Впервые истребитель МиГ-25П (последняя буква указывает на назначение - «перехватчик») показали в 1967 году на воздушном параде в Домодедово. Самолет сразу привлек внимание западных военных экспертов. Их мнение было единодушным: этот истребитель по своим техническим характеристикам намного превосходит все имеющиеся на вооружении самолеты своего класса.
В США срочно приступили к разработке новых «Фантомов». Вопрос советского превосходства в воздухе даже рассматривался на специальном заседании Конгресса США. Но доклад военных сводился лишь к присвоению истребителю названия «Летучая лисица», потому что другой информации о суперсамолете попросту не было. До перелета Виктора Беленко с аэродрома Соколовка на остров Хоккайдо.
6 сентября 1976 года радиолокационные станции японских сил самообороны засекли воздушную цель, направлявшуюся к острову Хоккайдо. В воздух были подняты два истребителя F-4J «Фантом». Но через несколько минут объект исчез с радаров - оказалось, что Беленко снизил высоту полета до 30 метров над уровнем моря, в этом случае самолет невозможно обнаружить с помощью радаров.
«Фантомы» вернулись ни с чем. А исчезнувший объект вскоре «нашелся» над гражданским аэропортом города Хакодате. Истребитель сделал круг, потом совершил посадку. Несмотря на то что МиГ-25П выпустил тормозной парашют, он проехал всю полосу, затем еще около 250 метров по грунту и, завалив две легкие аэродромные антенны, остановился.
Из кабины выбрался пилот с пистолетом в руке. Он выстрелил в воздух, пресекая попытки приблизиться к самолету, и потребовал встречи с руководителями аэропорта, которые тут же прибыли.
Советский перебежчик назвал себя старшим лейтенантом Беленко и сначала заявил, что приземлился из-за нехватки топлива. Но буквально через несколько минут он изменил версию причины посадки и попросил политического убежища. Японцы сразу отказались принять его как беженца. Тогда Беленко через них обратился с такой же просьбой к американцам. Главный аргумент пилота звучал так: «Я прилетел добровольно!»
После того как мировые информагентства объявили, что самолет приземлился на Хоккайдо, в переговоры с японцами вступили советские дипломаты. Новость о том, что летчик попросил политического убежища, поначалу рассматривалась как провокация. В советских газетах и по радио объявили: Виктор Беленко во время полета потерял ориентировку и был вынужден приземлиться в аэропорту японского города Хакодате, где к нему применили психотропные методы воздействия.
Японские власти действительно вели себя не лучшим образом. Весь мир облетели телевизионные кадры, когда Беленко увозили из Хакодате в Токио. На его голову был надет мешок, полицейские грубо заталкивали пилота в машину. Четыре дня советским дипломатам не разрешали его увидеть, а когда встреча состоялась, нашему врачу запретили осмотреть Беленко. Сотрудники МИД Японии постоянно вмешивались в разговор, не давая летчику отвечать на вопросы. В результате пилот во время встречи произнес всего несколько фраз, и было непонятно, находится ли он под действием наркотических препаратов.
В это же время в США официальный представитель Белого дома на пресс-конференции заявил, что его страна приняла решение предоставить Виктору Беленко политическое убежище.
Ночь с 6 на 7 сентября на Хоккайдо была неспокойной - самолеты сил самообороны Японии 143 раза поднимались в воздух из-за постоянных полетов советских истребителей-разведчиков.
Уже через четыре часа после посадки Беленко на аэродроме Хакодате задержали советского гражданина - замполита одного из торговых судов, который пытался пробраться к МиГ-25П.
Вскоре прибыла делегация дипломатических работников СССР. Ни к летчику, ни к самолету их не допустили, ссылаясь на то, что Беленко нелегально пересек границу, а это уголовное преступление, в котором самолет рассматривается как вещественное доказательство.
Для японцев и американцев очень важно было детально изучить новейшую советскую крылатую машину. Самолет срочно перевезли на военную базу Хякари в 80 километрах от Токио, где провели тщательное обследование. Эксперты подтвердили мнение, что самолет является лучшим истребителем-перехватчиком в мире. Наиболее ценными были данные о тепловой сигнатуре МиГа - впоследствии ими воспользовались американские конструкторы для разработки головок самонаведения ракет.
Передача самолета состоялась 12 октября 1976 года в порту Хитачи. МиГ-25П в разобранном виде привезли в 13 ящиках, которые погрузили на советский теплоход. Японцы рассчитывали, что наши специалисты не смогут оперативно провести осмотр и не сразу поймут, каких деталей не хватает. Но заранее подготовленная команда быстро вскрыла ящики и разобралась, чего не хватает.
Был составлен протокол, советская сторона выставила Японии счет на 7,7 миллиона инвалютных рублей (11 миллионов долларов) за повреждение истребителя и пропажу его частей. В свою очередь, Страна восходящего солнца потребовала оплатить ущерб, нанесенный аэропорту Хакодате, правда, его сумма была гораздо скромнее - 40 тысяч долларов США.
Об оплатах того и другого счетов ничего неизвестно.
Возвращенный МиГ-25П отправили в авиационное училище в Даугавпилсе в качестве учебного пособия. В конце 1980-х годов его списали, все приборы сняли, а фюзеляж вывезли на свалку.
Виктор Беленко стал гражданином США. Перебежчик поселился в Калифорнии и получил работу инженера по аэрокосмической технике. В браке с американкой у него родились трое детей.
Оставшаяся в СССР жена Беленко Людмила вместе с малолетним сыном Дмитрием переехала из дальневосточного гарнизона на Кубань, где снова вышла замуж и сменила фамилию.
Решением Военной коллегии Верховного суда СССР Беленко по статье 64 УК РСФСР (измена Родине) был заочно приговорен к расстрелу. Доказательств предварительной вербовки перебежчика не нашли, было заявлено, что он совершил угон по личной инициативе и из корыстных побуждений.
В середине 1980-х годов западные газеты сообщили о смерти Беленко в автокатастрофе. Высказывалась версия, что до изменника добрались агенты КГБ. Но через несколько лет выяснилось, что Беленко жив. Скорее всего, известие об автокатастрофе распустили американские спецслужбы, чтобы ввести в заблуждение советскую разведку. Сам Беленко в интервью, данном в 2000 году, утверждал, что слухи о его смерти распространил КГБ, «чтобы отбить охоту у других».
Последствия угона МиГ-25П в Японию были очень значительными. На всех военных самолетах пришлось менять электронную систему оповещения «свой-чужой». Это обошлось стране в 2 миллиарда тогдашних рублей.
На советских истребителях в системе пуска ракет присутствовала блокировка стрельбы по своим самолетам. После побега Беленко на приборной панели появилась кнопка, которая снимала такую блокировку - на тот случай, если бы потребовалось уничтожить машину другого перебежчика. В летных частях эта кнопка получила название «беленковская».
В авиации прошли проверки личного состава. Всех, чей моральный облик вызывал сомнения, убрали с летных должностей или перевели в гарнизоны, подальше от границы. Заправку самолетов горючим в приграничных частях долгое время осуществляли по минимуму - чтобы у пилотов не было возможности долететь до иностранного аэродрома.
Но, как ни странно, угон самолета привел и к некоторым положительным результатам. Истребитель в срочном порядке переделали - и в войска поступил самолет МиГ-25ПД («перехватчик доработанный») с гораздо лучшими характеристиками. А с рассекреченного МиГ-25П были сняты экспортные ограничения, эти машины закупили Ирак, Алжир и другие страны.
Маргарита КАПСКАЯ