Осколок Рима в пустыне Гоби

Всё что происходило в древности
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 44
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Осколок Рима в пустыне Гоби

#1 Сообщение zagadki-istorii » 05 дек 2016, 12:46

В самых разных уголках Земли живут загадочные народности, своим внешним видом, образом жизни, обычаями, культурой отличающиеся от коренного населения. Кто они? Откуда пришли? Какие тайны истории человечества могут приоткрыть их легенды и мифы? Эти и другие вопросы не перестают волновать этнографов.

Открытие профессора Дабса


В 50-е годы XX века в руки профессора Оксфордского университета Гомера Хасенпфлуга Дабса, известного специалиста по истории Древнего Китая, попал земельный регистр, составленный в 5 году нашей эры, в самый расцвет правления династии Хань. При его исследовании ученый обратил внимание на необычное название городка, расположенного в китайской глубинке, на границе пустыни Гоби. Ликиан... Ведь это же означает на древнекитайском языке... Рим, Римскую империю! Что это - случайное совпадение? Или за этим кроется какая-то загадка? Были же в Древнем Китае города Куча и Венсиу, названные именами проживавших в них чужеземных народов - выходцев из Средней Азии. Но римляне... Каким образом они могли попасть в Китай? Слишком уж велико расстояние между этими странами. К тому же, если верить историческим хроникам, первый контакт между римлянами и китайцами произошел только в 166 году, когда в столицу Восточной империи Хань Лоян прибыл посланник императора Марка Аврелия.

Гуннская «черепаха»


Так выглядела знаменитая «римская черепаха». Но откуда она взялась в строю гуннов?
Заинтригованный профессор задумал во что бы то ни стало решить эту загадку истории. Он с головой погрузился в древние тексты. И вскоре ему улыбнулась удача. В древней китайской хронике «Книга старшей династии Хань» Дабс нашел описание сражения, произошедшего в 36 году до нашей эры. Китайские войска сошлись с армией гуннского правителя Дзе-Дзе в степи на берегу реки Талас, близ современного города Тараз, что на границе Казахстана и Киргизии. Некоторые детали этой битвы показались профессору странными и необычными для того времени. Во-первых, гуннский лагерь, который штурмовали китайцы, был обнесен двойным рядом заостренных бревен. Таких укреплений гунны - степные воины - никогда не строили. Зато они характерны для римлян, которые защищали свои походные лагеря именно бревенчатым частоколом. Во-вторых, в начале сражения более 100 пеших гуннов встали перед воротами укрепления плотным строем, сомкнув щиты так, что они стали похожи «на рыбью чешую». Это удивило профессора, которому из древних документов было известно, что гунны не сражались в правильном пешем строю и вообще основу их войска составляла конница. Зато ему не составило большого труда узнать в этой «рыбной чешуе» знаменитое построение римских легионеров - «черепаху», когда воины, прикрываясь щитами со всех сторон и сверху, продвигались вперед, неуязвимые для вражеских стрел.

Возможно, если бы «черепаха» оказалась побольше или их было несколько, это могло помочь гуннам. Но китайцы, превосходившие их численностью в несколько раз, просто задавили их массой. Не смогла переломить ход сражения и знаменитая гуннская конница. Гунны дрались яростно, завалив поле битвы горами вражеских трупов. Но все же армия Дзе-Дзе потерпела сокрушительное поражение. Многие гуннские воины были взяты в плен, в том числе и отряд «черепахи», которому китайский военачальник, оценив отвагу и мастерство его бойцов, предложил почетную сдачу в плен, пообещав, что их не превратят в рабов. И слово свое сдержал. Как следует из «Книги старшей династии Хань», 145 этих воинов определили на службу в китайскую армию, отправив в один из пограничных гарнизонов на север страны, в современной провинции Ганьсу. Здесь и возник городок Ликиан.

Кстати, на терракотовых табличках, найденных голландским археологом Дювендаком в склепе одного из китайских императоров, ясно видны воины в одежде гуннов, со всех сторон прикрытые щитами. Возможно, это та самая «черепаха» римских легионеров. Но как они оказались в гуннском войске?

