Споры о том, что представляет собой святой Грааль, длились столетиями. Кто-то считал Грааль камнем, упавшим с небес. Кто-то - чашей, из которой пил Иисус на Тайной вечере. Кто-то -сосудом, в который Иосиф Аримафейский собрал вытекшую из раны кровь Христа. А кто-то был убежден, что Грааль - утраченный иудеями Ковчег завета. Одни думали, что искать этот артефакт нужно в Палестине, другие полагали, что он был увезен в Европу, а третьи указывали и более экзотические страны - Индию и Китай. Только Московии, а потом и России, никогда не было в списке стран-претендентов.
До последнего времени поисками Грааля интересовались разве что мистики и оккультисты. Но после издания книги скандально известного писателя Дэна Брауна «Код да Винчи» появились конспирологи, пытающиеся проверить старые легенды. Герои Брауна отважно следовали за указаниями ребусов, найденных ими на полотнах Леонардо и в старинных книгах. И в конце концов воскрешали теорию, десятилетиями раньше озвученную Майклом Бейджентом, Генри Линкольном и Ричардом Ли: Грааль - это не чаша, не камень и не ковчег, а потомство Иисуса Христа.
Однако такой вывод совершенно не устроил российских искателей легенд. Версию о жене Иисуса, Марии из Магдалы, и их совместных детях они тут же отбросили. А вот чаша из легенд о том самом Граале, якобы найденная и припрятанная рыцарями-тамплиерами, очень им понравилась. Во-первых, чаша - штука понятная и материальная, ее и в руках можно подержать, и в надежном месте припрятать. Во-вторых, версия с чашей устоев церкви никак не нарушает. В-третьих, чаша по размерам невелика и весит немного, ее легко перемещать - так почему бы ей в своих скитаниях не добраться до болотистых берегов Невы? И слухи о некоей чаше, спрятанной масонским императором Петром Великим, поползли по прежде культурной и не испорченной исторической безграмотностью Северной столице.
Петербургские искатели Грааля сформулировали некую мантру, якобы указывающую на местонахождение святыни: «Священный Грааль является краеугольным камнем. Этот краеугольный камень должен вернуться домой, найти покой в гробнице под розой, что в храме под звездами. Меч и сосуд охраняют там вход. На гробнице установлено яблоко. Там, в храме, рыцарь лежит, у него Грааль. Только достойному дано его найти». Точно по рецепту Брауна. Но если писатель отправил своих героев в Рослинскую капеллу на юго-востоке Шотландии, то российские искатели обратили свое внимание на Петропавловский собор в одноименной крепости города Санкт-Петербурга. Название города, кстати, по их мнению означает не «город Святого Петра», а «город святого камня». То есть Грааля.
О старинных замках и крепостях за века накопилось множество легенд. Большинство связано с привидениями, мертвецами, проклятиями, сокровищами и волшебными превращениями. Петропавловская крепость на Заячьем острове за 3 столетия тоже обросла рассказами. Некоторые легенды говорили о спрятанных сокровищах. Однако всегда добавлялось, что разгадавшие тайну тут же умирают. Искатели сокровищ присочинили к существующим новые легенды.
Якобы во время путешествий за границу под именем Петра Михайлова молодой царь подружился с масонами и вступил в тайную ложу. Так Петр I стал рыцарем-тамплиером. Вернувшись на родину, Петр перестроил всю отечественную жизнь. А дожив до возраста, когда думают о спасении души, стал готовиться к смерти и велел выстроить на месте деревянной церкви каменный Петропавловский собор - с высоким тонким шпилем, державным яблоком, крылатым ангелом, масонскими звездами и крестами. И в этом соборе приказал соорудить для себя могилу, а в могилу положить священный Грааль, который на вечное хранение был отдан ему тамплиерами.
