Неизвестно, когда лихие скоморошьи ватаги пустились бродить по российским дорогам. Однако в источниках XI века они упоминаются как уже существующие, причем именуют их исключительно сатанинским отродьем и слугами дьявола. Тому, вероятно, было две причины, первая из которых - задиристый и глумливый характер уличных комедиантов, а вторая - их очевидно языческое происхождение, глубоко противное Православной церкви. Историки уверены, что скоморохи - прямые потомки жрецов «скотьего бога» Велеса, свободно меняющего обличья покровителя ведунов и сказителей. Без Велесовых слуг в древности не обходились ни годовые праздники, ни семейные ритуалы славянских общин. Постепенно древние обряды исчезали сами по себе или вытеснялись новыми ритуалами, от них оставалась лишь зрелищная часть, по-прежнему привлекавшая людей. А жрецы из служителей богов понемногу обращались в лицедеев, которые противопоставили свое искусство церковной христианской культуре.
Однако их по-прежнему сопровождали ученые животные: как правило, бык, медведь, коза - живые или в виде кукол. Сохранились с древности и берестяные личины (маски), надеваемые актерами перед представлением. Во времена язычества они означали отказ человека от собственного лица, превращали его в существо, нужное для обряда, от зверя до духа чуров (предков) или даже одного из богов. Скоморохи же приспособили личины для смены ролей - переодев маску, каждый из них мог стать другим персонажем. А на их костюмах часто изображалась славянская символика, например красное солнышко - один из сильнейших символов языческого пантеона.
Вначале комедианты устраивали представления среди знакомой публики - у себя в деревнях или городках. Затем они осмелели и стали навещать соседние поселения, а уж потом отправились кочевать по всей Руси, забираясь иногда в самые дальние уголки бескрайней державы.
Под аккомпанемент разных инструментов исполнялись и другие номера потешной программы. Полноценными участниками позорища были медведь и коза, под руководством скоморохов они разыгрывали уморительные сценки: «Как мужик пьяный домой идет», «Как барыня на гулянье собирается», «Как поп обедню служит» и др. Другая часть потехи включала небольшие кукольные спектакли с полюбившимся народу проказником и сквернословом Петрушкой. В одной из пьесок он представал злодеем, женившимся ради денег и сжившим со свету собственную жену. Кроме этого, за Петрушкой числилось столько других прегрешений, что в конце концов за ним являлся черт и утаскивал его в преисподнюю.
Популярны у зрителей были также срамные песенки, почти сплошь состоявшие из мата, и сатирические сценки из народной жизни: «Как смерды из боярина жир трясли», «Как поповы дети горох таскали». Дошло до наших дней содержание сказки о Вавиле-пахаре, где «глумцы» не пожалели даже царя. В сказке Вавила пахал землю, пока скоморохи не сманили его с собой бродить по Руси, а затем взяли и посадили на царство (видимо, перед этим свергнув с трона законного государя). Вообще, от комедиантов доставалось всем и каждому. Некоторые песни и сатирические диалоги насмешничали над церковью - над жадностью и обжорством попов, глупостью их ленивых отпрысков. Пороки власть предержащих тоже не ускользали от зоркого глаза скоморохов: случалось, в своих потешках они прямо называли имена потерявших стыд бояр и служилых людей. За резкий и точный «глум» артистов преследовали, однако извести крамолу полностью не могли.
Интересно, что в стороне от уличной забавы не оставался никто. Выступления скоморохов, как говорят теперь, были интерактивными: зрителей вовлекали, а порой насильно втаскивали внутрь спектакля, заставляя не просто глазеть, но и полноценно участвовать - подпевать, плясать или ассистировать в фокусах. Любовь народа к бродячим лицедеям была неистребима, а потому они сделались обязательными участниками ярмарок, народных гуляний, игрищ и праздников.
Однако чем дальше, тем активнее (особенно при усилении гонений) бродячие артисты изыскивали для себя все новые виды занятий. Одним из способов скоморошьего заработка было участие в тогдашней разновидности бокса - кулачных боях. Зазывалы действовали как живая реклама: бродили в толпе перед началом боя и расхваливали лучших бойцов, побуждая зрителей делать ставки на победу. Накрачеи (литаврщики) отбивали ритм в ходе сражения. А некоторые особо ловкие комедианты не гнушались сами встать «в стенку» и попробовать кулаки на противниках.
Существовали также способы приработка куда более опасные, чем публичное мордобитие. В случае если выступлений не предвиделось, артель скоморохов вполне могла превратиться в разбойничью шайку и отправиться на большую дорогу грабить и убивать. Источники говорят о бандах, в которые сбивались от 60 до 100 бывших артистов. И банды эти доставляли немало беспокойства властям. Пойманных на воровстве и разбое «гастролеров» били батогами и отправляли на каторгу.
Случалось бесстрашным бродягам ввязываться и в «шпионские истории». Профессия скомороха предполагала бесконечные путешествия, часть из которых могла быть и не случайными. Нанятый соглядатаем лицедей без труда попадал в любые дома, в том числе самые богатые и знатные. А уж там, выступая на пирах, держал ухо востро и получал нужную его нанимателям информацию. Ведь вина и меды прекрасно развязывали языки вельможам, и те порой выбалтывали во хмелю даже больше, чем желали. Правда, источники умалчивают об участии скоморохов в шпионской деятельности, но весьма возможно, что некоторые бродячие артисты во время своих путешествий зарабатывали не только потешными представлениями, а еще и добыванием разных тайных сведений.
Можно даже предположить, что самым лихим из них поручались уже совершенно уголовные дела вроде похищения людей или заказных убийств. Ведь, сделав дело, скоморох мог моментально исчезнуть в неизвестном направлении, и отыскать его было практически нереально.
«Садиться на землю» лицедеи начали только к началу XVI столетия, и в писцовых книгах той эпохи среди кожевенников, сукноделов, гончаров и кузнецов значатся скоморохи. В основном они селились в слободах среди ремесленников, но встречались среди них и состоятельные люди. Например, согласно переписи, в 1620 году на Москве проживал гусельник Богданка, владелец собственной усадьбы.
Власти изо всех сил старались поставить уличное лицедейское искусство на службу государству и понемногу в том преуспели. В начале XVII века по приказу царя Михаила Федоровича в столице возвели специальную Потешную палату, куда набрали для общественного развлечения «веселых людей». Введенной государем моде тут же последовали его ближние люди - собственные дружины скоморохов содержали, например, князья Шуйский и Пожарский, Но «боярские» лицедеи вынуждены были петь и рассказывать лишь то, что хотели слышать их хозяева, а потому быстро превратились в разновидность шутов при своих господах.
Между тем вольные времена народных скоморохов тоже пошли на убыль. Им запрещали выступать во многих городах, ломали музыкальные инструменты и другой реквизит, убивали или гнали прочь ученых медведей. Священники в проповедях ругали «проклятых игрецов» на чем свет стоит. А во второй половине XVII века царь Алексей Михайлович издал указ, вовсе запретивший скоморошеский промысел: веселые разухабистые позорища должны были прекратить свое существование. Тех, кто пытался обойти запрет, наказывали нещадно: били батогами, рвали ноздри, ссылали на жительство в дикую тогда еще Сибирь или оставляли до смерти гнить в монастырских темницах.
Однако искусство уличных артистов не пропало: оно переродилось в народные театры и цирковые представления, а на ярмарках и гуляньях и в XX веке можно было встретить поводырей с учеными медведями и кукольников с хулиганистым Петрушкой. Яркий мир скоморошьих забав не исчез, он просто в очередной раз сменил личину и продолжает радовать людей по сей день.
Екатерина КРАВЦОВА