Олег Вещий: между историей и легендой

Не подтверждённые научным сообществом факты
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Олег Вещий: между историей и легендой

#1 Сообщение zagadki-istorii » 20 сен 2016, 07:57

Мировая история насчитывает множество великих личностей. В мифах и легендах живут богатыри и герои. Но есть персонажи, удобно расположившиеся в народном сознании ровно посередине между историей и легендой. Один из них - Олег Вещий.

Родственные тайны


Повествовать о героях, подобных Олегу, чрезвычайно увлекательно, но непросто. Рассказчик рискует либо отклониться в сторону сказки, либо утонуть в разнообразных и часто противоречивых источниках. Биография этого правителя прямо-таки переполнена загадками и даже начинается с вопроса: откуда взялся на Руси Олег Вещий? Он попадает в поле зрения летописцев в тот момент, когда после смерти Рюрика становится регентом при малолетнем княжиче Игоре. «Повесть временных лет» говорит об Олеге как о Рюриковом родиче, а в утраченной Иоакимовской летописи (которую пересказал историк В.Н. Татищев) сказано еще точнее: Олег - шурин Рюрика, брат одной из его жен. Если так, то решение Рюрика было абсолютно обоснованным: чужому человеку доверять воспитание сына опасно, а родич мог должным образом позаботиться о наследнике.

Олег именно так и поступил: он воспитывал Игоря как своего сына, а затем сосватал ему подходящую жену Прекрасу, в дальнейшем названную почему-то Ольгой. Летопись говорит о том, что девушка нашлась «из хорошей семьи» - внучка самого Гостомысла, рожденная его старшей дочерью. Гостомысл был новгородским воеводой, который, не имея сыновей, пригласил на княжение в Новгород своего зятя Рюрика, мужа одной из дочерей - Умилы.

Какая же связь была между этими персонажами? Разгадку содержит еще один источник - так называемая Типографская летопись (ее копия хранилась в Синодальной типографии). В ней прямо сообщается, что Ольга-Прекраса была родной дочерью Олега Вещего. А если так, то Олег имел не менее прав на новгородский стол, чем Рюрик, кроме того, Гостомыслов род не прерывался со смертью Рюрика и даже со смертью Олега.

Итак, Олег вполне законно вступил в права регентства и принялся управлять доставшимся ему княжеством. Власть его была тем крепче, что кроме прав на княжение он был еще и Вещим, то есть волхвом, обладал силой жреца и чародея. По легенде, он провидел будущее и не могли его убить ни меч, ни стрела, ни ведовство.

Собиратель земель


Олег княжил в славянских землях «30 лет и 3 года» - срок более подходящий для былины, чем для реального времени правления. Впрочем, возможно, автор «Повести временных лет» основывался на более ранних источниках, о которых нам ничего неизвестно. Интересно, что как раз на время княжения Олега приходится самый обширный пробел летописи - из 33 лет его правления поздние редакторы вымарали 21 год! Очевидно, не потому, что в эти годы на Руси решительно ничего не происходило. Скорее, наоборот, в это время происходило нечто такое, о чем не полагалось знать потомкам.

Но, несмотря на все пробелы в источниках, кое-что о деятельности Олега все же известно. Он деятельно занимался собиранием земель: взял на копье Смоленск и Любеч и посадил там наместников, а затем обратил свой взор к Киеву. Уж больно заманчивой выглядела мысль объединить северо-запад и южные области Руси в одном государстве.

В Киеве в то время правили варяги Аскольд и Дир, не имевшие формальных прав на княжеский стол. Чтобы отнять у «самозванцев» власть, Олег собрал большое войско из нескольких племен, но действовал, как обычно, хитростью. Он известил князей, что некий купец едет по торговым делам «в греки» от Олега и Игоря, и пригласил варягов посетить корабли. А когда те прибыли с визитом, Олег заявил Аскольду и Диру, что они не княжеского рода и прав на Киев не имеют, зато сам он - князь, а для пущей значительности предъявил им еще и Игоря-княжича. После этой демонстрации князей тут же убили, и Олег благополучно занял освободившееся место правителя.

«Малой кровью» завоевав Киевское княжество, Олег достиг сразу двух целей. Во-первых, сложился центр будущего единого Древнерусского государства. Под рукой Олега к началу X века оказались поляне, древляне, ильменские словене, кривичи, вятичи, уличи, тиверцы, северяне, радимичи. Через племенных князей - вассалов Олега и его наместников строилось общее управление образовавшимся государством. Ежегодные объезды «подведомственных территорий» - полюдье - закладывали основу налоговой и судебной систем. В годы княжения Олега на Русь пришла славянская письменность. Неудивительно, что некоторые историки именно Олега, а не Рюрика, признают основателем Древнерусского государства.

