Обитель отвергнутых жён

История мест, замков, крепостей, монастырей и пр...
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 44
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Обитель отвергнутых жён

#1 Сообщение zagadki-istorii » 30 ноя 2016, 15:50

Покровский женский монастырь в Суздале по праву считается одним из самых известных. И влекут сюда людей не только старинные храмы и чудотворные святыни. Так уж вышло, что на протяжении нескольких столетий за стенами этой обители разыгрывались настоящие исторические трагедии, сюжет которых вряд ли смогут передать даже современные популярнейшие телесериалы.

Обет за спасение


Покровскую обитель можно назвать одним из древнейших монастырей русской земли, ведь заложен он был на правом берегу реки Каменки в 1364 году. Предание гласит, что своим появлением монастырь обязан страшной буре, которая захватила в пути ладью правителя Нижегородско-Суздальского княжества Андрея Константиновича. Готовясь к смерти, князь дал обет, что в случае своего спасения он отстроит на берегу реки новый девичий монастырь. Молитва его была услышана, и буря тут же утихла. Помня о своем обещании, князь занялся строительством новой обители, сооружая первые деревянные храмы и сестринские корпуса.

Но изначально это был небольшой ничем не примечательный монастырь, каких тогда имелось немало на русской земле, а расцвет его пришелся на последние годы XV - начало XVI века, когда здесь пожелала принять постриг старшая дочь Ивана III Александра.

С тех пор маленький девичий монастырь в Суздале стал пользоваться огромной популярностью у знатных людей. Его монахинями становились женщины и девушки из самых родовитых семей, что позволило обители получать щедрые вклады от близких этих насельниц. В XVI веке ее территория украсилась прекрасными каменными постройками, в числе которых были Покровский собор, величественная надвратная Благовещенская церковь и массивная стена с восьмигранными башнями.

А в XVII веке здесь была построена приказная изба - судный дом, где вершились судьбы провинившихся монахов и инокинь суздальской земли и учинялись расправы над крестьянами за недоимки.

Княжеский развод


Однако все страсти, кипевшие в приказной избе, меркнут перед трагедией, разыгравшейся в главном монастырском соборе зимой 1525 года, когда там насильно постригали в инокини великую княгиню Соломонию Сабурову. Не желавшая расставаться с мирской жизнью, отвергнутая супруга Василия III плакала, вырывалась из рук своих мучителей, а затем выхватила у священника приготовленное для нее монашеское одеяние и принялась топтать его ногами, за что была жестоко избита плетью. Однако ее судьба была предрешена. Попавший под чары юной красавицы Елены Глинской, великий князь отослал в Покровский монастырь немилую жену, обвинив ее в бесплодии. Но, видимо, Василий ошибся. Многие историки считают, что насильно постриженная под именем инокини Софьи Соломония была беременна, когда приехала в монастырь. Через несколько месяцев новоявленная монахиня родила мальчика - царевича Георгия, которого вскоре, опасаясь козней своей соперницы, объявила умершим. Предание гласит, что этот мальчик, спасенный и воспитанный сердобольными монахинями, спустя несколько лет стал знаменитым разбойником Кудеяром - защитником обиженных, чьи похождения доставили много серьезных волнений его брату царю Ивану Грозному.

Подтверждение этой легенде было найдено спустя 400 лет, когда при раскопках в монастыре ученые обнаружили каменное надгробие, под которым лежала тряпичная кукла, наряженная в рубашку, украшенную жемчугом. Сегодня эту находку может увидеть каждый посетитель музея Покровского монастыря. Видимо, эту куклу несчастная мать и выдала за умершего младенца.

Что же касается инокини Софии, то она примирилась со своей жестокой судьбой и вела жизнь обычной монахини. Скончалась она в 1542 году и позже была причислена к лику православных святых как преподобная София Суздальская.

«Блудное» дело


Вид на Покровский женский монастырь в Суздале
Надо сказать, что пример Василия III оказался «заразителен», и на протяжении нескольких десятилетий многие знатные и монаршие особы ссылали в Покровский монастырь неугодных жен. В числе таких венценосных узниц были супруги Владимира Старицкого и Василия Шуйского, Анна Васильчикова - пятая жена Ивана Грозного.

Однако самой несчастной из этих дам оказалась Евдокия Лопухина - первая жена Петра I, которую даже монастырские стены не спасли от злобы разлюбившего ее императора.

В 1698 году вернувшийся из Европы царь распорядился отправить царицу в Покровскую обитель и там постричь ее в монахини, желает она того или нет. Причем Петр не выделил даже рубля на содержание бывшей жены, а потому первое время несчастной царице приходилось голодать и буквально выпрашивать у монахинь дрова, чтобы протопить свою келью. Но такое жестокое обращение пусть и с бывшей, но государыней вызвало негодование среди бояр, и вскоре Евдокия начала получать щедрые «милости» от знатных семейств, а кроме того, в Суздаль перебрались и некоторые из ее придворных. Отчасти такое внимание бывшая царица получала благодаря предсказанию епископа Ростовского Досифея, почитаемого как святого, которое гласило, что «Евдокии внови на троне бывать», потому-то знатный люд спешил сделать «вложения» в будущие милости.

В монастыре для Евдокии был построен специальный «двор» - дом с несколькими горенками, где старица Елена (это имя царица получила при постриге) вела вполне светскую жизнь. Целыми днями она принимала гостей, в числе которых был даже суздальский воевода, носила светскую одежду и даже не задумывалась о посте и молитве. Однако такая беззаботная жизнь бывшей царицы продолжалась до 1718 года, когда Петр начал расследование по делу своего сына Алексея. После тщетных поисков весомых доказательств измены царевича государь решил произвести обыск и в кельях его матери, так как не сомневался, что та может быть хранительницей тайн своего чада.

Посланный императором «для сыска» офицер арестовал нескольких монахинь, которые на допросах выдали единственную тайну Евдокии: вот уже несколько лет она состояла в любовной связи с майором Преображенского полка Глебовым. Так как доказательства участия Лопухиной в заговоре сына так и не были найдены, ее дело стало не политическим, а «блудным», что еще больше разозлило Петра. Евдокию доставили в Преображенский приказ, и после публичной порки кнутом она была отправлена сначала в Александровский Успенский монастырь, потом в Ладожскую Успенскую обитель, а затем заключена в Шлиссельбургскую крепость. Глебов же подвергся жесточайшим пыткам, после чего был посажен на кол.

Однако предсказание Досифея все же сбылось. В 1727 году на русский престол вступил внук Евдокии Петр II. Он вызволил бабушку из заточения, и последние свои годы Евдокия провела в довольстве и покое в московском Новодевичьем монастыре.

Святая заступница


И все же нужно отметить, что если бы не все эти трагедии царских и великокняжеских «разводов», суздальская земля не получила бы святую, которая и по сей день дарует помощь обратившимся к ней людям.

Первые чудеса у гробницы Софии Суздальской были замечены еще в начале XVII века, когда прозрела приложившаяся к ней слепая дочь князя Ногтева. Весть о данном чуде разнеслась по многим городам и весям, после чего в Покровский монастырь потянулись больные и страждущие.

Однако свое самое известное чудо святая совершила в годы Смутного времени. Предание гласит: когда отряд под предводительством пана Лисовского захватил Суздаль и осадил Покровскую обитель, святая предстала перед предводителем разбойников, держа в руках горящую свечу. От пламени в ее ладонях шел страшный жар, который заставил Лисовского отдать приказ снять осаду с монастыря и покинуть разоренный город.

После революции, когда Покровский монастырь закрыли, мощи святой Софии долгое время считались утерянными, и вновь они были обретены чудесным образом в 1995 году.

Сегодня останки бывшей великой княгини являются главной святыней Покровской обители. Надо сказать, что и по сей день совершает она множество чудес исцеления, многие из которых отмечены в монастырской летописи.

Особо откликается святая София на просьбы матерей, молящих о здравии своих детишек, причем ей под силу «справиться» с любым, даже безнадежным (с точки зрения врачей) диагнозом.

Елена ЛЯКИНА





Вернуться в «История мест»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей