«Шпион, пришедший с холода» - так назывался роман Джона Ле Карре, увидевший свет в 1963 году и повествовавший о судьбе агента британских спецслужб, вернувшегося на родину после длительной заграничной командировки. Английская идиома «пришедший с холода» означает проблемы адаптации для человека в обновившемся для него обществе или в непривычных условиях. Именно этот образ мог быть справедлив и для советских разведчиков-иностранцев, обосновавшихся в СССР.
Кима Филби считают самым эффективным агентом, чуть не ставшим руководителем Secret Intelligence Service - британской разведки. Например, он передал огромное количество информации, касающейся подготовки немцев к наступлению на Курской дуге. А после Второй мировой, с началом холодной войны, Филби стал координатором действий между SIS и ЦРУ. Впоследствии американцы признавались: «Лучше бы мы вообще ничего не делали».
Но, так или иначе, в частности из-за предателя-перебежчика Анатолия Голицына, часть агентов в середине 1950-х - начале 1960-х годов пришлось эвакуировать в СССР. Филби предоставили огромную квартиру в центре Москвы, в районе улицы Горького. Воинского звания он не имел, но неофициально считался «генералом» и получал соответствующую пенсию. Занимался подготовкой наших разведчиков в качестве консультанта. За заслуги перед СССР был награжден орденами Ленина и Красного Знамени. По утрам за чашкой чая читал британскую «Таймс», напоследок разгадывая кроссворды.
В СССР, после трех неудачных попыток создать семью, разведчик наконец нашел, как он сам говорил, «женщину, которую ждал всю жизнь», - Руфину Пухову. И с ней Ким прожил до своей смерти, последовавшей в 1988 году. Похоронили его на Новокунцевском кладбище, где упокоился также ликвидатор Троцкого Рамон Меркадер.
Дональд Маклин, он же Марк Петрович Фрейзер, работал научным сотрудником в Институте мировой экономики и международных отношений АН СССР (ИМЭМО), защитил докторскую диссертацию. Умер разведчик в 1983 году.
А вот Бёрджесс адаптироваться к советским условиям не смог. Считая, что его работу на СССР неоценили, он быстро спился и умер. К тому же, как считают историки спецслужб, он не имел возможности найти любовника - тогда за гомосексуализм в Советском Союзе предусматривалась уголовная ответственность. Урны с прахом обоих разведчиков были переправлены на родину и захоронены в семейных склепах.
Блант и Кернкросс после разоблачения почти никакого наказания не понесли и остались жить на Западе.
Следующим стоит упомянуть ныне здравствующего Джорджа Бехара (Блейка). Герой нашего повествования родился в 1922 году в семье голландки и еврея-египтянина.
Во время Второй мировой войны участвовал в движении Сопротивления. После ее окончания поступил на службу в британскую разведку.
Во время рейской войны Блейк был откомандирован в распоряжение британского посольства в Сеуле и попал в плен к «северянам». За несколько лет пребывания в лагере он проникся идеями коммунизма и там же дал согласие работать на советскую разведку. После освобождения был назначен в берлинскую резидентуру, где и получил доступ к секретной информации. Так ему стало известно о начале операции «Золото». Суть ее заключалась в том, чтобы скрытно прорыть туннель из западной оккупационной зоны и подключиться к линии правительственной связи Берлин - Москва. Поэтому наши внимательно следили за земляными работами. А когда «слухачи» наконец-то подключились, то в течение года по линии гнали дезинформацию, над расшифровкой которой корпели лучшие аналитики SIS и ЦРУ.
В 1959 году Блейк был разоблачен и арестован. А в 1961-м приговорен за шпионаж к 42 годам тюрьмы. Правда, дожидаться, когда его обменяют, как это было в случае с полковником Рудольфом Абелем и Кононом Молодым (Лонсдейлом), Джордж не стал и с помощью нескольких других заключенных совершил дерзкий побег из тюрьмы особого режима Уормвуд-Скрабс. Напрасно его ловили переведенные на усиленный режим полицейские.
Только спустя полгода Блейк объявился в Москве. Так же как и Филби, он был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны (как участник Второй мировой войны), Дружбы народов. Но в отличие от его коллеги, разведчику присвоили воинское звание полковника. После этого Блейк не только преподавал в разведшколе (Институт им. Ю.В. Андропова), но и занимался научной работой в Институте мировой экономики и международных отношений. А в 2012 году с юбилеем его поздравил лично президент России Владимир Путин.
Совсем по-другому сложилась судьба другого «шпиона, пришедшего с холода». Гленн Майкл Соутер родился 30 января 1957 года в семье американского бизнесмена. После окончания школы поступил в университет, но, проучившись всего один семестр, бросил учебу и стал слушателем школы военных фотографов. Затем получил назначение в подразделение разведки 6-го флота США, базировавшегося в Средиземном море. На молодого старшего унтер-офицера обратил внимание сам командующий адмирал Кроу. И очень скоро Гленн стал его доверенным представителем по связям с общественностью и личным фотографом.
В то же время в душе Соутера зрел протест против милитаристской политики США и росли симпатии к СССР. В результате Гленн в 1980 году отправился в советское посольство в Риме и предложил свои услуги: секретная информация в обмен на советское гражданство. Сведения, которые он передал через резидентуру разведки КГБ, были поистине бесценны: секретные фотографии вооружения, планы передвижения американских кораблей, в том числе и флагмана - авианосца «Нимиц», на котором он служил. Даже список целей на территории СССР, по которым должны были быть нанесены ядерные удары в случае военного конфликта!
Но в 1985 году в военно-морском ведомстве США были разоблачены несколько агентов, работающих в пользу СССР. Началась тотальная проверка ФБР всех сотрудников, имеющих допуск к совершенно секретным документам. В Москве, посчитав, что над агентом сгущаются тучи, приняли решение об его эвакуации.
9 июня 1986 года Соутер вылетел в Рим и оттуда был переправлен в Москву. В соответствии с обязательствами, Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было предоставлено советское гражданство, выделена квартира в Москве и
дача в Подмосковье. Наконец, майора КГБ СССР Михаила Евгеньевича Орлова (так теперь звали американского фотографа) представили к награждению орденом Дружбы народов.
В личном плане, казалось, все тоже было гладко: Гленн-Михаил женился на преподавательнице английского языка, у него появилась дочка. Он часто встречался со своими коллегами Кимом Филби и Джорджем Блейком. Но это было время так называемой перестройки, к плодам которой, судя по дневниковым записям, Орлов отнесся, мягко говоря, негативно. Кроме того, его одолевали тяжелые мысли о родных, оставшихся в США.
22 июня 1989 года Гленн зашел в гараж, закрыл ворота и окна, сел в автомобиль и включил двигатель... «Это решение мое и только мое, оно есть следствие полного нервного перенапряжения. Я просто устал», - написал он в прощальном письме. Похоронили разведчика, как он и завещал, в офицерской форме, на Новокунцевском кладбище, неподалеку от могилы Кима Филби. Кроме того, ему были оказаны воинские почести, а на траурной церемонии присутствовали не только его коллеги, но и лично председатель КГБ СССР Владимир Крючков.
Сергей УРАНОВ