С конца XVIII и до начала XX века русская земля переживала настоящий бум сектантства. Среди многочисленных культов были опасные и вредные. Такие, как, например, скопцы (см.
Однако среди многообразия культов был один непохожий на них, жизнелюбивый - духоборчество. Основателями его считаются казак Силуан Колесников и купец Илларион Побирохин, изучавшие немецкое протестантство. В 1750 году их идеи стали постепенно распространяться по России, найдя наибольшее число сторонников в Тамбовской и Таврической губерниях. Отношение Священного синода к духоборам в те времена было двойственным - одни видели в них продолжателей дораскольных идей, другие объявляли их еретиками наряду со скопцами и прочими. Во что же верили духоборы, к чему призывали?
Являясь православными, духоборы трактовали Библию по-своему. Первородный грех, идею того, что вкусившие от древа познания добра и зла Адам и Ева передали склонность к грехам всем своим потомкам - человечеству, они отвергали. Всякий сам по себе грешен и спасен, считали они. Человек изначально безгрешен, и лишь его поступки в течение жизни могут быть как греховными, так и праведными.
Мировоззрение духоборов имело много общего с восточными религиями - индуизмом, буддизмом и китайским даосизмом. Например, они верили в перерождение души, считая, что Христос воскрес в новом материальном обличье. «После смерти душа благочестивого человека переходит в тело новорожденного, а душа преступника - в животное». Разумеется, идеи рая и ада духоборами отвергались. В их понимании каждый своими поступками сам для себя создавал на земле или ад, или Царствие Небесное. А так как любая тварь являлась в представлении духоборов созданием Господним, большая часть их питалась только растительной пищей.
Взгляды духоборов на обрядовую сторону богослужений были и вовсе далеки от общепринятых и выражались в словах: «Кто безвинно бьет и мучит - тот антихрист, кто милостив - уподобляется Богу. Ходить в церковь совесть не велит, в ней святости не чаем... Везде церковь, где два или три человека собраны во имя Христа». Духоборы предпочитали исповедоваться и молиться в одиночестве у себя дома, не посещали церкви и не признавали священников. Вместо крестов на могилах покойных они устанавливали столбы с насечками. Главными благодетелями были провозглашены нравственность, справедливость и трудолюбие. Каждый стремился основать церковь внутри себя самого.
Подобное свободомыслие вызывало противоречивое отношение к ним в обществе: одни разделяли их веру, в то время как другие желали изжить «еретиков» с земли русской.
Слухи о духоборах дошли до императора Александра I, и в 1818 году он посетил их земли. Увидев порядок и трудолюбие, император повелел переселить духоборов в крымские земли. Однако сменивший его на троне Николай I в 1841 году приказал отдать обработанную духоборами крымскую целину православным крестьянам. А признанные им «неблагонадежным элементом» духоборы были сосланы в Закавказье - в Грузию, Армению и Азербайджан. Пустынные горные районы приютили почти пять тысяч человек. Впрочем, и на закавказских землях им не дали спокойно жить. В 1887 году была введена всеобщая воинская повинность, распространявшаяся на все сословия. Так как духоборы отвергали оружие, они, следуя принципу ненасильственного сопротивления, составили письмо губернатору Георгию Шервашидзе, в котором отказались от военной службы. Той же ночью духоборы собрали все имевшееся у них оружие и, распевая псалмы, сожгли его. Этот поступок был расценен властями как бунт, и 30 июня 1895 года по приказу губернатора лезгинская жандармерия устроила погром: все имущество было разграблено, дома сожжены, женщины изнасилованы, многие мужчины убиты. Выжившие в погромах были принудительно сосланы кто куда: одни - в 18-летнюю сибирскую ссылку, другие - в штрафные войска.
Подобная несправедливость возмутила великого русского мыслителя Льва Николаевича Толстого. Но даже его финансовая помощь и письма в общественные газеты Англии, Германии и Швейцарии не помогли - за погромами последовала настоящая травля. Духоборов штрафовали даже за выход из дома, законодательно запретили иметь любое имущество и общаться с единомышленниками. В конце концов руководителями общин было принято решение покинуть Российскую империю.
В 1898-1899 годах при содействии Льва Толстого 10 тысяч человек покинули страну и заселили неосвоенную и необитаемую местность провинции Саскачеван. И снова им пришлось «поднимать целину» и устраивать быт. Одну из партий эмигрантов сопровождал Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич, будущий сподвижник Ленина. За время, проведенное в плавании, им был составлен сборник псалмов и наставлений - «Животная книга духоборцев», ставшая впоследствии их второй Библией. Сборник был записан со слов Амелеши Каныгина и других старейшин. Среди прочего на страницы сборника попало пророчество: «Коли царь отпустит нас, духоборцев, из своей страны, то он потеряет свой престол, потому что Бог уйдет с духоборцами». Так и случилось: в 1917 году царь Николай II отрекся от престола. Не смог спасти его даже изданный им высочайший указ об укреплении начал веротерпимости, который утверждал права на свободу вероисповедания и запрещал преследования лиц, отпавших от православной веры в другое христианское исповедание.
После этого к власти пришли большевики, но чуда не произошло. Советская власть в 1920-х годах начала проводить политику уголовного преследования духовенства и религиозных проповедников. Большевики плохо отнеслись и к духоборам - за нежелание воевать против белогвардейцев и осуждение репрессий, прозванных ими братоубийственной борьбой. Бонч-Бруевича же и вовсе обвинили в пособничестве сектантам, а его творение изъяли из публичного обращения и уничтожили.
Примечательно, что в США в 1960-х годах, в разгар Вьетнамской войны, появилось движение хиппи, основными постулатами которого были провозглашены ненасилие и духовное совершенствование. Молодые люди организовывали коммуны, в которых занимались сельским хозяйством, изучали духовную литературу и укрывались от воинской повинности. Тогда американский президент Линдон Джонсон назвал движение хиппи «происками русских коммунистов». Действительно, их взгляды на жизнь были позаимствованы у канадских духоборов.
В народе духоборы получили прозвище «нерусские русские». В 1997 году российские власти, начавшие проводить политику по добровольному переселению соотечественников из-за рубежа на родину, издали постановление «О мерах государственной поддержки переселения членов сельскохозяйственной общины духоборов из Грузии в Российскую Федерацию». Духоборы постепенно стали возвращаться и из Канады, заселяя Центральную Россию - Тамбовскую, Ростовскую и Брянскую области.
Сегодня их общины не только занимаются сельским хозяйством - за недолгую работу в их деревнях выписывают документ, дающий право идти на альтернативную службу по религиозным причинам.
Однако вернуться согласились далеко не все. В Канаде до сих пор живут около 20 тысяч потомков первых духоборов, сохранивших веру и знание русского языка, еще тысяча человек осталась в Грузии. Любят ли они свою родину до сих пор и хотят ли вернуться обратно?
Сергей АЛЕКСЕЕВ