В I960 году на карте Черного континента появилось 17 независимых государств, включая бывшую бельгийскую колонию Конго (Заир). Первый премьер-министр страны Патрис Лумумба был убит в январе 1961 года сепаратистами Моиса Чомбе, пытавшегося отделить от страны самую богатую полезными ископаемыми (медь, уран, алмазы) провинцию Катангу. За спиной Чомбе стояли американо-британские горнорудные компании, на деньги которых он собрал войско европейских наемников.
В августе 1961 года Хаммаршельд отдал 16-тысячному миротворческому контингенту приказ перейти в наступление. Потерпев первые поражения, Чомбе бежал в северородезийский городок Ндола и пригласил генсека на переговоры.
Вечером 17 сентября «Дуглас» DC-6B, прозванный «Альбертиной», вылетел из Леопольдвиля в Ндолу, имея на борту генсека, шестерых членов экипажа, пятерых сотрудников ООН и пятерых военных.
В аэропорту Ндолы для встречи Хаммаршельда собралось родезийское руководство. Около 00.20 «Дуглас» промчался на высоте 650 метров, заходя на предпосадочный круг, и... больше не появился.
Выяснять судьбу «Альбертины» начали только утром, а около полудня разбитый лайнер нашли в 13 километрах от аэродрома. По официальному заключению все члены экипажа и восемь пассажиров погибли. Генсека и сержанта Гарри Джулиена выбросило из самолета при падении. Хаммершельд был мертв. Джулиен скончался через несколько дней.
Родезийская комиссия пришла к выводу, что летчик не рассчитал высоту и самолет врезался в дерево. Останки лайнера оперативно утилизировали.
ООН и Швеция создали собственные комиссии, члены которых узнали много нового.
Местные жители видели, как за лайнером погнался небольшой самолетик. Они скрылись за горой, после чего раздались хлопки и грохот взрыва. Несколько черных углекопов заявили, что армейские джипы промчались к пылающему в лесу объекту. Затем вверх вознесся столб пламени, а машины проехали обратно.
В1992 году двоебывших сотрудников ООН объявили, что «Альбертину» сбил наемник Жозе Делин, летавший на учебно-тренировочном истребителе «Мажистер». Ему следовало ограничиться предупредительными очередями и заставить «Альбертину» сесть у резиденции компании «Юнион миньер», руководители которой собирались провести с Хаммаршельдом воспитательную беседу. А Делин, так сказать, погорячился.
Но вероятнее всего, катастрофу организовала разведка ЮАР. В 1998 году комиссия, расследовавшая преступления режима апартеида, нашла восемь писем, из которых следовало, что «проблемного Дага» решили убрать, установив мину в шасси его самолета.
Судя по всему, мина сработала с опозданием, когда обстрелянный неизвестным истребителем лайнер выпустил шасси, пытаясь зайти на посадку. Однако «проблемный Даг» выжил, так что добивать его пришлось родезийским военным, прибывшим к месту катастрофы.
Александр НИКОНОВ