22 июля 1946 года в Иерусалиме прогремел взрыв в фешенебельном отеле «Царь Давид». Ответственность за этот теракт взяла на себя сионистская подпольная организация «Иргун», руководил которой Менахем Бегин - будущий премьер-министр Израиля и Нобелевский лауреат.
Еще не закончилась Первая мировая война, а страны Антанты уже приступили к переделу мира. В 1917 году Британия во всеуслышание объявила, что в Палестине, на территории, принадлежавшей Османской империи, будет создан «национальный очаг для еврейского народа». Всемирная сионистская организация с оптимизмом встретила эту идею. Но довольно быстро стало понятно, что на территории Палестины, находившейся под управлением британской колониальной администрации, еврейского государства, скорее всего, не будет. Дело в том, что в начавшемся арабо-еврейском противостоянии Британия встала на сторону арабов.
Палестинские евреи в ответ создали военизированную организацию «Хагана» (в переводе с иврита - «Оборона»), которая должна была защитить еврейских поселенцев от набегов арабов, поддерживаемых британцами. Но до поры до времени «Хагана», в полном соответствии со своим названием, ограничивалась лишь пассивной обороной.
Так продолжалось до 1931 года, когда от «Хаганы» откололась ультрарадикальная организация «Иргун», которая избрала своим девизом библейское изречение «Око за око», нанося ответные удары по арабским селениям.
В 1939 году британский парламент принял так называемую «Белую книгу», написанную министром колоний Малькольмом Макдональдом, в которой вводились ограничения еврейской эмиграции в Палестину. После этого врагами организации «Иргун» стали и британцы. Дело дошло до того, что уже после начала Второй мировой войны, когда танки немецкого фельдмаршала Роммеля воевали в Египте с войсками генерала Монтгомери, боевики «Иргун» проводили в тылу британцев террористические акты.
Террористическая деятельность «Иргун» усилилась в 1943 году, когда к руководству организацией пришел 30-летний уроженец Бреста Менахем Бегин.
Этой трагедии предшествовало несколько важных событий. 1 ноября 1945 года возникло Повстанческое еврейское движение, которое объединило несколько вооруженных группировок. Весной-летом 1946 года боевики этого движения нанесли несколько чувствительных ударов по стратегическим и военным объектам британской администрации на территории Палестины.
В свою очередь, англичане предприняли ответные действия - в ночь на 29 июня 1946 года они провели ряд облав в десятках кибуцев (поселений) в поисках оружия и боевиков «Хаганы». Эту акцию британцев впоследствии назвали «Черной субботой». Добытые в ходе облавы секретные документы еврейских боевиков хранились в отеле «Царь Давид», расположенном в центре Иерусалима. 1 июля 1946 года Менахем Бегин принял решение провести акцию против англичан. В качестве объекта для проведения теракта был избран как раз «Царь Давид».
Этот отель в то время представлял собой шестиэтажное здание, построенное в 1931 году, в южной части которого располагалась британская администрация, в подвале размещалась британская военная телефонная станция, а в пристройках - военная полиция и уголовный розыск полиции Палестины.
Утром 22 июля, примерно в 11:45 утра к зданию «Царя Давида» подкатил небольшой фургон с боевиками. Они были одеты в арабские одежды, похожие на те, которые носили слуги отеля. В руках у террористов были семь 50-килограммовых молочных бидонов со взрывчаткой общим весом около 350 килограммов. Сперва боевики отнесли бидоны в подвал отеля и установили их у несущих колонн здания, недалеко от кухни. На таймерах взрывных устройств было установлено время взрыва - 30 минут после включения.
На улице боевики взорвали небольшую бомбу, что, по их замыслу, должно было отпугнуть прохожих и посетителей отеля и позволило бы снизить количество жертв. Но взрыв вызвал обратный эффект. Он лишь привлек зевак, которые прибежали посмотреть на его последствия. Кроме того, взрывной волной перевернуло проезжавший мимо автобус, раненых пассажиров которого стали заносить в отель для оказания им первой помощи.
Одна из участниц теракта минут за 15 до основного взрыва сделала три телефонных звонка, сообщив о готовящемся террористическом акте. Об этом были поставлены в известность дирекция отеля, редакция газеты Palestine Post и сотрудники консульства Франции, расположенного рядом с «Царем Давидом». Но, к сожалению, это предупреждение не было воспринято всерьез.
В 12:37 сработало взрывное устройство, заложенное в подвале южной части отеля. Над Иерусалимом поднялся столб огня и дыма. Спасательная операция на месте взрыва продолжалась три дня. Из-под обломков отеля извлекли лишь шестерых живых людей. Всего же в ходе теракта погиб 91 человек, 46 получили ранения разной степени тяжести. Причем некоторые из них находились вне отеля. Среди погибших были 41 араб, 17 евреев, 28 британцев и пятеро представителей других национальностей.
Британцы оперативно отреагировали на теракт. Через несколько дней английское командование направило две дивизии в район Тель-Авива. Солдаты вместе с агентами британских спецслужб окружили город и начали обыски в каждом доме и каждой квартире. Вслед за обысками было принято решение о лишении свободы незаконных мигрантов в Палестине, в том числе и детей, временно находящихся на Кипре.
Совершенный теракт не сильно повлиял на англо-американские отношения и ту политику, которую проводили эти государства в Палестине. В письме президенту США Гарри Трумэну от 25 июля 1946 года премьер-министр Великобритании Клемент Эттли отметил следующее: «Я уверен, вы согласитесь, что бесчеловечное преступление, совершенное в Иерусалиме 22 июля, - это призыв к решительным действиям в борьбе с терроризмом. Но с учетом страдания невинных еврейских жертв нацизма это не должно удерживать нас от принятия политики, направленной на установление мира в Палестине с минимально возможной задержкой».
Георгий ПЕТРОВ
В июле 2006 года в Израиле прошла церемония, посвященная 60-й годовщине со дня взрыва отеля «Царь Давид». Памятные мероприятия были организованы Центром Менахема Бегина - непосредственного организатора этого теракта. В них приняли участие бывший премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, а также бывшие члены организации «Иргун».
С британской стороны эта церемония не нашла одобрения в связи с большим количеством жертв, погибших в ходе теракта. Британский посол в Израиле выступал против размещения на месте трагедии мемориальной доски. В ее тексте содержалась фраза: «По причинам, известным только британцам, гостиница не была эвакуирована». Это было интерпретировано британской стороной как обвинение в их адрес.
Во избежание дипломатического скандала, по требованию члена кнессета от партии «Ликуд» Реувена Ривлина, поднявшего этот вопрос, были внесены изменения в текст доски - преимущественно в версию на английском языке, которая включает сейчас такую фразу: «По телефону были сделаны предупреждения в гостиницу, во французское консульство и редакцию газеты Palestine Post, для того чтобы люди покинули здание немедленно. Гостиница не была эвакуирована, и через 25 минут взорвалась бомба. К сожалению "Иргуна", погибли 92 человека». В надписи на иврите было уточнено, что непосредственно от взрыва погиб 91 человек, а боевик «Иргуна» Авраам Абрамович впоследствии скончался от полученных во время взрыва ранений.