По другой легенде, рыцари никакой чаши ему не давали. А велели отыскать тайное место на невском островке, где в 1307 году, спасая сокровище от французского короля Филиппа IV Красивого, тамплиеры-беглецы соорудили надежный схрон. Петр место нашел, чашу откопал, а после смерти забрал ее с собой в гроб-саркофаг. Об этой тайне знали немногие, а те, кто узнавал случайно, сразу умирали. В список таких «смертников» конспирологи включили немало художников, архитекторов, писателей, историков, краеведов... А также прочих исторических личностей - чекиста Глеба Бокия, отвечавшего в НКВД за различные сверхъестественные вопросы, командира расстрельных команд Якова Блюмкина, советского оккультиста и гипнотизера Александра Барченко. Список, конечно, был бы неполным без пострадавших от товарищей Бокия и Блюмкина тамплиеров XX века, которые в полном составе угодили в лапы чекистам. Тайны Грааля расстрелянные рыцари не выдали. Скорее всего, просто потому, что ничего о ней не знали.
«На острове в море, под шестиконечной звездой, с могилой рыцаря и яблоком...» - таково указание конспирологов для искателей Грааля. Его искали в Англии (тоже ведь остров!) - не нашли. Искали у берегов Франции - не нашли. Искали в Средиземном море. Искали вблизи Голландии и Дании. Искали даже в Литве и Латвии.
Почему бы теперь не поискать на холодной Балтике? И ничего, что остров совсем не в море, а на реке! Конспирологи убеждены: Петропавловская крепость имеет в сечении вид шестиконечной звезды - а это же явный масонский символ. Правда, эта шестиконечная звезда какой-то не слишком правильной формы, но это неважно. Если люди задумали отыскать тут Грааль, без рыцарей, масонов и тайных умыслов не обойтись.
И лучшее место для хранения Грааля - конечно, собор. На линии розы, на одной черте с Константинополем и Александрией - чем не место для Грааля? Есть в этом соборе могила рыцаря и яблоко? Конспирологи считают, что есть. Могила рыцаря - могила самого Петра. Яблоко - верхушка шпиля, шар, на котором укреплены крест и ангел. Ничего, конечно, что рыцарем Петра назвать сложно, разве что это была тайна за семью печатями, и даже из ближайшего окружения никто о том не знал. Ничего, что яблоко с крестом символизирует державу. Конспирологи уверенно считают и державу масонским символом! Почему бы Граалю не лежать в темнице, в лоне, внутри «пещеры», «розы», под державным скипетром в виде шпиля с шаровым навершием, под защитой имени императора? В могиле рыцаря-хранителя, которая сама не допустит вторжения осквернителей?
Особенности архитектуры и декора собора связаны просто с культурными приоритетами императора. Петр, многое повидавший за рубежом, хотел выстроить город по примеру европейскому, а точнее - голландскому. Церкви в Голландии оснащены высокими и изящными шпилями. Именно поэтому для собора в новом городе был выбран такой облик. Работами руководил итальянец Доменико Трезини, а в установке шпиля участвовал голландский мастер Харман ван Болос. От европейских собор отличала лишь принадлежность к православной церкви - соответственно, обильная позолота, иконостас и, конечно, православные службы, отправлявшиеся внутри.
У Петра не было тайного умысла. Собор он хотел видеть снаружи - голландским, изнутри - русским, чтобы объединить Восток и Запад. И чтобы не совестно было показать его иноземцам. Богатая и древняя христианская символика и правда иногда удивительно напоминает масонские знаки. Но если уж разбираться, то скорее наоборот - это масонские знаки очень похожи на христианские символы. Ведь не из одного ли источника взяты и символы масонов, и символы христиан, и символы иудеев? Спирали, кресты, цветы - это обычные декоративные элементы храмов. Но даже если оформление собора как-то связано с масонами, то спросить-то придется не с Петра, а с тех, кто строил собор - то есть с зодчих.
Петра, конечно, всякие диковины интересовали. Но если бы ему удалось добыть себе Грааль, то во всем Петербурге было бы одно-единственное место, достойное такого экспоната, - Кунсткамера, любимое детище Петра. А в собор или в тайник, подальше от глаз, чтобы никто не видел, поместил бы Грааль другой император - Павел I, настоящий мальтийский рыцарь. Только вот владение Граалем Павлу почему-то никто не приписывает.
Михаил РОМАШКО