Пергамское царство образовалось в Малой Азии в 283 году до нашей эры, после распада империи Александра Македонского. К середине II века до нашей эры Пергам не только увеличил свою территорию до побережья Эгейского моря, но и укрепил политическое положение. Однако когда к власти пришел царь Аттал III, Рим уже завоевал всю Грецию и Македонию. На очереди было Пергамское царство, которое в то время достигло расцвета в области культуры, а также славилось несметными богатствами и произведениями искусства. Сам Пергам не в силах был противостоять римлянам, хотя формально и сохранял видимость независимости.
В 133 году до нашей эры последний царь Пергама - слабоумный Аттал III - приказал долго жить. Так уж случилось, что незадолго до своей смерти он якобы завещал царство Риму. Но с этим согласились не все: против новых господ неожиданно выступил некто Аристоник. Кем был этот человек - храбрым вождем восставшего народа или хитроумным самозванцем, - историки спорят до сих пор.
Происхождение Аристоника не слишком ясно, но древние историки утверждали, что он - сын царя Эвмена II от наложницы и единокровный брат Аталла III, то есть бунтарь был царского происхождения.
Как бы там ни было, Аристоник предъявил права на царство и выступил против передачи Пергама Риму. В поддержку Аристоника выступили городские низы: ремесленники, крестьяне, рабы. Следом поднялись и другие города, которые ненавидели римлян. Среди них можно назвать Левки, Колофон, Миндос. Аристоника стали считать законным царем, и он с блеском завоевал города, боявшиеся перейти на его сторону. Огромные народные массы Аристоник объединил идеей создания «Государства Солнца». Он утверждал, что при его правлении исчезнет несправедливость, царившая в Пергаме, а само государство будет основываться на идее свободы и братства, граждане будут равны и станут «гелиополитами» - «гражданами Солнца». Ему хотелось создать такое же государство, как и в фантастическом произведении «Острова Солнца» древнегреческого писателя-утописта Ямбула. Все жители «островов» трудились по очереди: ловили рыбу, занимались ремеслами, помогали друг другу. От этих обязанностей освобождали только стариков. Главным божеством у них считалось Солнце, в честь которого «островитяне» слагали гимны. Солнце как источник радости, произрастания, изобилия и свободы противопоставлялось тьме, печали, царству подземелья и несчастья. Аристоник обратился к обездоленным, к несчастным - в первую очередь к рабам, - обещая им в случае победы создать государство «без хозяев и без рабов, без богатых и без бедных». Насколько эти обещания были искренними и насколько они диктовались условиями борьбы, сказать трудно, но судя по успеху восстания, народ с энтузиазмом откликнулся на призыв Аристоника. Все Пергамское царство, переименованное восставшими в «Государство Солнца», оказалось на несколько лет в руках рабов.
Люди верили своему предводителю и шли за ним. Вскоре к восставшим присоединился флот, а также жители горной Мизии. Но богатые города Малой Азии испугались восстания и стали готовиться к войне.
В результате у города Кимы флот Аристоника потерпел поражение. Тогда вожак понял, что у него еще недостаточно сил и нужна серьезная подготовка плюс хорошо вооруженное и обученное войско. Пока Аристоник готовился к новым схваткам, Рим праздновал разгром его армии.
Впрочем, не все римские граждане жаждали подавления восстания. Так, известный философ Гай Блоссий являлся сторонником идей Аристоника. Он даже приехал в лагерь восставших, чтобы поддержать их. Советы философа вдохновили Аристоника на реализацию своих идей. Поэтому вся пергамская беднота потянулась в лагерь вожака, перебив господ во многих прибрежных городах. Окрыленные успехом и хорошо вооруженные «гелиополиты» овладевали одним городом за другим.
Наступил 132 год до нашей эры. Римские войска в Малую Азию не торопились. Так что противникам восставших следовало действовать на свой страх и риск. Соседние с Пергамом малоазийские цари, недовольные успехами рабов, полным ходом готовили войска для подавления мятежа. Многочисленное войско собрал царь Понта Митридат V, рассчитывающий получить выгоду от римлян в случае, если он очистит Пергам от «гелиополитов». Правитель отдал приказ истреблять мятежников вместе с семьями. Но те, вооружившись топорами, секирами, пращами, серпами, дрались с отчаянием и мужеством.
Хотя силы были неравны, «гелиополиты» сражались как львы. Тем временем римский сенат направил в Пергам войска под предводителем опытного полководца - консула Публия Лициния Красса. Он уже имел опыт подавления восстаний, и римляне полагали, что с восставшим сбродом будет скоро покончено.
В конце зимы 131 года до нашей эры, когда Красе уже полгода стоял у стен города, где находился Аристоник, неожиданно большой отряд «гелиополитов» напал на римское войско. Это случилось между городами Элией и Смирной: восставшие взяли в плен полководца и обратили войско в бегство. Победители с песнями и шутками шли к Левкам и вели пленных во главе с консулом. Полководец не смог вытерпеть позора и решил, что лучше умереть. Красе схватил виноградную лозу и ударил прутом по глазам огромного фракийца. Взбешенный от боли воин с силой поразил его мечом. Голову убитого полководца доставили Аристонику, а тело похоронили в Смирне. Это поражение заставило Рим отнестись к войне с Пергамом более серьезно. После смерти Красса сенат поручил возглавить войско консулу Марку Перперне.
Аристоник не рассчитывал на то, что римляне появятся так быстро. «Гелиополиты» были захвачены врасплох. Перперна напал на них, имея превосходящее по численности войско, и в неравном бою разгромил восставших.
Аристоник с небольшим отрядом сумел скрыться - он сбежал на юг Малой Азии и нашел приют в городе Стратоникее. Узнав об этом, римляне осадили город. Стратоникейцы мужественно переносили трудности осады, но им пришлось сдаться, когда начался голод. Перперна торжествовал: он приказал заковать Аристоника в цепи, посадить его на корабль и отправить в Рим.
И тут фортуна отвернулась от консула - он внезапно умер. А новый предводитель Маний Аквилий, завидуя победам Перперны, торопил свой флот, чтобы скорей захватить пергамские сокровища и самого предводителя восстания.
Тем временем пергамцы не прекращали борьбу за независимость. Так что новому консулу пришлось срочно пополнять свои войска в богатых городах Малой Азии. Аристоника все же перевезли в Рим, где втайне от всех задушили. Когда «гелиополиты» узнали об этом, их ярости не было предела. Сопротивление заметно усилилось. Видя это, Аквилий решил подавить восставших коварством: он приказал отравить все источники и колодцы, лишив свободолюбивый народ даже воды. Только после этого консулу удалось заставить восставших сложить оружие. Римляне ликовали: спекулянты, чиновники, откупщики снова торопились в Малую Азию за прибылью.
Царство «гелиополитов», конечно, не могло соперничать с Римом. Но его возникновение и война, которая тянулась несколько лет, были серьезной угрозой для власти римских рабовладельцев. И ликование рабовладельческого Рима было преждевременным: прошло около 30 лет, и на острове Сицилия снова вспыхнуло восстание.
Благодаря постоянному союзу с Римом, Пергамское царство расширило свою территорию и превратилось во влиятельное государство Средиземноморья. Но при всем этом оно сильно зависело от Рима, который вмешивался во внутренние дела и внешнюю политику, а позже полностью подчинил царство своей власти.
Главным итогом выступления Аристоника стало то, что он одним из первых заявил о недопустимости рабства. Для того времени это было очень революционно и притягательно. Но, к сожалению, желание построить «Государство Солнца» в то время было неосуществимым. Правда, оно не осуществимо и сегодня, когда рабство кануло в небытие.
Виктор ВОЛЫНСКИЙ