До начала 1760-х годов люди в России, делая покупки, рассчитывались медными деньгами. Действительно, сложно платить золотыми или серебряными монетами извозчику, прачке или в трактире за квас, водку и хлеб. Конечно, золотые червонцы и серебряные рубли тоже имели хождение. Но драгоценный металл редок, да и как рассчитать эквивалент услуг и товаров с весом золотой монеты? Меди в стране хватало - до того, как к власти пришла Екатерина, Монетный двор выпускал медных пятаков из расчета 32 рубля из пуда (16 килограммов) меди. Вообще, с 1700 до 1762 года в оборот империи было выпущено денег на общую сумму 80 707 453 рубля - исключительно медных монет разного достоинства. Подделать их было довольно сложно. Вот только носить с собой крупные суммы в медных деньгах было тяжело физически. Отставной актер Шумский получал ежемесячный пансион в Кабинете его императорского величества в сумме 25 рублей. Медными деньгами это весило 1,5 пуда - 24 килограмма. Так с мешком денег за плечами и шел семь верст пешком домой. Рубль весил чуть меньше килограмма. С таким мешком денег «шопинг» по лавкам Гостиного двора был весьма затруднителен.
Взошедшая на престол молодая императрица решила облегчить ношу тем, у кого денежки водились. Своим указом от 29 декабря 1768 года «для улучшения обращения денег, от которого зависит благоденствие народа, цветущее состояние торговли, и дабы отвратить тягость медной монеты, затрудняющей ее оборот и перевоз» ввела в оборот бумажные ассигнации как эквивалент медной монете.
Хотели как лучше, а получилось как всегда! Нет, сначала все было хорошо: напечатали «бумажек» на 40 миллионов рублей сразу, достоинством 100, 75, 50 и 25 рублей. А бумагой, на которой печатали первые русские бумажные деньги, послужили... старые дворцовые салфетки и скатерти. И понеслось! В 1786 году Екатерина потребовала уничтожить все ассигнации достоинством 75 рублей. Теперь печатали только купюры достоинством 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. На общую сумму уже 60 миллионов. В итоге на момент кончины императрицы в 1796 году в обращении ее подданных находилось ассигнаций на сумму более 150 000 000 рублей.
Естественно, что при Екатерине Россия стала клондайком для фальшивомонетчиков. Если в 1769 году за рубль ассигнациями давали 99 копеек серебром, то в 1795-м, накануне кончины царицы, уже всего 68 копеек. Причина - в наводнении русского рынка фальшивками. Не только в Зимнем дворце можно было найти старые салфетки и скатерти. Чего-чего, а такого добра и в Польше было предостаточно. А потому поляки рисовали ассигнации на тысячи рублей, привозили их в Россию, разменивали на серебряную монету. А ее - на золотую. Чистая прибыль составляла 400% и больше!
В 1791 году стали распространяться слухи о больших суммах в виде тысячерублевых ассигнаций. Слухи получили самое неожиданное подтверждение.
Ладно бы жулики из польских местечек разоряли державу. К князю Потемкину в городе Шклове пришел торговец Давид Мовша и наедине показал ему тысячерублевую ассигнацию, на которой было написано «ассишация». Видимо, ее рисовали в Польше люди, плохо знающие русский язык. Светлейший князь рассвирепел - началось тщательное дознание. Его результаты ошеломили: оказалось, что главными сбытчиками фальшивок были... графы Зановичи. Один брат привозил из Польши разрисованные бумажки, второй расплачивался ими, совершая крупные сделки и обращая барыши в чистое золото. Вырученную прибыль в виде золотых червонцев аристократы-мошенники размещали в... лондонском банке. А с британских счетов русским золотом позже оплачивали снаряжение польских повстанцев против русских войск. Но это уже потом, при Павле I.
Чем закончилось следствие? Сначала братья были заключены в Нейшлотскую крепость на пять лет. Дознание затянули. Потом Екатерину сменил новый царь - Павел I, а графы-жулики представились «жертвами политических репрессий» со стороны его матушки. Из крепости их выпустили. Они уехали в Архангельск, якобы в вечную ссылку, а там сели на британский корабль и отплыли в Англию. К любимому банковскому счету. Все как сейчас...
Маховик обесценивания финансов Российской империи, запущенный Екатериной, как-то удалось остановить только Александру II. Внук царицы - Александр I выпустил к 1815 году рисованной бумаги на сумму 577 миллионов рублей. К 1 января 1857 года объем бумажных денег в стране составил 689 299 884 рубля - наследство матушки-Екатерины.
Каков же вывод из того, что мы здесь поведали? Царствование Екатерины II обошлось России в 150 000 000 рублей бумажными ассигнациями. Ворох макулатуры из старых салфеток и скатертей из Зимнего дворца превращался в стопочки золотых русских червонцев в английских банках. Что ж, великое царствование - великие грехи.
Александр СМИРНОВ