех, закрывающий практически все тело. При этом он оставлял гораздо больше свободы для движений, чем пришедшие ему на смену готический и максимилиановский доспехи. Облаченный в миланский доспех рыцарь мог сражаться пешим, сохраняя мобильность. При этом не прикрыты стальными пластинами были только подмышки (при поднятой руке) и иногда задняя сторона ног. Горло защищал массивный бувигер (подбородник), а голова была надежно укрыта шлемом-бацинетом с широкой кольчужной бармицей.

Под доспехи надевали простеганный толстый гамбезон - больше всего походивший на современную телогрейку, но гораздо плотнее. Гамбезон сам по себе вполне мог защитить даже от сильного удара заточенным мечом. А будучи поддетым под латы, он прежде всего смягчал и амортизировал удары.

Полный доспех себе позволить могли только рыцари. Обычные воины довольствовались одним гамбезоном с некоторыми латными элементами.
Прежде всего, защитить старались голову. Но легкие пехотинцы предпочитали и шлем полегче - обычно шапель, похожий на шляпу, с открытым лицом и широкими полями. Некоторые могли себе позволить стальной нагрудник, прикрывавший также живот и пах.

Армия с деревянными мечами


Как известно, коренные цивилизации Америки не знали обработки металлов (кроме золота), а потому у них не было ни металлического оружия, ни доспехов как таковых. При этом воинская культура у многих индейских народов была отлично развита. Сильнее всего выделялись ацтеки, для которых война была настоящим культом. У них существовало даже подобие рыцарских орденов - общины «воинов-ягуаров» и «воинов-орлов». Попадали туда, в первую очередь, дети знати, хотя за особые заслуги на поле боя этой чести мог удостоиться и простолюдин. Лишь «ягуары» или «орлы» могли стать военачальниками. Но они же тренировались усерднее всех и овладевали оружием в совершенстве. Это была настоящая элита ацтекского войска. Именно от их действий, в первую очередь, зависел успех сражения.

Несмотря на архаическое общество, армия у ацтеков была неплохо организована. Она делилась на подразделения численностью от 20 до 8000 человек, которые могли действовать в бою как совместно, так и по отдельности. Существовали даже подразделения своеобразного спецназа. Воины, которых называли куаучикке, были специально обучены для действий в тылу врага и диверсионных акций. Куаучикке тренировались отдельно от всех и действовали парами, прикрывая друг друга.
Принадлежать к этому отряду было весьма почетно, хотя составляли его исключительно ацтеки незнатного происхождения. Куаучикке подчеркивали свою исключительность и во внешнем виде: они обривали голову наголо, оставляя прядь волос над левым ухом, а перед тем как отправляться на задание, раскрашивали лицо яркими красками. В отличие от современного спецназа, куаучикке не стремились остаться незамеченными. Наоборот, одной из их функций было напугать врага, а потому их атаки были внезапными, очень шумными и неистовыми.

Главным оружием ацтеков были копья с наконечниками из обсидиана. Но привилегированные воины также использовали уникальные мечи-дубинки, известные под названием макуауитль, или макуахутл. Это плоская дубинка длиной около метра, напоминающая по форме весло. В ее грани вставлялись осколки того же обсидиана, которые крепились специальным клеем, сваренным из смолы растений. Получалась своеобразная «пила», удар которой одновременно оглушал и наносил ужасные рваные раны. Помимо стандартных, встречались и огромные двухметровые экземпляры, которыми сражались двумя руками. Удар такого оружия был страшен. Испанские конкистадоры вспоминали, что самые умелые воины ацтеков одним взмахом макуауитля способны были отрубить голову лошади!

Защитное же снаряжение ограничивалось простыми деревянными щитами, хлопковыми простеганными рубашками (гораздо тоньше европейских гамбезонов), костяными или деревянными шлемами. Воины ацтеков делали главную ставку на грубую физическую силу и подвижность, а не на совершенство доспехов или оружия.

Битва за пленников


Если бы французские корабли достигли Мексики к концу XIV века, то европейцы столкнулись бы вовсе не с той могущественной империей ацтеков, которую пришлось покорять испанцам. Государство только начало формироваться, и на трон Теночтитлана взошли самые первые правители. Это означало, что французам вряд ли пришлось бы иметь дело с многотысячными армиями индейцев - их пока что было сложно собрать. Это несколько уравнивает шансы, если учесть, что за океан на покорение новых земель вряд ли смог бы отправиться отряд больше тысячи человек. Скорее всего, им командовали бы один или несколько рыцарей-баннеретов. Кроме рыцарей, оруженосцев и вооруженных слуг, там наверняка имелся бы и отряд генуэзских арбалетчиков в две-три сотни человек.

Сложно представить, чтобы корабельное дело успело развиться до такой степени, что французы перевезли бы с собой рыцарских коней. Так что сражаться на чужой земле рыцарям пришлось бы в не самом привычном для себя пешем строю. Это почти исключает возможность быстрых ударов и вообще активных атакующих действий со стороны французов, учитывая вес их доспехов. Так что инициатива принадлежала бы индейцам.

Тактика ацтекского войска нам хорошо известна. Сначала врага обстреливали лучники и пращники, держась на безопасной дистанции, затем в атаку шли пехотинцы. При сближении где-то на 50 метров они пускали впереди себя тучу дротиков с помощью атлатлей - копьеметалок, значительно увеличивающих силу и дальность броска. После этого ацтеки бросались в рукопашную схватку. Впереди - «ягуары» и «орлы», а за ними - простые воины, добивавшие раненых и подбиравшие пленников.

Кстати, взять врага в плен считалось большим подвигом, чем убить его. В этом индейцы действовали почти так же, как и европейские рыцари. Правда, если европейцев интересовал возможный выкуп, то ацтекам пленники были нужны для кровавых жертвоприношений.

Неуязвимые завоеватели


Итак, прежде всего на занявших оборонительную позицию французов обрушился бы град стрел и камней. Однако это вряд ли смогло бы причинить серьезный вред спешенным воинам. То же самое относится и к дротикам с каменными наконечниками - пробить латы они могли едва ли. Ацтеков ожидал неприятный сюрприз - привычная тактика не работала, нарушить чужой строй не удалось. Поэтому исход боя должна была решить рукопашная.
И здесь все тоже складывалось не в пользу индейцев. Железные мечи европейцев не только с легкостью разрубали щиты и пробивали легкие стеганые «доспехи» противников, но и в некоторых случаях могли запросто разрубить надвое макуауитли. А вот ацтекам, чтобы хотя бы ранить даже простого пехотинца, не говоря уже о рыцаре, пришлось бы потрудиться изрядно - простой гамбезон оказался бы надежной защитой от любого индейского оружия.

Даже неожиданное появление в тылу отряда куаучикке вряд ли смогло бы переломить ход сражения в пользу ацтеков. Чувствующие себя практически неуязвимыми в своих доспехах французы уж точно не стали бы пугаться раскрашенных лиц и диких криков. Поэтому практически однозначно, что в бою взяли бы верх европейцы. Иной исход был бы возможен разве что при условии кардинального численного превосходства ацтеков, когда французов просто завалили бы телами.

Другое дело, что, выиграв битву, французы вряд ли выиграли бы войну. Внушить мистический ужас индейцам, как это сделали испанцы аркебузами, им было нечем. Стальной меч был для ацтеков очень мощным, но все же понятным оружием, а потому объявлять его владельцев пришедшими из-за моря богами никто бы не стал.

Скорее всего, битва следовала бы за битвой. И, несмотря на то, что французы имели бы преимущество и чаще выходили бы победителями, покорение Мексики оказалось бы куда более длительным и сложным процессом, чем это вышло в реальности.

Виктор БАНЕВ





Вернуться в «Альтернативная история»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 12 гостей