Прорыв корпуса Петровского

Всё о войнах и военных конфликтах
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 44
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Прорыв корпуса Петровского

#1 Сообщение zagadki-istorii » 14 ноя 2016, 14:33

Действия 63-го стрелкового корпуса в июле-августе 1941 года потрясли фашистов своей неординарностью. В то время как на большинстве участков советско-германского фронта части Красной армии оборонялись, в Белоруссии по врагу был нанесен сильный удар, причем не механизированными, а лишь стрелковыми частями.

Командир


Прежде чем поведать об этом малоизвестном эпизоде войны, скажем несколько слов о командире 63-го стрелкового корпуса (СК) генерал-лейтенанте Леониде Петровском.

Это был большевик с 1916 года. В 1917-м - прапорщик царской армии. Затем - служба в красной гвардии и Красной армии. Петровский участвовал в Гражданской войне, сражался с войсками Колчака, Деникина, поляками. Впоследствии Леонид Григорьевич служил в РККА на различных должностях - от командира батальона до заместителя командующего округом. Был награжден двумя орденами: Красного Знамени и Красной Звезды за боевую подготовку войск.

В 1938 году Петровский был уволен из армии и почти два года находился под следствием. В 1940 году его восстановили в рядах РККА и назначили командиром 63-го СК Приволжского военного округа. В июне 1941 года Петровский был направлен на фронт со своим соединением, вошедшим в состав 21-й армии Западного фронта.

Комкор и маршал


12 июля 1941 года Петровскому, не ожидавшему приказа об активных действиях, пришло распоряжение - внезапно атаковать противника. Корпус, оказавшийся в стороне от главного направления вражеского удара, еще сохранил силы и, по мнению руководства Западного фронта, был в состоянии перейти в наступление.

Правда, за несколько дней до этих событий маршал Семен Тимошенко уже пытался сделать нечто подобное. Он (в обход командира корпуса) изъял из 63-го СК одну неполную стрелковую дивизию, усилил ее танковым батальоном, бронепоездом и отправил в бой, не дожидаясь подхода других частей. Поначалу были определенные успехи, но затем враг разгромил эту импровизированную группировку. Вместо разгромленной дивизии корпусу Петровского дали другую. Его, не руководившего операцией, объявили в числе виновных в неудаче.

И тогда 13 июля ночью Петровский решил атаковать врага не сборными штурмовыми отрядами, а, форсировав Днепр, всеми тремя дивизиями корпуса. Вот потому и получился эффект с быстрым захватом плацдарма на левобережье и освобождением двух городов - Жлобина и Рогачева. И на этом 63-й СК не остановился, а, выполняя приказ, продолжил атаки в направлении Бобруйска.

С точки зрения врага


В дневнике командующего группой армий «Центр» Федора фон Бока запись от 15 июля 1941 года гласит: «На южном фланге 2-й армии (Вейхс) русские наглеют. Под Рогачевом и Жлобином переходят в наступление. Это им тем более удается, что условия местности под Гомелем - область беспокойная...» Впрочем, гитлеровский фельдмаршал как будто бы спокоен: «Обстановка у противника представляется мне следующим образом: под Рогачевом и Жлобином численность противника составляет около двух дивизий, сражающихся с 255-й дивизией Ветцеля. Положение опасений не вызывает, потому что там находится 53-й армейский корпус (Вейзенбергер) и, кроме этого, еще имеются силы...»

Начальник генерального штаба сухопутных войск вермахта Франц Гальдер в своем дневнике отреагировал только 16 июля 1941 года: «В районах Жлобина и Рогачева противник переправился на западный берег Днепра. Переправа войск продолжается. Обнаружено большое количество артиллерии». 28 июля им же отмечено: «Противник ведет сильные атаки в районе Рогачева». 30 июля: «Нет указаний о том, как решить проблему на участке под Рогачевом. Использовать здесь не более одной танковой дивизии».

Как видим, Гальдер более откровенен. Видимо, корпус Петровского серьезно досадил врагу, раз против него, помимо пехоты, планировали бросить еще и танки. Но Гудериан ради этого ни одной танковой дивизии так и не дал.

По факту


Комкор Леонид Григорьевич Петровский с дочерью
В определенной мере войскам Петровского повезло. Им поначалу противостояли части единственной на Восточном фронте 1-й немецкой кавалерийской дивизии, которую выставили заслоном против всей 21-й армии. Так немцы наглели тогда - летом 1941-го. Вот их и отбросили переправившиеся через Днепр советские пехотинцы и погнали прочь.

