Покровскую обитель можно назвать одним из древнейших монастырей русской земли, ведь заложен он был на правом берегу реки Каменки в 1364 году. Предание гласит, что своим появлением монастырь обязан страшной буре, которая захватила в пути ладью правителя Нижегородско-Суздальского княжества Андрея Константиновича. Готовясь к смерти, князь дал обет, что в случае своего спасения он отстроит на берегу реки новый девичий монастырь. Молитва его была услышана, и буря тут же утихла. Помня о своем обещании, князь занялся строительством новой обители, сооружая первые деревянные храмы и сестринские корпуса.
Но изначально это был небольшой ничем не примечательный монастырь, каких тогда имелось немало на русской земле, а расцвет его пришелся на последние годы XV - начало XVI века, когда здесь пожелала принять постриг старшая дочь Ивана III Александра.
С тех пор маленький девичий монастырь в Суздале стал пользоваться огромной популярностью у знатных людей. Его монахинями становились женщины и девушки из самых родовитых семей, что позволило обители получать щедрые вклады от близких этих насельниц. В XVI веке ее территория украсилась прекрасными каменными постройками, в числе которых были Покровский собор, величественная надвратная Благовещенская церковь и массивная стена с восьмигранными башнями.
А в XVII веке здесь была построена приказная изба - судный дом, где вершились судьбы провинившихся монахов и инокинь суздальской земли и учинялись расправы над крестьянами за недоимки.
Однако все страсти, кипевшие в приказной избе, меркнут перед трагедией, разыгравшейся в главном монастырском соборе зимой 1525 года, когда там насильно постригали в инокини великую княгиню Соломонию Сабурову. Не желавшая расставаться с мирской жизнью, отвергнутая супруга Василия III плакала, вырывалась из рук своих мучителей, а затем выхватила у священника приготовленное для нее монашеское одеяние и принялась топтать его ногами, за что была жестоко избита плетью. Однако ее судьба была предрешена. Попавший под чары юной красавицы Елены Глинской, великий князь отослал в Покровский монастырь немилую жену, обвинив ее в бесплодии. Но, видимо, Василий ошибся. Многие историки считают, что насильно постриженная под именем инокини Софьи Соломония была беременна, когда приехала в монастырь. Через несколько месяцев новоявленная монахиня родила мальчика - царевича Георгия, которого вскоре, опасаясь козней своей соперницы, объявила умершим. Предание гласит, что этот мальчик, спасенный и воспитанный сердобольными монахинями, спустя несколько лет стал знаменитым разбойником Кудеяром - защитником обиженных, чьи похождения доставили много серьезных волнений его брату царю Ивану Грозному.
Подтверждение этой легенде было найдено спустя 400 лет, когда при раскопках в монастыре ученые обнаружили каменное надгробие, под которым лежала тряпичная кукла, наряженная в рубашку, украшенную жемчугом. Сегодня эту находку может увидеть каждый посетитель музея Покровского монастыря. Видимо, эту куклу несчастная мать и выдала за умершего младенца.
Что же касается инокини Софии, то она примирилась со своей жестокой судьбой и вела жизнь обычной монахини. Скончалась она в 1542 году и позже была причислена к лику православных святых как преподобная София Суздальская.
Однако самой несчастной из этих дам оказалась Евдокия Лопухина - первая жена Петра I, которую даже монастырские стены не спасли от злобы разлюбившего ее императора.
В 1698 году вернувшийся из Европы царь распорядился отправить царицу в Покровскую обитель и там постричь ее в монахини, желает она того или нет. Причем Петр не выделил даже рубля на содержание бывшей жены, а потому первое время несчастной царице приходилось голодать и буквально выпрашивать у монахинь дрова, чтобы протопить свою келью. Но такое жестокое обращение пусть и с бывшей, но государыней вызвало негодование среди бояр, и вскоре Евдокия начала получать щедрые «милости» от знатных семейств, а кроме того, в Суздаль перебрались и некоторые из ее придворных. Отчасти такое внимание бывшая царица получала благодаря предсказанию епископа Ростовского Досифея, почитаемого как святого, которое гласило, что «Евдокии внови на троне бывать», потому-то знатный люд спешил сделать «вложения» в будущие милости.
В монастыре для Евдокии был построен специальный «двор» - дом с несколькими горенками, где старица Елена (это имя царица получила при постриге) вела вполне светскую жизнь. Целыми днями она принимала гостей, в числе которых был даже суздальский воевода, носила светскую одежду и даже не задумывалась о посте и молитве. Однако такая беззаботная жизнь бывшей царицы продолжалась до 1718 года, когда Петр начал расследование по делу своего сына Алексея. После тщетных поисков весомых доказательств измены царевича государь решил произвести обыск и в кельях его матери, так как не сомневался, что та может быть хранительницей тайн своего чада.
Посланный императором «для сыска» офицер арестовал нескольких монахинь, которые на допросах выдали единственную тайну Евдокии: вот уже несколько лет она состояла в любовной связи с майором Преображенского полка Глебовым. Так как доказательства участия Лопухиной в заговоре сына так и не были найдены, ее дело стало не политическим, а «блудным», что еще больше разозлило Петра. Евдокию доставили в Преображенский приказ, и после публичной порки кнутом она была отправлена сначала в Александровский Успенский монастырь, потом в Ладожскую Успенскую обитель, а затем заключена в Шлиссельбургскую крепость. Глебов же подвергся жесточайшим пыткам, после чего был посажен на кол.
Однако предсказание Досифея все же сбылось. В 1727 году на русский престол вступил внук Евдокии Петр II. Он вызволил бабушку из заточения, и последние свои годы Евдокия провела в довольстве и покое в московском Новодевичьем монастыре.
И все же нужно отметить, что если бы не все эти трагедии царских и великокняжеских «разводов», суздальская земля не получила бы святую, которая и по сей день дарует помощь обратившимся к ней людям.
Первые чудеса у гробницы Софии Суздальской были замечены еще в начале XVII века, когда прозрела приложившаяся к ней слепая дочь князя Ногтева. Весть о данном чуде разнеслась по многим городам и весям, после чего в Покровский монастырь потянулись больные и страждущие.
Однако свое самое известное чудо святая совершила в годы Смутного времени. Предание гласит: когда отряд под предводительством пана Лисовского захватил Суздаль и осадил Покровскую обитель, святая предстала перед предводителем разбойников, держа в руках горящую свечу. От пламени в ее ладонях шел страшный жар, который заставил Лисовского отдать приказ снять осаду с монастыря и покинуть разоренный город.
После революции, когда Покровский монастырь закрыли, мощи святой Софии долгое время считались утерянными, и вновь они были обретены чудесным образом в 1995 году.
Сегодня останки бывшей великой княгини являются главной святыней Покровской обители. Надо сказать, что и по сей день совершает она множество чудес исцеления, многие из которых отмечены в монастырской летописи.
Особо откликается святая София на просьбы матерей, молящих о здравии своих детишек, причем ей под силу «справиться» с любым, даже безнадежным (с точки зрения врачей) диагнозом.
Елена ЛЯКИНА