Правда, древние греки были пытливым народом и пытались узнать о форме Земли больше. Основатель милетской школы философии и математики Фалес (640/624-548/545 годы до нашей эры), считал, что Земля подобна куску дерева, плавающему в бескрайних просторах океана. Его ученик по имени Анаксимандр придерживался теории, что Земля есть цилиндр, у которого высота меньше диаметра в три раза. На верхнем торце цилиндра растут леса и цветут поля, живут животные и люди.
В свою очередь, уже ученик Анаксимандра по имени Анаксимен полагал, что и Солнце, и Луна по форме похожи на Землю, но все они не цилиндры, а сдавленные кубы, поддерживаемые в пространстве сжатым воздухом. Еще позднее философ Гекатей на основе воззрений Анаксимандра составил географическую карту Земли. Похожих воззрений придерживался и Демокрит, утверждая, что если бы Земля была шаром, то горизонт бы «резал» солнце при заходе и восходе по дуге окружности, но вместо этого солнце «разрезается» прямой линией.
В VI веке христианский философ Козьма Индикоплов написал труд «Христианская топография». В нем автор утверждал, что Земля есть плоский прямоугольник, прикрытый выпуклой крышкой небосвода. Получался такой сундук-ларец. На Руси же получила распространение версия о китах, держащих на своей спине земную тарелку. Пошла она из строк памятника славянской литературы «Голубиная книга», содержащего слова: «На семи китах земля основана». Благодаря этой книге и появились различные мифы. Так, в народе ходило поверье, что когда один из китов чешет себе бока, на Земле случаются землетрясения. Вот только версия о том, что наши предки действительно верили в китов, держащих Землю, нынешним ученым представляется сомнительной. Дело в том, что в древнеславянском языке корень «кит» значил «край», но со временем это значение позабылось. Позднее русское духовенство, читавшее книгу Индикоплова кита считало уже не краем, а морским животным, и доносило эту трактовку до прихожан. Что касается Библии, то в ней вообще нет термина Козьмы «купол» и слова «плоский», а слоны и киты обозначают обыкновенных, а вовсе не исполинских животных.
Понять, что Земля - шар, древним было непросто, но вполне возможно. Первым аргументированно изложил эту мысль Аристотель (384-322 годы до нашей эры). Его выводы позднее стали тремя классическими доказательствами. Итак, при лунных затмениях край тени, накладываемой Землей на Луну, всегда представляет собой дугу окружности, а единственной формой, способной отбрасывать подобную тень при любом направлении света, является шар. Второе доказательство зиждется на том, что в открытом море суда, расходясь друг от друга, не постепенно исчезают из вида за счет увеличивающегося расстояния, а частично «проваливаются», уходя за линию горизонта. Ну и, наконец, третье доказательство заключается в том, что отдельные звезды на небосклоне можно увидеть лишь из определенных мест Земли. Притом что из других мест эти звезды не видны никогда. В случае если бы Земля была плоской, звезды пусть и хуже, но были бы заметны.
Однако Аристотель был лишь оформителем чужих наблюдений - мореплавателя древности Скилака Кариандского, описавшего свои приключения по Средиземноморью в VI веке до нашей эры. Получается, задолго до ученых эпохи Возрождения древние греки знали, что Земля имеет форму шара?! Безусловно, да. И не только знали, но и сумели вычислить его диаметр.
В 250 году до нашей эры древнегреческий ученый Эратосфен Киренский решил узнать, каков он, диаметр планеты. В наличии у Эратосфена не было оптических приборов, а лишь собственный ум и смекалка. В день летнего солнцестояния Солнце максимально освещало стенки самых глубоких колодцев в городе Сиена (сейчас Асуан). Эратосфен решил сравнить в этот день падение лучей в двух разных городах Египта - Александрии (на севере) и Сиене (на юге). Сделал это он с помощью несложного угломерного инструмента - скафиса. Он представлял собой сферообразную чашу, на дне которой стоял тонкий шест - гномон. Для экспериментов чашу ставили так, чтобы гномон был перпендикулярен к поверхности Земли. При нахождении Солнца в зените гномон не отбрасывал тени, но когда Солнце уходило по небосводу, то угол падения лучей изменялся и тень от шеста падала на сектор чаши.
Таким образом, в один и тот же момент времени, когда гномон в Сиене не отбрасывал тень, в Александрии эта тень падала на сектор 7,2 градуса.
Дальнейшие расчеты для Эратосфена были делом техники.
Зная, что в окружности имеется 360 градусов, при неизвестной ее длине он составил пропорцию. Дело в том, что расстояние от Александрии до Сиены 800 километров, а разница в градусах (согласно скафису) равнялась 7,2. Таким образом, Эратосфен составил пропорцию: 360 градусов - это х километров, а 7,2 градуса - 800 километров. Так ученый узнал, что окружность Земли равна 40 тысячам километров. Древние греки уже знали, что длина окружности равна 2pR, где R - радиус окружности (а p = 3,14). Соответственно, радиус Земли получился равным 6287 километрам. Результат хоть и был получен архаичным методом, однако близок к современным расчетам - 6371 километр.
Напрашивается вопрос: если люди еще тогда располагали такими данными, то почему эти знания были утрачены и появились вновь лишь спустя более тысячи лет? Ответ прост - причина в падении Римской империи и античного мира, повлекшем за собой потерю знаний. Хотя в отдельных источниках сведения о шарообразности Земли и сохранились, но люди эпохи Возрождения пришли к этому выводу уже самостоятельно.
Важным моментом в этом выводе стало кругосветное путешествие Фернана Магеллана. За три года без малого его экспедиция, потеряв 90% состава, сумела вернуться в тот же порт, откуда и вышла в западном направлении. Несмотря на то что экспедиция доказала шарообразность Земли, Римско-католическая церковь была весьма недовольна тем, что команда «потеряла» один день в результате движения по часовым поясам.
А вот сведения о том, что Христианская церковь отрицала шарообразность Земли и преследовала ученых, являются мифом. На самом деле Церковь и наука в Средние века были практически едины. А монах доминиканского ордена Джордано Бруно, который был сожжен якобы за научные взгляды, подвергся наказанию по большей части за другие грехи. А именно за «приписывание Иисусу Христу занятий магией, за оскорбления в адрес церковников и за желание основать собственную религию». Хотя справедливости ради надо упомянуть, что в 1616 году папа римский Павел V осудил представление о гелиоцентрическом строении мира, но никого на костре за это не сожгли. А миф о том, что Церковь предписывала считать Землю тарелкой на китах или слонах, придумали уже в XIX веке.
Позднее в голову уже Исааку Ньютону (1643-1727 годы) пришла мысль, что Земля не просто шар, а сдавленная у полюсов сфера. В своей догадке Ньютон исходил из того, что чем быстрее вращается тело, тем больше оно сплюснуто у полюсов. Догадка правильная, а по тем временам - гениальная. Добавим, что тот же Юпитер, где сутки составляют 9 часов 50 минут, и вращается планета быстрее, сжат еще сильнее. Если же говорить о «фигуре» Земли, то она весьма сложна и являет собой даже не шар, а искривленный сфероид вращения. Впрочем, к этому выводу наука пришла относительно недавно. Хотя в мире еще хватает людей, которым версия о плоской тарелке на спинах китов куда ближе.
Егор МАРОВСКИЙ