Цитадель Алеппо расположена на вершине огромного холма высотой около 40 метров. Раньше, когда раскинувшийся у подножия холма город был намного меньше и в нем отсутствовали высотные здания, цитадель была заметной издали достопримечательностью. Каждый путник издалека видел цитадель, и она производила на него сильное впечатление. В свою очередь, и гарнизон цитадели заблаговременно замечал приближение неприятеля.
Весь комплекс - заполненный водой ров, массивный каменный талус и стены с башнями наверху - тогда производил сильное впечатление. Даже сегодня, без воды во рву и с утраченной во многих местах каменной облицовкой холма, цитадель выглядит неприступной твердыней.
Алеппо имеет древнюю историю. В ходе раскопок в цитадели был найден храм бога грозы Адада бронзового и раннего железного века. Древнейшая же цитадель на холме, возможно, была построена селевкидами в период между 333 и 364 гг. до н.э. Неясно, использовали ли римляне холм в качестве своей военный базы после того, как Алеппо вошел в состав Римской империи. Хотя император Юлиан Отступник, правивший в 361-363 годах, на холме Алеппо совершал жертвоприношения Зевсу. Цитадель Алеппо под названием Boroea упоминается в византийских источниках VI века. В то время это уже была крепость, остатки которой, возможно, сохранились под средневековым дворцом.
После арабского завоевания в 637 года Алеппо приходит в запустение, но снова возрождается при Сайф-аль-Даула - первом правителе Алеппо из династии Хамданидов (правил в 944-957 гг.).
В сегодняшней цитадели очень мало остатков доайюбидских укреплений. Только небольшие остатки стены на западном склоне на середине высоты холма можно признать остатками древней фортификации. На сегодняшний день они считаются частью оборонительных стен, построенных Имад ад-Дином Занги I. Храбрость и военные таланты этого полководца в борьбе с крестоносцами привлекли внимание сельджукского султана Махмуда II, который в 1127 году сделал его мосульским эмиром, передав ему власть над Северной Сирией с Мосулом и Халебом (Алеппо). Занги I отстроил Алеппо и превратил его в центр сопротивления крестоносцам.
Основу дошедшей до наших дней цитадели заложил аль-Захир Гази (правил в 1186-1216 гг.), сын прославленного Салах ад-Дина. Аль-Захир Гази начал полную перестройку существовавших до него укреплений цитадели, а также городских стен. Этот грандиозный проект был завершен только его внуком ан-Насиром Юсуфом II (правил в 1236-1260 гг.).
Только что построенная цитадель была разрушена монголами. Несмотря на то, что ан-Насир Юсуф получил у великого хана ярлык на халебское владение, хан Хулагу в 1260 году осадил Алеппо. Ан-Насир и жители города мужественно сопротивлялись, но силы были не равны. Город пал и был разорен монголами.
Но в том же 1260 году египетские мамлюки разбили монгольскую армию в битве при Айн-Джалуте и отвоевали Сирию. Мамлюки управляли страной с 1260 до 1516 год. Они отстроили цитадель Алеппо. В 1400 году город и цитадель опять были разорены, на этот раз среднеазиатским завоевателем Тимуром. И снова после разрушения мамлюки отстроили цитадель. Для них Алеппо был важной базой у северной границы их владений. Большинство дошедших до наших дней сооружений в цитадели Алеппо относится как раз к мамлюкскому периоду, хотя встречаются и исключения.
В оттоманский период (1516-1918 гг.) и во время французского мандата (1920-1946 гг.) цитадель Алеппо была военной базой. Французы осуществили большую работу по восстановлению цитадели, фактически подняв ее из руин.
Стены цитадели, усиленные 44 выступающими башнями, проходят по краю всего холма. Периметр стен превышает 900 метров. Большинство башен прямоугольные, только две шестиугольные.
Самым впечатляющим сооружением эпохи аль-Захира Гази является гигантский воротный комплекс - один из лучших образцов айюбидской военной архитектуры. Снабженный многочисленными бойницами и прямоугольными бретешами воротный комплекс производит сильное и устрашающее впечатление. Бретеши - небольшие балкончики на консолях - позволяли вести эффективный огонь не только вперед, но и вниз, лишая возможности атакующих обосноваться у ворот или у подошвы башни. Правда, внутри алеппские бретеши очень тесные, развернуться и вести огонь через боковые отверстия было крайне трудно.
К главной воротной башне ведет высокий мост на каменных арках. По-видимому, раньше мост имел подъемную деревянную секцию. Каменный виадук служил одновременно канализацией - по специальному каналу сточные воды из цитадели попадали в городскую канализацию. Мост снабдили ступеньками, чтобы вьючные животные не скользили по наклонной поверхности.
Снаружи мост защищает дополнительная внешняя башня, возвышающаяся прямо изо рва. Высота этой башни достигает 20 метров. Она была построена в 1211 году. В этой же башне можно видеть и старые ворота, датируемые по надписи все тем же 1211 годом.
Ворота в главной воротной башне располагаются под прямым углом к мосту и устроены в углублении башни. Это пространство в углублении перед воротами простреливается из фронтальной бойницы и через отверстия пяти бретешей наверху. Непосредственно над воротным проемом сделана щель, предназначенная не столько для поражения противника, сколько для тушения огня при попытке поджога ворот. Арка над воротами и стены углубления перед воротами богато украшены рельефами - растительным орнаментом и надписями арабской вязью.
За воротами идет длинный проход в воротном комплексе, который совершает пять поворотов. Он перекрывался еще двумя воротами внутри. По сторонам ворот и у поворотов расположены каменные изображения драконов и львов, которые, видимо, выполняли мистическую роль в охране входа.
При Айюбидах воротный комплекс заканчивался на уровне бретешей. Существующая сегодня верхняя часть воротного комплекса была сооружена по распоряжению мамлюкского султана аль-Ашраф Халила в 1290-1293 годах, что запечатлено в высокопарной надписи, повествующей о его свершениях. Впечатляющим мамлюкским архитектурным вкладом в этот воротный комплекс является и тронный зал, строившийся с 1406 по 1516 год и расположенный в воротном комплексе над воротами. Само по себе расположение необычно - в воротном комплексе вместо дворца внутри укреплений. Видимо, воротный комплекс рассматривался как последнее убежище защитников. Размеры зала впечатляют - 27x24 м. Зал, видимо, был украшен мозаикой и фресками. Раньше зал был покрыт девятью сводами, но при реконструкции в 1970-х годах своды были заменены плоской крышей.
Пройдя все повороты воротного комплекса, попадаешь на начало освещаемой дневным светом восходящей дороги. Здесь справа есть несколько дверей, последняя из которых ведет в подземелья и цистерну, построенные еще византийцами. Видимо, именно в этих темницах содержались плененные в битве лидеры крестоносцев, такие как Жослен II, граф Эдессы, и Рено де Шатильон, князь Антиохии.
Выйдя из воротного коридора, путник попадал в некогда великолепный внутренний город с дворцами, садами, банями, мечетями и проходившими между ними улочками. Сегодня улочки открытые, но первоначально они, по-видимому, представляли собой крытые проходы, подобно ряду других мусульманских замков. В цитадели было два природных источника воды, колодец и пять соединенных между собой резервуаров для сбора дождевой воды, поэтому угроза умереть от жажды защитникам не грозила.
Сегодня внутри цитадели можно видеть остатки разрушенного монголами айюбидского дворца, мечети, турецкую казарму 1834 года, превращенную в музей, и руины других построек. Самый центр двора цитадели занимает театр, построенный в начале 1980-х годов. Хотя его очень любят поклонники музыки и театральных представлений, этот современный театр нарушает историческую атмосферу и закрывает часть айюбидских построек.
В айюбидский период цитадель Алеппо приобрела и широкий ров, и облицованный камнем склон холма. Облицовка склона каменными блоками существенно затрудняла штурм и предохраняла поверхность от эрозии. Но монголы все же захватили цитадель и сильно разрушили крепостные стены. Надстроенные мамлюками, последние сохранились только в основании ныне стоящих куртин и башен. На смену большим айюбидским башням в мамлюкский период пришли меньшие по размеру башни. Это хорошо видно на некоторых мамлюкских башнях, базирующихся на основании более массивных айюбидских. Различия заметны и в кладке: если в айюбидский период использовались большие квадры, то при мамлюках кладка состоит из меньших по размеру, но прекрасно отполированных блоков.
Изменился при мамлюках и парапет с боевым ходом: мамлюки применили ярусную оборону с внутристенной галереей с бойницами, что хорошо видно на северо-восточном участке цитадели. Отдельные участки айюбидских стен можно видеть на южной стороне цитадели перед более поздней мамлюкской стеной. Очевидно, в целях большей устойчивости при перестройке укреплений было принято решение немного отступить от края склона.
В большой мамлюкской башне восточнее главного воротного комплекса археологи обнаружили остатки вторых ворот эпохи Айюбидов. Эти ворота имели один поворот и вели, по-видимому, к дворцу Айюбидов.
После нашествия Тамерлана, в первые годы XV века, на северной и южной сторонах цитадели у подножия холма мамлюки добавили по отдельно стоящей массивной прямоугольной башне. Они должны были обеспечивать фланкирующий огонь вдоль рва и склонов холма. Южная башня также обеспечивала дополнительную защиту воротному комплексу. Южная башня отличается от северной наличием небольшого талуса, использованием многочисленных колонн, торцы которых выступают наружу, округлыми бретешами на углах. На фронтальной стороне южной башни красуется картуш с именем мамлюкского правителя Джакам мин Ивада, по приказу которого осуществлялись эти работы, и который, говорят, даже лично переносил каменные блоки на своей спине. И южная, и северная башни соединены извилистыми подземными ходами с цитаделью. Причем подземный ход из южной башни выводит к вырубленной в скале подземной лестнице, соединяющей цитадель с городом. А северная башня, помимо подземного хода, была соединена крытым каменным проходом с большой выступающей стеновой башней XV века.
Александр ФЕДОРОВ