Русский след люфтваффе

Не подтверждённые научным сообществом факты
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Русский след люфтваффе

#1 Сообщение zagadki-istorii » 10 окт 2016, 11:31

Почти за сотню лет, прошедших со дня основания советско-немецкой авиабазы в Липецке, она успела обрасти ворохом мифов и легенд. Действительно ли фашистский меч ковался в СССР? Посещал ли школу Геринг? Почему курсант Чкалов попал под арест сразу после выпуска? Мы решили подробно разобраться в этих и некоторых других вопросах.

Пиратство в облаках и океане


После поражения в Первой мировой войне Германии было запрещено иметь военную авиацию, и она оказалась отброшена чуть ли не в эпоху воздушных шаров. Немцы сделали ход конем и перенесли свои авиазаводы в другие страны, но этот шаг был бы бессмысленным без программы подготовки летчиков. Европейские страны из-за боязни санкций со стороны Франции и Великобритании помочь Германии здесь ничем не могли. А вот Советскому Союзу, который и так уже находился под санкциями, из-за Гражданской войны лишился почти всего квалифицированного авиаперсонала и имел устаревший малочисленный парк воздушных машин, терять было нечего.

Поскольку у Германии были технологии, но не имелось возможности их испытывать, а у СССР была возможность, но отсутствовали технологии, страны быстро сблизились в сфере сотрудничества в области авиации. 11 августа 1922 года между рейхсвером и Красной армией было заключено секретное соглашение о сотрудничестве.

В целях маскировки планировалось создать совместный авиацентр под крышей какого-нибудь советского подразделения, и выбор пал на Вторую высшую школу красных военных летчиков в Липецке. Школа была закрыта, а на аэродроме, близ него и в городе закипела работа: ударными темпами возводились необходимые здания, имеющиеся ремонтировали и модернизировали. В марте 1925 года подготовительные работы были завершены, из Германии начал прибывать персонал.

Совершенная секретность сильно затрудняла доставку грузов в школу: так, чтобы получить немецкий самолет в июле, его нужно было отправить под видом сельхозтехники в феврале. Чтобы ускорить процесс, военные ведомства обеих стран ударились в абсолютную контрабанду: грузы по морю в Ленинград доставлялись на маленьких парусных судах, минуя таможню, а часть грузов самолетами с фальшивыми опознавательными знаками разных стран перевозилась по воздуху прямо в Липецк.

Чкалова - под арест!


Фото германских курсантов авиашколы в Липецке
Первой целью авиашколы являлся выпуск летчиков для люфтваффе. Для этого планировалось провести переподготовку летчиков-ветеранов Первой мировой войны и обучить молодых пилотов, чье базовое обучение обеспечивали немецкие спортивные и гражданские авиашколы. Через Липецк прошли многие высшие чины Германии: Артур Пауль (один из руководителей инженерной службы люфтваффе), Отто Деслох (начальник авиационных школ люфтваффе), Ганс Ешоннек (ближайший сотрудник Геринга, начальник генштаба люфтваффе), Николаус фон Белов (личный адъютант Гитлера в 1937-1945 годах), Карл Бем-Теттельбах (адъютант Кейтеля во время подписания капитуляции Германией), Гюнтер Лютцов (ас истребительной авиации).

Советские летчики также не остались в стороне от учебного процесса (в конце обучения они проходили практику с немецкими инструкторами). А с 1925 года в школе регулярно проводились учебные бои с немецкими коллегами. Правда, поначалу сталинские соколы терпели в них поражение из-за того, что имевшиеся на вооружении наших ВВС истребители Fokker D.XI уступали немецким Fokker D.XIII, но все равно бои давали РККА ценнейший тактический опыт.

В конце 1927 года курсы повышения мастерства в Липецке прошел и знаменитый советский летчик Валерий Чкалов, занявший затем на экзамене первое место. Впрочем, после этого он... схлопотал 20 суток ареста за головоломный финт: во время показательного полета выполнил несколько фигур высшего пилотажа, вдруг перешел в крутое пикирование и вышел из него у самой земли.

Из других известных лиц в Липецке обучался сын Инессы Арманд - Федор. Предполагался и приезд авиаконструктора Андрея Туполева, но тот из-за занятости школу так и не посетил.

Подводя итоги деятельности липецкой авиашколы за 1925-1926 годы, один из создателей ВЧК-ГПУ Иосиф Уншлихт писал: «Школа своей работой дает нам:
1) капитальное оборудование культурного авиагородка;
2) возможность в 1927 г. поставить совместную работу со строевыми частями;
3) кадры хороших специалистов, механиков и рабочих;
4) учит новейшим тактическим приемам различных видов авиации;
5) испытанием вооружения самолетов, фото, радио и др. вспомогательных служб дает возможность путем участия наших представителей быть в курсе новейших технических усовершенствований;
6) дает возможность подготовить наш летный состав к полетам на истребителях;
7) дает возможность путем временного пребывания в школе наших летчиков пройти курс усовершенствования». О схожем впечатлении упоминал и начальник ВВС РККА Петр Баранов: «Для нас крайне важно перенять организаторские навыки немцев путем дальнейшей посылки в максимальном количестве для обслуживания школы и тренировки в ней нашего летного и подсобного персонала».

Чей меч ковался в СССР?


Вторым направлением деятельности школы, помимо подготовки летчиков, являлись испытания новых образцов самолетов и авиационного оборудования. В новинках и вправду недостатка не было: немецкие и советские специалисты вместе испытывали новые синхронизаторы стрельбы через винт, беспроволочный телефон для связи самолета с землей, новую аппаратуру для киносъемки, кинофотопулеметы. Отдельно шли испытания вооружения: новые газовые, зажигательные, бетонобойные и фугасные бомбы, взрыватели с замедлением, трассирующие, дымовые пристрелочные и зажигательные патроны для пулеметов, 20-миллиметровые авиапушки, конструкции бомбодержателей и бомбоприцелов. Часть испытываемого оборудования была затем принята на вооружение как рейхсвером, так и РККА.

К началу 1930-х годов политические и военные круги Германии, еще до прихода к власти Гитлера, решили прекратить маскироваться, отринуть все запреты Первой мировой войны, наладить обучение военных летчиков в Германии, что и послужило причиной закрытия школы в Липецке в 1933 году. Советскому Союзу досталось практически все имущество, в которое немцы вложили более 10 миллионов марок: здания, самолеты, транспорт и оборудование. На освободившемся месте вскоре была создана Высшая летно-тактическая школа ВВС РККА.

Учитывая вышесказанное, можно ли утверждать, что фашистский меч ковался в СССР, как утверждает наиболее живучий миф? Ответ на этот вопрос однозначен: нет. За все время работы липецкой школой были выпущены для люфтваффе 120 летчиков-истребителей и 100 наблюдателей, а также около 140 наших летчиков и механиков. Да, то были наиболее подготовленные кадры, но в общем списке курсантов (только в 1927-1929 годах в Германии подготовили 8,2 тысячи летчиков) это оказалась капля в море. Рейхсминистр Имперского министерства авиации Герман Геринг, кстати, в число выпускников школы не входил и вообще никогда не появлялся в Липецке - судя по всему, путаница произошла из-за его однофамильца.

К технологиям и современному вооружению, испытанным в школе, имели доступ советские специалисты, которые заодно обучались работе с новой техникой. Наконец, благодаря совместной работе Советский Союз получил современный авиацентр, подготовленных летчиков и механиков. Так что не фашистский меч ковался в СССР, а наш, советский!

Юрий ДАНИЛОВ





Вернуться в «Версии и гипотезы»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя