«Придворная» обитель

История мест, замков, крепостей, монастырей и пр...
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 44
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

«Придворная» обитель

#1 Сообщение zagadki-istorii » 05 фев 2017, 20:13

О московском женском Новодевичьем монастыре многим из нас известно еще из школьного курса истории. Славился он и как место ссылки родовитых дам, и как неприступная крепость, охраняющая покой столицы, и как обитель, рядом с которой устроено известнейшее в России кладбище. Однако, наверное, с самых первых дней основания обители ее жизнь была наполнена почти мистическими тайнами, которые и по сей день живы в памяти современников.

Крепость на Девичьем поле


Вид на Новодевичий монастырь
Основан Новодевичий монастырь был в честь знаменательной победы русского оружия в 1524 году. Великий князь Василий III, вернув в состав Московского княжества смоленские земли, захваченные литовцами, приказал основать на Девичьем поле новую женскую обитель, главный храм которой был посвящен знаменитой хранительнице Смоленска - иконе Богоматери «Одигитрия» («Путеводительница»). И когда этот величественный собор построили, из Московского Кремля был перенесен чудотворный список этого образа, который и по сей день считается главной святыней Новодевичьей обители.

Возвести новый монастырь было решено на древнем Девичьем поле, с которым у москвичей были связаны не самые лучшие воспоминания. Предание гласит, что это название оно получило во времена монголо-татарского нашествия, так как именно сюда баскаки сгоняли девушек, захваченных в русских городах и селах. Перед возвращением в Орду похитители здесь делили пленниц между собой, после чего каждый отряд уводил свою «добычу». А потому в память о несчастных пленницах новый монастырь был назван Новодевичьим.

Надо сказать, что место для него тоже было выбрано не случайно. Обитель в излучине Москвы-реки, у важного тракта, ведущего к Смоленску, и западного водного пути стала замыкающим звеном в оборонной цепи юго-западной границы
столицы, состоявшей до этого из Донского и Данилова монастырей. Вскоре новая обитель была обнесена мощной деревянной стеной, возле угловых башен построили караульные помещения для стрельцов, и в каждом из них мог разместиться отряд из 350 человек.

В то неспокойное время Василий хорошо понимал необходимость создания монастыря-крепости, а потому на его возведение выделил из казны три тысячи рублей серебром - баснословную для XVI века сумму. Надо сказать, обитель полностью оправдала вложенные в нее силы и средства. Так, в 1591 году пушки, палившие с монастырских стен, не позволили переправиться через реку войскам крымского хана Казы Гирея II, мечтавшего разграбить Москву.

Бориса на царство!


Однако вопреки своему «стратегическому» назначению Новодевичий монастырь очень скоро стал «придворным». Здесь стали принимать постриг женщины и девушки из знатных боярских родов и царской семьи. Высокородные насельницы, приняв постриг, не спешили менять свои привычки. Они приезжали в монастырь со свитой, вели светский образ жизни, принимали гостей и зачастую пренебрегали постом и молитвой. Но руководство обители закрывало глаза на эти «слабости» знатных инокинь, так как их родственники буквально засыпали монастырь подарками. Они наделяли обитель земельными угодьями, заказывали колокола, дорогие иконы, церковную утварь и, конечно же, жертвовали огромные денежные суммы.

Однако настоящий «золотой век» в истории Новодевичьей обители наступил после венчания на царство Бориса Годунова, ведь его путь к трону начался именно в этом монастыре. На девятый день после смерти царя Федора Иоанновича его супруге Ирине Годуновой по сложившийся традиции пришлось перебраться из палат в монастырскую келью. Но она являлась единственной наследницей своего мужа и фактической правительницей Русского государства, а потому на несколько месяцев Новодевичий монастырь стал центром политической жизни Москвы. Даже приняв постриг и новое имя Александра, царица встречала здесь послов, выслушивала прошения, подписывала указы, и все это время Борис Федорович находился рядом с сестрой. Он готовился к захвату власти, но, боясь заговоров (так как далеко не все бояре хотели видеть на троне царского шурина), плел паутину интриг, находясь за безопасными монастырскими стенами. И вот когда борьба за трон была выиграна, московский люд во главе с патриархом Иовом подошел к обители просить «Бориску на царство». Надо сказать, что столь заманчивое предложение Годунов принял только после третьей просьбы своих будущих подданных и вскоре был официально провозглашен царем московским в Смоленском храме Новодевичьей обители.

Башня царевны


В годы правления Софьи Алексеевны (1682-1689 годы) в Новодевичьем монастыре развернулось грандиозное строительство. Не жалея средств, царевна перестраивала обвешавшие храмы, а также возвела великолепную многоярусную колокольню. Но по иронии судьбы именно эта обитель и стала местом ее заточения.

Отняв власть у сестры, будущий император Петр I заточил свергнутую правительницу в Надпрудную башню столь любимого ею монастыря.

Чтобы побольнее наказать Софью, царь распорядился верных ей стрельцов казнить прямо напротив темницы сестры. Целый день монарх вместе со своими приближенными выступал в роли палача, рубя головы людей, вся вина которых заключалось в том, что они осмелились попросить выплатить положенное им жалованье. После того как все «бунтовщики» были истреблены, Петр распорядился построить у окон Софьи 30 виселиц, поставленных четырехугольником, на которых были повешены тела несчастных, запретив снимать их «до полного нетления».

Говорят, что с тех пор души невинно загубленных стрельцов ходят по ночам вокруг стен и башен монастыря в поисках своих погубителей.

И все же история опальной царевны на этом не закончилась. Предание гласит, что, проведя несколько лет под строгим надзором, Софья от тоски покончила с собой, выбросившись из окна своей темницы.

С тех пор она помогает людям, обратившимся к ней. Причем это может быть любая просьба - от избавления от тяжелой болезни или разрешения денежных проблем до содействия при защите курсовой работы. А чтобы заручиться помощью бывшей правительницы, нужно всего лишь прийти к Надпрудной (Софьиной) башне и коснуться рукой ее стены. Подобно Стене Плача в Иерусалиме Софьина башня вся пестрит надписями с просьбами, а кроме того, многие люди приносят записки и прячут их среди камней стен. Известно, что почившая царевна помогает дамам разрешить семейные и сердечные проблемы, а также частенько к ней обращаются молодожены с просьбой даровать долгие и счастливые годы семейной жизни.

Мистика кладбища


Однако более всех древнейших стен и храмов обители известно Новодевичье кладбище, устроенное рядом с монастырем. Начало знаменитой усыпальнице дал старинный монастырский некрополь, что некогда насчитывал более 3000 захоронений и был разрушен в первые годы советской власти.

В 30-е годы прошлого века правительство Москвы решило устроить здесь кладбище для знаменитостей, чтобы положить ему начало, к Новодевичьему монастырю были перенесены останки выдающихся личностей от закрытой Даниловой обители.

Сегодня Новодевичье кладбище - настоящий музей захоронений известнейших людей, где ежедневно проходят экскурсии. Однако местные предания гласят, что ушедшие звезды могут зачастую «откликаться» на просьбы своих поклонников. Считается, что если человек хочет чего-то добиться в жизни, то он должен прийти сюда и в качестве «сувенира» унести с собой листик или веточку с дерева, что растет у захоронения той или иной знаменитости. Так, человеку, желающему достичь успехов в литературе, нужно сорвать его у могилы Маршака или Булгакова, в политике - Микояна, в армейской карьере - Брусилова, успеха на киноэкране - Орловой.

Но здесь следует помнить, что такой «сувенир» не только гарантирует удачу на выбранном поприще, но и может привлечь в жизнь негативные моменты, которые присутствовали в судьбе выбранного кумира. Так, срывая лист с дерева, растущего у могилы Клавдии Шульженко, человек, мечтающий о карьере в шоу-бизнесе, должен помнить, что в жизни певица не только блистала на сцене - на ее долю выпали и тяжкие испытания.

Городские легенды гласят, что автор знаменитого романа «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков не очень охотно помогает охотникам за подобными «сувенирами». Те авторы, которые ему «понравились», так как не лишены способностей, могут обращаться за помощью без страха. А вот графоманов, лишенных литературного таланта, он может хорошенько проучить, «устроив» им встречу с самыми жуткими своими персонажами - Азазелло или даже Воландом.

Елена ЛЯКИНА





Вернуться в «История мест»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей