«Копия протокола показаний Сергея Труфанова (Илиодора) по делу по обвинению его по первой части 103 статьи Уголовного Уложения.
1914 года, сентября 13-го дня. Судебный следователь 1-го участка г. Новочеркасска, в присутствии понятых, согласно требованию судебного следователя по Тюменскому уезду от 4 сентября 1914 года №1396, производил осмотр судопроизводства. Означенным следователем 1 мая 1914 года, был допрошен в качестве обвиняемого Сергей Труфанов, который, между прочим, показал следующее.
Перехожу к описанию своего мнимого политического преступления в тесной связи с личностью Григория Распутина. С Григорием Распутиным я познакомился тогда, когда был в академии. В апреле 1912 года я поехал в Петербург к епископу Феофану, ректору Духовной академии. Была Великая суббота. В квартире епископа Феофана я встретил Григория Распутина. На второй день Пасхи он устроил мне встречу с Императрицей Александрой Федоровной. Она мне изволила сказать, чтобы я ехал в Царицын. После этого в Царицын начал приезжать Григорий Распутин ко мне в гости в монастырь. Распутин очень расположился ко мне и начал посвящать меня в свои тайны. Он говорил мне следующее: "Царь и Царица становились предо мною на колени и целовали мои ноги. Государь называет меня Христом, Императрица во всем слушается меня. Когда я прихожу, она кладет голову на плечо мне. Я беру ее на руки свои, жму ее и на руках ношу ее. Я хожу по дворцу, как по своему дому. Для меня открыты двери в детскую царской семьи. Однажды все дети, дочери и наследник, посадились ко мне на спину. Я минут десять возил их по комнатам, затем начал петь с ними «Боже, царя храни». Когда дети ложились спать, я крестил их и клал им в изголовье Евангелие".
Распутин постепенно посвящал меня в тайны своих исключительных подвигов. Он говорил, что прикосновением к телу женскому он освящает это тело. Он говорил о том, что искусно умеет снимать с женщин блудные страсти, ходит с голыми женщинами из высшего круга в баню и заставляет их удостовериться в его бесстрастности».
Далее - отметка в протоколе, сделанная следователем: «В дальнейшем показания Илиодора не могут быть записаны, так как они оскорбляют общественную нравственность».
Учитывая, что в том же документе следователь спокойно, но тактично фиксирует свидетельства о сексуальных «подвигах» Распутина, можно предположить, что Илиодор уточнил, с кем именно из женщин «святой старец» ходил в баню. И, видимо, в списке были такие имена, которые следователь не смел записать даже в служебный документ.
Много написано о Распутине за 100 лет, но где можно прочесть описание его дома в родной Сибири? Оказывается, все в том же протоколе.
«Видя во мне истинного друга, он однажды пригласил меня к себе в гости в село Покровское Тюменского уезда Тобольской губернии. В селе Покровском увидел я у Распутина прекрасный дом, построенный на средства Великой княгини Милицы Николаевны (супруги великого князя Петра Николаевича). В доме увидел я прекрасный ковер, подаренный ему Великой княжной Анастасией Николаевной (четвертой дочерью императора Николая II и Александры Федоровны). Увидел шикарную обстановку, увидел драгоценные подарки Государя и Государыни, увидел императорские портреты с именными надписями, увидел богатейший гардероб прекрасных шуб и бобровых шапок. Распутин открыл сундук и вытащил оттуда большой узел с письмами. Это были письма Великих княгинь, княжон и наследника Цесаревича. Письмо наследника представляло собой небольшой кусок бумажки, в центре которой написана была слабой детской рукой буква "А”, а от этой буквы в разные стороны шла одна бесконечная кривая. Распутин объяснил, что это письмо наследник написал тогда, когда научился писать первую букву. Я попросил у Распутина несколько писем на память. Он охотно дал мне письмо Государыни и по два письма каждой Великой княжны. Письма эти по своему содержанию касались интимных сторон жизни августейшей семьи. Я пробыл у Распутина две недели и уехал домой. О личности его я начал недоумевать: "Кто он такой - святой ангел или черт?"»
Саратовский епископ Гермоген надеялся приобщить выдающегося сибиряка к таинствам церкви, обучить его православным канонам и поручил Илиодору подготовить Григория Распутина в священники. У Илиодора ничего не получилось. Вот что он рассказывает об этом.
«Полтора дня я бился с ним, потому что он человек очень бестолковый и беспамятный. В первый раз он ночью в углу архиерейского двора пытался изнасиловать молоденькую девочку, свояченицу эконома архиерейского дома. На другую ночь он забрался в спальню молодой матушки, но получил резкую пощечину. К тому моменту я доподлинно узнал, что Распутин изнасиловал няню царских детей, девицу М.И.В., изнасиловал девицу Е.Н.Т., изнасиловал в купе 1 класса вдову офицера Ф.Б. и заставил ее класть 200 поклонов за то, что подумала, что он с ней сделал грех. Изнасиловал в Царицыне монахиню К.
В последний раз Распутин посетил Царицын в июле 1911 года. Народ видел в нем уже не святого, а духовного и телесного растлителя. Блаженный Митя, увидев Распутина, кричал: "Ты обидел много мамок, лялек!” Митя - блаженный - мещанин города Козельска Дмитрий Попов, неоднократно бывший у Царя и Царицы.
Письмо, изобличавшее Распутина, я писал исключительно для Государя. Но письмо это через доктора Бадмаева к царю не попало. А попало к председателю Государственной Думы Родзянко и членам Думы Гучкову и Керенскому. Очевидно, распечатанное «ремингтоном» (модель пишущей машинки), - оно распространилось среди членов Думы, членов Государственного Совета, Генерального штаба и салонов Петербурга. Вот откуда люди узнали положение Распутина в Петербурге при дворе и ознакомились с личностью этого государственного преступника. Распутин также пустил слухи по Петербургу, будто я и епископ Гермоген утверждали, что он, Распутин, жил с императрицею, и наследник - от него.
Прошу еще добавить: архиереи, заключившие меня в Флорищеву пустынь, поклонились грязному кобелю Гришке Распутину, гнусные деяния которого они хорошо знают.
Показания свои Илиодор давал в присутствии представителей Святейшего Синода. Следует подпись прокурора Омской Судебной палаты.»
Следует напомнить, что Илиодор описывает события, которые происходили еще до вступления России в мировую войну. Каждому искреннему монархисту, да и просто патриоту подобные «сплетни» ранили душу. Как можно служить такому монарху? И как можно умирать за такого царя? Распутин попал в царскую семью в силу многих причин, о которых здесь мы говорить не будем. Духовенство не препятствовало этому и первое получило от Распутина «сдачу». Монархия в любой стране, допустившая у себя такой скандал, была бы обречена. Вне зависимости от вступления в войну и ее итогов. Поп-расстрига Илиодор накануне войны уехал в США, но после революции вернулся в Россию и стал служить... в ВЧК по личному предложению Дзержинского.
В декабре 1916 года Владимир Пуришкевич - молдаванин по национальности и истовый монархист - пристрелил, наконец, «святого старца». Его выстрелы запоздали лет на семь. И окончательно добили и Распутина, и династию.
Александр СМИРНОВ