Корпус имел ряд полков тяжелой артиллерии, которые здорово выручали его в последующем.

14 июля в бой с нашими наступающими войсками вступила 255-я немецкая пехотная дивизия, а на следующий день в срочном порядке была переброшена еще одна - 267-я. Следует отметить, что при нашем арифметическом превосходстве - три советские стрелковые дивизии плюс части усиления против двух немецких пехотных - гитлеровские войска были лучше укомплектованы и вооружены. Прибавьте сюда превосходство противника в воздухе. И все же 63-й корпус атаковал и оттягивал на себя вражеские резервы, так нужные немцам для их наступления на главном направлении - на Смоленск и дальше на Москву.

16 июля, сковав корпус Петровского с фронта, фашисты нанесли контрудар силами двух пехотных полков и артиллерии 52-й пехотной дивизии (все вышеназванные дивизии входили в состав 53-го армейского корпуса) во фланг. Нашим
войскам пришлось перейти к обороне. Впоследствии в течение нескольких дней наши войска сдерживали атаки врага. А 25 июля 63-й СК, согласно приказу, даже попытался перейти в наступление, но неудачно: прорвать оборону врага не удалось.

До 13 августа корпус в целом достаточно уверенно удерживал свои позиции на западном побережье Днепра. Его части хорошо окопались, умело применяли инженерные заграждения и артиллерию. Сам командир корпуса постоянно находился в войсках, поднимая боевой дух командиров и бойцов, делясь с ними своим опытом.

Вследствие небольшого затишья, пока враг собирал силы для удара, советское командование сочло возможным... забрать у Петровского стрелковую дивизию и перебросить ее на один из наиболее сложных участков Западного фронта. Из-за поспешности и слабой организованности действий это успешно воевавшее ранее соединение было там быстро разгромлено.

Тем временем оперативная обстановка у Жлобина и Рогачева стала ухудшаться. Потеряв связь с командованием и не дождавшись разрешения на отход, Петровский на свой страх и риск принялся отводить ослабленный корпус к Днепру. Приказ об отступлении пришел, но было уже слишком поздно. Положение усугубилось тем, что немцы против 63-го СК бросили еще один армейский корпус - 43-й. Таким образом, соотношение сил еще сильнее изменилось в пользу врага.

Немцы стали окружать войска корпуса, помочь которому командование армией и фронтом не имело возможности из-за осложнений и на других участках. Тем не менее две дивизии и корпусные части 63-го СК отчаянно стали прорываться на восток.

Подвиг генерал-лейтенанта


Генерал-лейтенант Леонид Петровский не оставил свои войска в окружении, хотя за ним прислали самолет с приказом о личной эвакуации и назначении командующим 21-й армией. Он отправил с самолетом тяжелораненого бойца, а сам стал организовывать прорыв своих окруженных войск, идя с оружием в руках в первых рядах.

Часть войск его корпуса сумела прорваться к своим. Вот только комкора среди них уже не было... Он геройски погиб в бою 17 августа 1941 года и был похоронен у села Старая Рудня Жлобинского района Гомельской области.

Не зная об этом и слабо владея обстановкой на местах, 18 августа командование фронта пыталось отправить ему распоряжение «организовать удар по врагу» и «разгромить две дивизии врага». А 20 августа его обещали расстрелять, если он не займет рубеж Борхов (Борщевка)...

За свои боевые заслуги Леонид Григорьевич Петровский был награжден орденом Отечественной войны I степени (посмертно).

Маршал Советского Союза Георгий Жуков в своей книге «Воспоминания и размышления» так отозвался о Петровском: «В то время, когда противник вел наступление к востоку от Днепра, части 21-й армии (командующий - генерал Ф.И. Кузнецов) форсировали 13 июля Днепр, освободили Рогачев и Жлобин и с боями двинулись в северо-западном направлении на Бобруйск. Главный удар осуществлял 63-й стрелковый корпус, которым командовал генерал Л.Г. Петровский. Через несколько дней он погиб смертью героя. Я хорошо знал Л.Г. Петровского как одного из талантливейших и образованных военачальников и, если бы не преждевременная гибель, думаю, что он стал бы командиром крупного масштаба».

Олег ТАРАН





Вернуться в «Военная история»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей