Люди, дежурившие на лужайке под стенами больницы, где умирал король, услышав весть о кончине любимого монарха, впали в настоящую истерику. Они кричали, плакали, целовали портреты Пхумипона, катались по траве, а одна женщина даже упала замертво, будучи не в силах перенести такое потрясение. В отличие от тайцев, западные туристы, которых угораздило приехать в Таиланд именно в эти дни, не скрывали досады. Они-то рассчитывали на пьянки-гулянки с посещением злачных мест, а тут, как назло, все закрыто, и надобно соблюдать приличия, дабы не оскорбить тайский народ в часы его великой скорби.
При дворе, похоже, царит некоторое смятение. Что же теперь будет? Со смертью Пхумипона в Таиланде закончилась целая эпоха. Короля обожал народ, на него одного уповал в годины переворотов и путчей, ему молился и поклонялся. Теперь трон Пхумипона должен занять его единственный сын принц Вачиралонгкорн. Трон, но не место. Потому что сын явно не готов к тому, чтобы обрести тот же сакральный ореол, каким обладал его отец, и плавно вписаться в роль нового монарха. Наверное, именно поэтому принц сам объявил, что не собирается немедленно вступать в должность, и попросил отсрочку на год - якобы для того, чтобы оплакать уход отца не второпях.
В отличие от Пхумипона, репутация его сына слегка подмочена. И хотя в Таиланде строго запрещено критиковать королевских особ (за это можно получить до 15 лет тюрьмы!), слухи о небожественном поведении единственного наследника то и дело просачиваются в массы. Вачиралонгкорна подозревали в покровительстве некоторым игорным домам, финансовых махинациях, спекуляциях, связанных с национальной лотереей. Все эти сплетни, опубликованные в западных бульварных газетах, он решительно опровергал, утверждая, что не в его правилах «наживаться на страданиях народа».
А народ его фактически и не видел. Большую часть своей жизни наследник трона провел за границей, преимущественно в Германии, где он любит полетать на собственном истребителе F-16 стоимостью 20 миллионов долларов. Самолеты - единственное страстное увлечение принца. Он приобщился к летному делу еще в молодости, когда его отправили получать военное образование в Великобританию, Австралию, а потом в США. У себя на родине принц имеет множество военных званий. Однако на официальных мероприятиях он появлялся довольно редко. Не видели его и на телеэкранах. Вместо него перед публикой обычно выступают его сестры и первая жена.
Примерно за год до смерти отца принц вдруг явил себя народу, возглавив две национальные велосипедные гонки. Однако его попытка таким образом поднять свой престиж в глазах подданных снова не обошлась без скандала: несколько высших чиновников попали под суд за то, что воспользовались близостью к наследнику и попытались нажиться на столь важных для страны мероприятиях.
Особая статья - семейная жизнь Вачиралонгкорна. В отличие от отца, который женился по любви в 22 года и всю жизнь прожил с его матерью, сын сменил уже трех жен и каждый раз расходился со скандалом. И только первая жена была урожденной принцессой, две остальные - простолюдинками, которым сначала давали королевский статус, а потом отбирали его. На Западе в открытую судачили о похождениях принца, и даже его мать в 1982 году, будучи в США, была вынуждена признаться американским репортерам в том, что принц не однолюб: «Мой сын немного донжуан. Он хороший студент, примерный мальчик, но... его слишком любят женщины, а он любит их еще больше».
Сейчас Вачиралонгкорн снова холост. Завидный жених, учитывая его притязания на престол... Впрочем, поговаривают, что, возможно, коронуют отнюдь не принца, а его младшую сестру - любимицу народа принцессу Сириндхорн (новые законы о престолонаследии позволят возвести на трон женщину).
Казалось, Пхумипон - истинное дитя Запада. Он любил фотографию, абстрактную живопись, стал дипломированным юристом, а потом и филологом. У него имелась страсть к изобретательству, унаследованная от отца, принца Махидола, который был морским инженером и строил подводные лодки. Пхумипон придумал новые виды топлива, мельниц, насосов... Увлеченный фотосъемкой, он усовершенствовал объектив в фотоаппарате Canon, за что с тех пор красуется с этим объективом в руках на банкноте в 1000 батов. На одно из своих изобретений Пхумипон даже получил патент - это технология по созданию искусственных облаков, с помощью которых можно вызывать дождь!
Но главной страстью короля был джаз. Вернувшись на родину, когда настал его час занять трон, Пхумипон даже организовал собственный джаз-банд и играл в компании таких же помешанных на западной музыке тайских парней. Он оказался талантливым музыкантом и композитором. Монарх умел играть на нескольких инструментах, но самым любимым у него был саксофон. Именно на нем Пхумипон солировал в джазовом оркестре самого Бенни Гудмена! Мало того, уже будучи королем, Рама IX стал первым азиатским музыкантом, избранным почетным членом Венского университета музыки и исполнительского искусства. Он также был удостоен медали от Йельской школы искусств. Музыку Пхумипона Адульядета, кстати, можно послушать в Интернете.
И как же такой лихой парень вдруг превратился чуть ли не в живого Будду? Вот вам тема для размышлений. Впрочем, у них, королей, все не как у людей. Однажды Пхумипон надел на себя ритуальные одежды и короновался в окружении жрецов-брахманов. Возможно, сама церемония уже произвела в его душе определенный переворот. Либо же, получив трон, Пхумипон вдруг ощутил свою особую миссию. Может, на него снизошло то самое просветление, и ему стало ясно, что он все-таки в первую очередь дитя Востока. Кто знает?.. Но превращение формальной фигуры короля в живого бога поистине невероятно. Ведь Таиланд в те годы уже не был прежним Сиамом, в котором все вершили монархи. В 1932 году в стране произошла буржуазная революция, и роль короля свелась почти к нулю. Чтобы вернуть ему былое величие, потребовались гигантские усилия - и министров, сторонников монархии, и самого короля.
Когда понадобилось, Пхумипон отбросил в сторону западные «предрассудки» и с примерным усердием взялся за дело. Все прежние обычаи и церемонии, упраздненные революцией, стали медленно, но верно возвращаться во дворец. Новый монарх не возражал против того, чтобы подданные простирались ниц перед его величеством. Постепенно во дворцовый этикет был возвращен так называемый королевский язык, на котором в прежние времена следовало обращаться к членам правящего дома. Но главное, в страну вернулась идея королевского служения народу. А она подразумевала примерно десяток священных заповедей, которые надлежало соблюдать монарху. Это терпимость, честность, сочувствие к беднякам, отвращение к насилию и т.д. Следуя этим заповедям, король лично разъезжал по стране, забираясь в самые глухие уголки, разговаривал с крестьянами, раздавал милостыню, участвовал в священных посевных церемониях и внедрял в сельское хозяйство разные технические новинки. Кроме того, король обязался не творить насилие и никогда не вмешиваться в конфликты, взирая на них с высоты своего величия. И за более чем 70 лет правления Пхумипон постепенно доказал нации, что он именно такой монарх, какого и ждал народ.
И вот случилось непоправимое: король умер... Многие из тех, кто дежурил у стен его больницы, до сих пор не верят, что это правда.
- Я жду чуда! - заявил перед телекамерой один из скорбящих. - Король не мог вот так взять и умереть. Он вернется. Ведь он обещал дожить до 120 лет!
Елена ГАЛАНОВА