Во-вторых, Киев находился на пересечении оживленных торговых путей, и кроме того, с киевских земель удобно было совершать дальние походы, в том числе «за море». И Олег, разумеется, с размахом использовал открывшиеся внешнеполитические перспективы.

Щит на вратах Царьграда


Несколько столетий до появления на берегах Днепра Олега с его дружиной расположенный по соседству Хазарский каганат безнаказанно собирал дань с ближних к нему славянских земель. Но Вещий князь за небольшой срок сумел заставить хазар не только прекратить сбор дани, но и вообще забыть дорогу в славянские земли.

А в 907 году князь нацелился на еще более могущественного соседа - Византийскую империю. Согласно «Повести временных лет», Олег собрал колоссальный по тем временам флот из 2000 кораблей и, недолго думая, двинул его на Византию. Возможно, византийцы и не придали бы большого значения очередному набегу «диких варваров», но, разграбив округу, войско славян подступило к стенам Царьграда. Взять силой неприступные стены было трудно, оставалось, как делал Олег много раз, прибегнуть к хитрости. Летопись повествует, что русский князь повелел поставить корабли на колеса и обратился к богам с просьбой послать им попутный ветер. Боги пошли навстречу желанию мудрого волхва, и перед изумленными византийцами был разыгран грандиозный спектакль: по земле на Царьград двигался огромный флот. Спектакль остался бы просто представлением, но византийцам было ведомо пророчество, начертанное на гробе императора Константина: «Семихолмный град падет, когда вражеские корабли перейдут посуху перешеек...» Пророчество ли напугало византийцев или собранная Олегом воинская сила, но Царьград сдался. Русский князь символически прибил на ворота свой щит в знак победы, и между Византией и Русью был заключен договор о беспошлинной торговле славян в византийских землях.

Важными в этом походе оказались не столько конкретные достижения, сколько созданный прецедент: победа молодой державы над одним из сильнейших государств мира, осколком великой Римской империи. Интересно, что ни одна летопись не упоминает об участии в византийском походе Игоря. Неизвестно, то ли он был оставлен «на хозяйстве» в новгородских землях, то ли принимал участие в походе, но никак не отличился и писать попросту было не о чем.

В традиционной историографии византийский поход Олега - последнее его крупное политическое деяние перед общеизвестной смертью от змеиного укуса.

Одна история - два финала


Однако смерть Олега Вещего не менее загадочна и окутана тайной, чем его жизнь. Легенда о том, что «принял он смерть от коня своего», так мастерски изложенная Пушкиным, - лишь часть этой загадки.

Предание гласит, что волхвы обещали князю смерть от любимого коня. Олег приказал отправить любимца на дальнее пастбище и кормить до самой его смерти. Когда князь в следующий раз вспомнил о своем верном коне, тот был уже
мертв. Узнав об этом, Олег посмеялся над предсказанием волхвов и пожелал увидеть кости «смертельно опасного» для него животного. Но едва он ступил ногой на череп коня, как оттуда выползла змея и укусила Олега, от этого князь и скончался. Произошло это, согласно «Повести временных лет», в Киеве, где на горе Щекавице и похоронили князя-кудесника.

Историки, однако, увидели в древнем предании ряд очевидных несоответствий. Прежде всего, в Приднепровье не водятся змеи, чей укус в ногу смертелен для человека. Гадюка, самая ядовитая из местных змей, должна была укусить князя в шею и при этом попасть точно в сонную артерию, чтобы он так внезапно скончался.

Кроме того, другой источник - Новгородская первая летопись - совсем иначе рисует финал жизни Олега. Там говорится, что князь умер в Ладоге по дороге в Новгород из-за моря, где его «уклюнула змея». А в «заморских землях» могло найтись сколько угодно змей, чей укус действительно смертельно опасен. В пользу этой версии говорит еще одна «Олегова могила», которую по сей день демонстрируют экскурсантам в Старой Ладоге. Правда, нужно отметить, что раскопок на месте кургана не производилось и доказательств «новгородской версии» смерти Олега у историков столько же, сколько у приверженцев «Повести временных лет».

О жизни и смерти Олега Вещего мы можем узнать лишь из разрозненных летописных свидетельств и народных легенд. Но дела его говорят о нем больше, чем сказал бы любой самый надежный источник. Поэтому князь Олег, кем бы он ни был на самом деле, остается мудрым правителем, много сделавшим для Российского государства, и эта былинная фигура никогда не затеряется для потомков во тьме веков.

Екатерина КРАВЦОВА





Вернуться в «Версии и гипотезы»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость