«Тетское» наступление северо-вьетнамской армии, ставшее тяжелейшим поражением прокоммунистических сил в Южном Вьетнаме, одновременно оказалось поворотной точкой в войне, которая, вопреки логике, начала складываться не в пользу США.
Французский Индокитай - Лаос, Вьетнам и Камбоджа - считался жемчужиной французской колониальной империи, подобно тому, как жемчужиной британской короны была Индия. В меру европеизированное, в меру покладистое и в меру образованное население не доставляло особых хлопот. Гарантом стабильности выступал марионеточный император Бао Дай, крайне популярный в народе.
Национально-освободительное движение, мятущееся между коммунистическими и радикально-националистическими взглядами, было малочисленным. Но со временем китайские и советские «товарищи» так натаскали вьетнамских леваков, что они стали всерьез беспокоить колониальную администрацию. Особенно это касалось членов Товарищества революционной молодежи Вьетнама, прошедших через руки Нгуен Ай Куока, впоследствии известного под именем Хо Ши Мин.
В 1941 году французов сменили японцы, а в 1945 году, когда те оказались на грани поражения, коммунисты подняли восстание, известное как августовская революция. Власть перешла в руки Хо Ши Мина, но это не признали англичане и французы.
До 1954 года продолжалась война. Французы терпели поражение за поражением, хотя вьетнамцы и несли огромные потери. Самое же главное, что они получали военный опыт, а вместе с ним и трофейное оружие, технику, боеприпасы. В конце концов, французы проиграли при Дьенбьенфу и вынуждены были оставить попытки сохранить Индокитай. Женевская конференция установила временное разделение Вьетнама на две независимые страны с последующим проведением выборов в обеих частях и возможным их объединением.
Южный Вьетнам, где номинально правил подконтрольный Парижу император, оказался более приверженным западной демократии, чем Северный, где безраздельно властвовали коммунисты. Северяне сначала не вмешивались в дела соседей и за разграничительную линию не совались. А проведена она была в самом узком месте страны, так что контролировать границу не составляло труда.
Но существовавшее положение не устраивало американцев. Они решили вмешаться во вьетнамские дела, чтобы «остановить наступление коммунистов». Тем более что успели они вбухать во французов, пока те не потерпели поражения, около трех миллиардов долларов.
Американцы собирались изолировать Южный Вьетнам от коммунистического влияния, вырастить там «подлинно демократический» режим, а потом включить его в свою орбиту влияния. Придать этой затее легитимности должны были просьбы временного правительства в Сайгоне, благословение бывших хозяев - французов, и создание блока СЕАТО (некоего подобия договора о коллективной безопасности в Юго-Восточной Азии),
Собственно, гражданскую войну в Южном Вьетнаме развязали сами американцы. Они сделали ставку на политического авантюриста Нго Динь Зьема. Подталкиваемый советниками из США, он со всеми возможными нарушениями провел референдум, упразднивший монархию. Хотя единственным реальным противовесом коммунистам на юге был император. Многие вьетнамские офицеры стали дезертировать из полиции и армии и потом пополнили ряды партизан.
Затем было объявлено, что Сайгон отказывается от выполнения условий Женевского договора. Это дало «северянам» повод вмешаться в дела Южного Вьетнама. В довершение всего, по совету американцев, Зьем отменил сельское самоуправление, история которого насчитывала сотни лет. Планировали лишить поддержки монархистов, а создали базу для поддержки коммунистов.
К 1959 году американцы выгнали императора, настроили против себя и своих марионеток полстраны, потратили огромные средства, выставили себя нарушителями международных договоров и получили контроль над Сайгоном и крупными городами. На остальной же части Южного Вьетнама разгоралась партизанская война.
В середине 1959 года Хо Ши Мин окончательно взял курс на вмешательство в дела Южного Вьетнама. В демилитаризованную зону отправились военные советники и организаторы подпольной работы. Они заняли командные посты среди партизан и незаметно сменили их тактику с примитивного террора на создание крупных подразделений и установление контроля над территориями.
Постепенно поменялась и политическая ориентация южновьетнамского подполья: из него вымывались монархические и демократические элементы, а главную роль брали на себя коммунисты и националисты. С созданием в 1960 году Национального фронта освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ) маски были сброшены. Сайгонское правительство перешло на иждивение США. За повстанцами стояли северяне и, в конечном счете, Китай и СССР.
Между тем Зьем демонстрировал полную неспособность справиться с повстанцами. В 1963 году его войска потерпели несколько крупных поражений. К тому же он и его окружение были католиками, а большинство населения - буддистами. Это спровоцировало бунты в нескольких городах. Американцы решили избавиться от проблемного союзника. Несколько генералов отстранили его от власти и создали военную хунту. Но этот маневр еще больше запутал дело: теперь путчи и склоки происходили по несколько раз в год.
А северяне не дремали. В обход демилитаризованной зоны, по территории Лаоса и Кампучии, на юг шли подкрепления, припасы, оружие и советники. Две эти страны разрешали проход коммунистам, но ревностно следили за неприкосновенностью своей территории, когда разговор заходил о сайгонцах. Этот путь коммуникаций потом назовут «Тропой Хо Ши Мина».
Видя, что местные кадры в Южном Вьетнаме надолго не задержатся, американцы пошли на открытую интервенцию. Для этого были организованы военно-морские провокации, так что мировое сообщество сочло приличия отчасти соблюденными. В 1965 году президент США Линдон Джонсон ввел американские войска во Вьетнам.
Интересно, что избирательную кампанию Джонсон вел как сторонник мира, за счет чего он и одержал победу. Но к 1965 году северяне посылали по Тропе Хо Ши Мина уже не военных советников, а целые подразделения регулярной армии и нещадно теснили сайгонские войска. Так что престиж США висел на волоске.
Тем временем обе стороны наращивали силы, потери и расходы росли, а существенных результатов никто не получал. Тогда американцы сменили тактику: теперь она стала сводиться к принципу «найти и уничтожить» партизанские отряды. Вьетнамцы делали то же самое, но только охотились за совсем мелкими тактическими группировками армии США.
К 1968 году численность американской группировки во Вьетнаме достигла 540 тысяч человек. Были запланированы масштабные наступательные акции. Проблема заключалась в том, что ради наращивания группировки Джонсону пришлось отказаться от заявленного принципа ведения войны: во Вьетнам отправляются только добровольцы, только военные, прошедшие качественную подготовку и при условии очень быстрой ротации.
Так, в джунгли оказались переброшены бойцы бригады, которая готовилась для несения полицейской службы в Пуэрто-Рико, и тому подобные части. В самих США без устали транслировались заявления Уэстморленда о том, что на этот риск пошли только для того, чтобы нанести последний решающий удар по коммунистам.
Но Хо Ши Мин и его окружение не дремали. Вьетнамцы решили именно в этот момент провести масштабное наступление с атакой на крупные города и американские военные базы. Цели они преследовали вовсе не военные, хотя резкая смена тактики и могла привести к успеху.
Гораздо важнее был ожидаемый психологический эффект. Во-первых, необстрелянные американские части понесли бы значительные потери. А в США, как и в других западных демократиях, потерь не любят. Тут и в армии моральный дух бы подкосился, и в тылу волнения начались. Во-вторых, крупное наступление, даже вне зависимости от его успеха, показало бы, что американцы приукрашивают ситуацию. И, наконец, на острие наступления должны были быть выдвинуты собственно южновьетнамские партизаны. Они, естественно, понесли бы большие потери и лишились части командования. Таким образом, северяне бы поставили НВОЮФ под свой контроль окончательно.
Американцы знали о том, что противник готовит крупное наступление, но отнеслись к информации несерьезно. Они недооценивали военный потенциал противника, к тому же их запутало вьетнамское командование. В самом конце 1967 года Хо Ши Мин приказал спровоцировать так называемые «пограничные сражения». Американцы одержали победу, нанеся врагу большой урон, но вынуждены были перебросить крупные силы к демилитаризованной зоне, то есть далеко от реальной цели вьетконговцев.
Главным сюрпризом, подготовленным Хо Ши Мином, стало время начала наступления. Оно было назначено на 31 января - именно на этот день в 1968 году выпадал праздник Тет - священный для всех вьетнамцев. Он связан с поклонением духам умерших предков и символизирует наступление Нового года по лунному календарю. До этого каждый год перед праздником Тет и партизаны, и северные вьетнамцы, и сайгонское правительство в одностороннем порядке объявляли перемирие. Придерживались его и американцы. Объявили перемирие и на этот раз.
Впрочем, полностью внезапной атака не получилась. В одном из районов на севере Южного Вьетнама планы партизан выдал перебежчик, и пришлось начать наступление 30 января. Американцы успели объявить режим повышенной готовности, но огромное число солдат и офицеров сайгонской армии находились в отпусках по случаю праздника.
Нападению подверглись десятки городов, баз и армейских складов. Но атаки были разрозненными и плохо подготовленными. При штурме американского посольства были убиты оба командира партизан, в результате чего все ограничилось перестрелкой во дворе здания. На захваченной базе бронетехники, куда по Тропе Хо Ши Мина были подтянуты опытные механики, не оказалось боевых машин. В здании генерального штаба сайгонцев не обнаружилось ни одного офицера старше капитана. И так - практически везде. Северяне как будто специально бросали вьетконговцев на ложные цели. Потери были огромны - примерно 70 000 убитых партизан. Американцы и их союзники потеряли около 45 000 человек, из них более 10 000 солдат и офицеров армии США.
17 и 18 февраля прокатилась вторая волна наступления. Успеха она тоже не имела, хотя теперь в дело пошли регулярные войска северян. Но и им удалось захватить всего один город - Хюэ. Отбивали его американцы три недели и за это время практически разрушили. Погибло много мирных граждан, а весь мир облетела фраза: «Иногда город нужно уничтожить, чтобы спасти». Американская армия в итоге отразила атаки везде, в основном, за счет колоссального преимущества в огневой мощи. Но и сама понесла потери, ранее во Вьетнаме невиданные.
А НФОЮВ понес такие потери, что почти утратил военный потенциал и уступил главную роль в дальнейшей войне армии Северного Вьетнама. Она тоже потерпела сокрушительное поражение, но быстро восстановилась. Хотя стало окончательно ясно, что в открытом бою справиться с американцами вьетнамцы не в состоянии, окончание Тетского наступления считается переломной точкой в войне.
С этого момента американское общественное мнение перешло на антивоенные позиции, а масштаб жертв породил шквал протестов в США. Даже новый президент - Никсон - вынужден был выступать с мирной риторикой и рассуждать о «почетном мире». Эти настроения неуклонно нарастали, а военное присутствие во Вьетнаме сворачивалось, что, в конце концов, и привело к выводу войск. К 1973 году их в Сайгоне почти не осталось, а Парижское мирное соглашение положило формальный конец военному присутствию США во Вьетнаме. Предоставленный сам себе сайгонский режим долго не продержался. 30 апреля 1975 года северовьетнамские войска закончили войну безоговорочной победой.
Марк АЛЬТШУЛЕР
Хо Ши Мин родился в 1890 году. Настоящее имя Нгуен Тат Тхань. Получил неплохое образование, в 1911 году нанялся матросом на пароход и отплыл за рубеж. В 1916-1923 годах жил в США, Англии, Франции, где вступил в коммунистическую партию. Потом перебрался в СССР и стал сотрудничать с Коминтерном. В 1924 году направлен в Китай, где организовал Товарищество революционной молодежи Вьетнама из эмигрантов левых взглядов. Тогда же начал руководить заброской подпольщиков во Вьетнам. Затем снова ездил в СССР, Европу, Таиланд и Гонконг. В 1929 году суд Индокитая заочно вынес ему смертный приговор. В 1941 году вернулся во Вьетнам и возглавил борьбу с японскими и французскими колонизаторами. В 1945 году возглавил Августовскую революцию, результатом которой стало образование Демократической Республики Вьетнам (Северный Вьетнам). С 1946 года - бессменный президент страны. Умер в 1969 году.
Уильям Чайлдз Уэстморленд родился в 1914 году. В 1936 году окончил Вест-Пойнт и получил распределение в войска. Артиллерист. Вторую мировую войну прошел в 9-й пехотной дивизии (Тунис, Сицилия, Италия, Франция, Германия), дослужился до должности начальника штаба дивизии. Переквалифицировался в десантники, участник войны в Корее. Служил в разных штабах, дорос до поста главного интенданта Вест-Пойнта (фактически начальник училища). В 1964 году назначен командующим в Южном Вьетнаме. Неоднократно и безуспешно требовал проведения наземной операции в Лаосе и Кампучии, чтобы перерезать Тропу Хо Ши Мина. В 1968 году перешел служить на пост начальника штаба армии США. В 1972 году вышел в отставку на фоне разложения американских вооруженных сил под влиянием неудачной вьетнамской кампании. В 1980-е годы обвинялся в фальсификациях отчетности о боевых действиях с целью завысить потери противника, занизить собственные и внушить командованию неоправданный оптимизм о ходе военных действий. Умер в 2005 году в доме престарелых. В США, наряду с президентом Джонсоном, считается главным виновником поражения во Вьетнаме.