Как парфяне за Спартака отомстили


Римский политик и полководец Марк Лициний Красе, с беспримерной жестокостью подавивший восстание рабов под предводительством Спартака, вскоре после этого получил в управление Сирию. Он был самым богатым человеком в Риме, но жадность и жажда славы не давали Крассу покоя, и он решил, что Парфянское царство, раздираемое династическими спорами, станет для него легкой добычей. В 54 году до нашей эры Красе двинулся на восток во главе сорокадвухтысячной армии. Он самонадеянно рассчитывал на скорую победу над этими варварами. Но Красе недооценил мощь и мобильность парфянской армии, элиту которой составляли лучшие конные лучники того времени.

С этой грозной силой римляне столкнулись во время тяжелого и утомительного перехода у городка Карры (близ нынешней турецко-сирийской границы). Парфянские всадники, не вступая в непосредственное соприкосновение с римскими легионами, осыпали противника градом метких стрел. Вздымая клубы пыли, они неслись вокруг ощетинившейся копьями «черепахи», и их стрелы находили лазейки в, казалось бы, непробиваемом «панцире». Легионеры падали один за другим. Битва превратилась в бойню, даже толком не начавшись. Погибла почти половина римского войска, в том числе и сам Красе. Парфяне захватили около 10 тысяч пленных. А затем поставили их перед выбором: или кончить свои дни рабами в каменоломнях, или служить в доблестной парфянской армии. Большинство легионеров предпочли заняться привычным делом. Из них сформировали отряды, которые отправили в Среднюю Азию охранять восточные рубежи.

Затем, как предположил Гомер Дабс, один из этих пограничных отрядов поднял мятеж. Он ушел на северо-восток, скитался по степям и предгорьям, добывая пропитание вполне традиционным способом, то есть грабя туземное население. В конце концов легионеры попали к гуннам, которые поступили с ними точно так же, как парфяне: заставили тянуть солдатскую лямку. После битвы, проигранной вождем Дзе-Дзе, римляне оказались в китайском городке Ликиане.

Потомки легионеров


Но где же находится этот Ликиан? В последний раз он упоминается в китайских хрониках в 746 году, когда его захватили тибетцы. С тех пор его следы теряются.

Все же Дабсу и его сторонникам удалось определить местоположение древнего городка. Они считают, что Ликиан стоял на месте деревни Желайджай, расположенной в пяти часах езды к северо-западу от Ланьчжоу, главного города провинции Ганьсу. Там сохранились остатки древней стены, построенной во времена династии Хань, а при раскопках найдены интересные предметы, в частности, глиняный горшок явно римского происхождения и воинский шлем с начертанными на нем словами «жао ан», то есть «один из сдавшихся в плен».

Но самое главное - жители этой деревни. В Желайджае живет около 70 семей. У многих крестьян голубые или зеленые глаза, прямые римские носы, кудрявые каштановые волосы, высокий рост. То есть их облик совершенно нетипичен для китайцев. Они скорее европейцы, чем азиаты.

Генетики из Пекина взяли кровь на анализ ДНК у 93 жителей деревни. У большинства из них была выявлена генетическая связь с европейцами.

Сами крестьяне твердо уверены в том, что являются потомками римских легионеров, переселившихся сюда в глубокой древности. Об этом рассказывают местные легенды и предания. Конечно, в их жилах не может течь чисто римская кровь, поскольку ветеранам, завершившим службу, приходилось брать в жены аборигенок. А молодые воины неизбежно занимались любовью с китайскими девушками, в результате чего тоже появлялись на свет метисы с европейскими чертами. Опять же, не все легионеры были римлянами. Так что много тут кровей намешано.

Тем не менее жители Желайджая гордятся своим происхождением. Местные власти, надеясь сделать из захолустной деревни туристический центр, построили на ее окраине римский павильон, у входа в который стоят изваяния древних римлян. На въезде в расположенный вблизи город Йончанг установлены статуи римского легионера, конфуцианского философа и женщины в традиционной мусульманской одежде. Эта троица символизирует расовую гармонию. Для пущего эффекта в городе сооружен караоке-бар под названием «Цезарь». И любой посетитель, приняв на грудь, может вообразить себя императором или на крайний случай центурионом - и спеть что-нибудь этакое... римское и воинственное.

Николай ВАЛЕНТИНОВ





Вернуться в «Древняя история»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость