Успенская обитель - один из древнейших монастырей России. О том, почему его первые кельи были высечены в неприступной скале, рассказывают сразу несколько преданий.
Одно из них гласит, что однажды пастух Михаил, пасший скот в безымянном ущелье, увидел на скале высоко над землей образ Богородицы, перед которым горела свеча, и ее огонек не могли потушить даже порывы ветра.
Удивленный чудным видением, пастух позвал односельчан. Нашлись смельчаки, которые не побоялись забраться наверх и достать новоявленную икону. Образ перенесли в деревню и поместили в самом богатом доме селения. Однако ночью Богородица исчезла из предоставленного ей убежища и вновь вернулась на гору. Увидев в этом промысел Божий, люди решили выдолбить в скале храм, где и поместили чудесный образ. Так как чудесное обретение иконы пришлось на день Успения Богородицы, новая каменная церковь была посвящена именно этому празднику. Вскоре рядом с Успенским храмом поселились услышавшие о крымском чуде иноки из греческих монастырей. Эти подвижники вначале жили в горных пещерах, а затем выдолбили близ церкви несколько келий - так было положено начало Успенскому мужскому монастырю.
В 754 году в Византии разгорелось нешуточное иконоборчество. Опасаясь растущего влияния Православной церкви, басилевсы (византийские императоры. - Прим. ред.) Константинополя запретили поклоняться иконам, а потому доблестные воины выносили образа из всех церквей империи и сжигали их на кострах.
Не в силах противостоять солдатам регулярной армии, священники и насельники монастырей как можно надежнее пытались спрятать уцелевшие святыни. И вот несколько иноков из Афонского монастыря привезли в Крым прекрасную икону Богородицы, чтобы укрыть ее в местных пещерах. Для бесценной реликвии иноки вырубили в скале храм, а себя «обеспечили жильем», сделав несколько каменных келий.
Вскоре весть о необычном пещерном монастыре облетела весь полуостров, и в долине близ каменной обители стали селиться пока еще немногочисленные христиане Крыма.
Спасенная икона стала главной святыней Успенской обители, и в честь нее ущелье, где был основан монастырь, стали называть Мариам-Дере - ущелье Марии.
Чудесной же иконе Богородицы, давшей начало Успенскому монастырю, предстояло пережить еще немало. Спустя несколько веков, во время великого исхода христиан из Крыма накануне грандиозной Русско-турецкой войны в 70-х годах XVIII века, этот образ был перевезен на берега Азовского моря. Там переселенцы основали небольшую деревушку, в храме которой и нашла прибежище икона. Позже это селение стало известно как Мариуполь. Образ Богородицы, некогда спасенный в пещерах Успенской обители, вплоть до самой Октябрьской революции был главной святыней Мариуполя, а позже безвозвратно затерялся в вихрях антирелигиозной кампании.
В XV веке слава Успенского монастыря и его чудотворной иконы была настолько велика, что он избежал поругания даже после вторжения в Крым Турции. Вскоре близ Мариам-Дере раскинулась столица Крымского ханства Бахчисарай, но это никак не отразилось на жизни обители. Напротив, первые ханы зачастую приезжали в Успенскую обитель, чтобы попросить удачи в военных походах у чудотворной иконы. Когда же владыки Крыма возвращались домой с победой, они присылали Богородице богатые дары и воздавали всевозможные почести в благодарность за помощь. В знак великой милости мусульманские правители даже позволили разместить при монастыре резиденцию православных митрополитов, что сделало Успенскую обитель христианским оплотом всего полуострова.
Потомки же первых крымских ханов были не столь благосклонны к своим православным подданным. Успенский монастырь был обложен непомерной данью, и только помощь русских царей спасла обитель от разорения. Когда же в XVIII веке отношения между Россией и Турцией достигли критической точки, митрополит Крыма Игнатий предложил православному люду полуострова переселиться на южные земли империи, дабы избежать ужасов войны и не погибнуть под татарскими саблями. К призыву владыки прислушалась немалая часть христиан Крыма, а вместе с переселенцами ушли и почти все иноки Успенского монастыря. И хотя кельи обители опустели, древний храм по-прежнему был открыт для верующих, и сюда на службу приходили не только местные православные, но и солдаты русской армии.
Возрождение монастыря началось, когда в конце XVIII века комендант Бахчисарая подарил бывшей обители икону Успения Богоматери. Оказавшись среди намоленной веками благодатной атмосферы древних пещер, образ начал творить настоящие чудеса, даруя обратившимся к нему людям удачу и исцеление. Со всей империи потянулись сюда паломники, и почти заброшенный монастырь начал оживать.
В годы Крымской войны 1853-1856 годов при монастыре был открыт госпиталь русской армии, где монахи заботливо выхаживали солдат, получивших ранения.
После того как отгремели сражения, монастырь стал преображаться буквально на глазах и вскоре напоминал волшебный город, расположившийся на трех ярусах. Первый из них занимали старые каменные кельи и Успенская церковь, а также новый храм Святых Константина и Елены, приделы которого были устроены в одной из древних пещер. На среднем были построены дом настоятеля, келейный корпус и прекраснейший фонтан с целебной водой. На нижнем ярусе - в долине - раскинулись большая трапезная для монахов и паломников, кухня, пекарня и две гостиницы.
После Октябрьской революции древнюю обитель ждали резкие повороты судьбы. Монастырь закрыли в 1921 году, а на его территории была открыта трудовая колония. Но вскоре из-за безалаберности новых «насельников» практически все «отобранные у попов» здания на верхнем и среднем ярусах пришли в негодность, так как за ними не ухаживали должным образом. Вместо того чтобы отремонтировать древние святыни, местные власти распорядились разобрать все полуразрушенные «объекты» на стройматериалы, дабы они не рухнули вниз, на обитаемые здания колонии.
Однако вскоре опустел и последний, «жилой» ярус, после чего монастырь был заброшен до 1941 года. Во время Великой Отечественной войны здесь был устроен полевой госпиталь, и поруганная Успенская обитель принимала раненных защитников Родины.
После войны уникальные пещеры монастыря несколько десятилетий были заброшены, несмотря на настойчивые просьбы верующих передать монастырь Церкви. И только в 1993 году здесь возродилась иноческая жизнь, сейчас в этом месте уже ничего не напоминает о годах разрушения.
Вскоре были восстановлены Успенский храм и храм Святых Константина и Елены, устроена широкая удобная лестница, ведущая на верхние ярусы, возведена красавица колокольня с позолоченным куполом. На месте чудесного явления иконы Богородицы в каменной стене сделана небольшая ниша, где хранится список с чудотворного образа, украшенный небольшими резными колоннами.
Круглый год приезжают в Успенскую обитель гости со всего мира: паломники - чтобы погрузиться в ее благодатную атмосферу вековой святости, а туристы - чтобы заглянуть в уголок настоящей волшебной сказки.
А волшебство здесь можно встретить буквально на каждом шагу. На площадке у входа в храм Святых Константина и Елены, у часовни, построенной над источником с целебной водой, всегда шумно, но стоит сделать несколько шагов в сторону и ступить под своды церкви, как тут же паломника окружит необычная тишина - такой особенный акустический эффект имеет это место.
Да что говорить о древних храмах и кельях, когда даже хозяйственные службы в этой обители напоминают декорации к фильму-сказке. Так, монастырский птичник - это не что иное как уникальная природная анфилада пещер, закрытая от досужих глаз рукотворной стеной.
Елена ЛЯКИНА