Несчастный Юлиан рос, понимая, что его жизнь висит на волоске. Воспитанием мальчика занимался Евсевий, епископ Никомедии. Епископ жил не по-христиански и имел на своей совести много преступлений.
После смерти учителя Юлиана отправили в ссылку. Он жил в роскошном дворце и ни в чем не нуждался, но не мог сделать ни шагу без надзора. Стража и прислуга состояли из христиан. Узник всей душой возненавидел государственную религию и людей, которые проповедуют одно, а делают другое.
Случайный поворот судьбы сделал Юлиана императором. 11 декабря 361 года он торжественно вступил в Константинополь. В этот день Юлиан в последний раз переступил порог христианского храма.
Первым делом император распорядился разыскать тех, кто действовал против него или принимал участие в убийстве его родственников. Те, кто не успел бежать, были сожжены живьем. Потом пришла пора ненавистной религии. Импера-
тор повелел открыть языческие храмы и восстановить статуи богов.
Юлиану хватило здравого смысла не прибегать к насилию. Он знал, что ответом на прежние гонения были мученичество и умножение числа христиан. Тех, кто не боится мук и смерти, бессмысленно убивать. Лишив христиан привилегий, дарованных предыдущими императорами, Юлиан лишь запретил им занимать командные должности и обучать детей. Переделанные в церкви языческие храмы вернули прежним владельцам.
Иудеи тоже обратились к императору за разрешением построить заново снесенный римлянами Иерусалимский храм. Юлиан распорядился выделить на строительство деньги и все необходимые материалы. Он понимал, что восстановленный храм станет страшным ударом по христианам, наглядно опровергнув пророчество Иисуса: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24:2). Надзор за стройкой Юлиан поручил Алипию, бывшему вице-префекту Британии.
Со всех концов империи в Иерусалим стекались иудеи, чтобы лично участвовать в стройке века. Женщины жертвовали все украшения на будущее убранство храма, а потом вставали рядом с мужчинами, расчищая фундамент от обломков. Вскоре все было готово к закладке первых камней.
Алипий собирался провести церемонию закладки 18 мая 363 года, но его планам не суждено было осуществиться. На Иерусалим обрушилась буря, разметав запасы алебастра и извести. Церемонию отложили до следующего дня.
Ночью всем показалось, что наступил конец света. Дворцы знати и хижины бедняков рухнули, превратившись в груды мусора. Люди метались по улицам, пытаясь вытащить из завалов тех, кому еще можно помочь. Строители не смогли приступить к работе - многие из них погибли под руинами домов.
Церковь, где той ночью молился Кирилл Иерусалимский, выстояла перед натиском стихии. Епископ приказал всем выжившим христианам идти к Масличной горе, громко распевая псалмы. Большая часть города превратилась в развалины.
«Погибших людей собрано было там великое множество, и из них одни совсем умерли, а другие найдены полумертвыми, то без рук, то без ног, то без иных частей тела», - описал трагедию историк Созомен.
Землетрясение затронуло весь Ближний Восток. Среди уничтоженных городов были Петра, Никополь, Себастия, Сепфорис (Диокесария), Ашкелон, Гиппос, Азот. Подземные толчки чувствовались даже в Константинополе.
Император Юлиан той ночью находился в Персии. Его легионы разгромили персов, но не могли захватить столицу. Боги не помогли императору. Землетрясение, если оно там и ощущалось, не поколебало неприступные стены Ктесифона.
Церковные летописцы пишут, что многих иудеев во время катастрофы уничтожило «небесное пламя». Детали трагедии в их описаниях не совпадают. Феофан Исповедник и Феодорит Кирский утверждают, что пламя вырвалось из-под земли около основания храма. Язычник Аммиан Марцеллин, находившийся вместе с Юлианом в Персии, записал с чьих-то слов, что «страшные огненные клубы» отгоняли рабочих от фундамента и сожгли наиболее упорных иудеев.
Ученые предположили, что подземные толчки могли высвободить горючие газы, вспыхнувшие из-за факелов в руках у рабочих. Но Иерусалим находится далеко от мест, богатых газом и нефтью. Высказывалось и предположение, что в уцелевших подвалах храма мог скопиться метан, выделяемый гниющими останками.
Григорий Богослов приводит более правдоподобную версию событий. Он написал, что выжившие иудеи бросились в синагогу - «одни для молитвы, другие, как обыкновенно бывает в подобных случаях, ища спасения, где пришлось, иные же увлечены были общим смятением, вмешавшись в толпу бегущих. Храм их не принял. Идя к отворенным вратам, нашли, что они затворены какою-то невидимою силою, которая чудодействует подобным образом, чтобы привести нечестивых в ужас, а благочестивых в безопасность. Но все уже говорят и удостоверены, что когда они усиливались войти, из храма вышел огонь, и одних пожег и потребил, а других, изувечив, оставил живым памятником Божия гнева и мщения на грешников».
Пожарные называют это обратной тягой. Огонь в замкнутом помещении стихает, поглотив весь кислород, а под потолком скапливаются горючие газы. Если кто-то открывает дверь и впускает свежий воздух внутрь, все мгновенно превращается в огненный ад. Пламя не ограничивается помещением, вырываясь наружу гигантским факелом. Судя по всему, в здании из-за подземных толчков начался пожар. Двери сперва не поддавались: внутри уже создалось пониженное давление. Открыв доступ воздуху, люди пали жертвой пламени.
Созомен в «Церковной истории» написал, что про огненную погибель «рассказывают все в один голос: сомнения не обнаруживает никто. Кому это кажется невероятным, пусть того уверят слышавшие от очевидцев и еще живущие иудеи и язычники, оставившие свою работу неоконченною, или которой, лучше сказать, они и начать не могли».
Летописцы упоминают, что на следующее утро люди увидели несмываемые знаки, запечатленные на одежде. Созомен пишет, что «на платье у всех сам собою запечатлелся знак креста, и все одежды разукрасились как бы звездами, так что были сделаны будто из искусно вышитых тканей». По Сократу Схоластику, «световидные изображения креста» в тот день появились только на одеждах иудеев. Феодорит приводит третью версию: крест «световидного начертания» появился на небе. Одежды иудеев были испещрены крестами, «только не световидными, а черного цвета».
Григорий Богослов и здесь помогает понять, что произошло: «Видевшие это чудо да покажут и ныне одежды, запечатленные тогда знамениями креста. Как скоро кто из наших или из посторонних рассказывал о сем или слушал рассказывающих, тотчас видел чудо на себе, или на ближнем: сам был в звездах, или видел звезды на одеждах другого, испещренных лучше всякой мастерской ткани или искусной живописи».
Потрясенные люди начинали видеть звезды и кресты, только услышав об этом. В анналах медицины есть немало историй о массовых галлюцинациях, вызванных стрессом. Во время Франкопрусской войны 1870-1871 годов немецкие крестьяне видели на коньках крыш и в окнах картины религиозного и военного характера: Мадонну, распятие, солдат с пушками, холодное оружие. Случайные пятна и разводы превращались в их мозгу в яркие, красочные картины.
Историки не исключают, что иудеи могли сами рисовать кресты на одежде, надеясь избежать расправы от рук разъяренных христиан. Жители искренне верили, что город был разрушен Богом из-за попытки восстановить Иерусалимский храм. Трагедия могла увенчаться погромом.
Во время отступления из-под стен Ктесифона император оказался в гуще сражения. Тяжелая конница персов пробила строй римских центурий. В бой пошли слоны, пугавшие легионеров. В суматохе кто-то ударил Юлиана копьем в бок. Пытаясь вырвать лезвие, он разрезал руку до кости и упал с коня. Феодорит намекнул, что удар мог нанести не перс, а кто-то из христиан.
- Слишком рано, друзья мои, пришло для меня время уйти из жизни, которую я, как честный должник, рад отдать требующей ее назад природе, - сказал умирающий, когда его унесли с поля боя. - Не горюю я и не скорблю, как можно думать, потому что я проникнут общим убеждением философов, что дух много выше тела, и представляю себе, что всякое отделение лучшего элемента от худшего должно внушать радость, а не скорбь. Я верю и в то, что боги даровали смерть некоторым благочестивым людям как высшую награду. Мне дан этот дар - я в этом уверен, - чтобы я не изнемог под бременем страшных затруднений, не унизился и не пал.
26 июня 363 года Юлиан Отступник скончался. Языческий мир окончательно ушел в прошлое, освободив место христианству.
Герман МИХАЙЛОВ