Россия с конца 1916 года переживала политический кризис. Прогрессивный блок (большинство депутатов Государственной думы) выступал за отречение Николая II в пользу царевича Алексея при регентстве великого князя Михаила Александровича. Этот план поддерживали и многие Романовы. Прогрессивный блок стремился не ликвидировать монархию, а отстранить от власти Николая II, который не шел ни на какие уступки Думе и был против «правительства доверия».
22 февраля 1917 года царь уехал в Ставку в Могилев. Обстановка на фронте была достаточно спокойной. В январе-феврале в Петрограде прошло совещание союзников (Антанты), было согласовано, что в апреле по Германии и Австро-Венгрии будет нанесен одновременный удар с запада и востока. У союзников не было сомнений, что Германия летом или в крайнем случае осенью 1917 года будет разгромлена.
Однако российский генералитет во главе с начальником штаба Ставки генералом Михаилом Алексеевым и командующим Северным фронтом генералом Николаем Рузским думали о том, как бы заменить царя (а он с августа 1915-го стал еще Верховным главнокомандующим) другим Романовым. И сделать это еще до намеченного генерального наступления. Здесь они были согласны с Прогрессивным блоком.
Царя несколько раз предупреждали, что на верхах против него зреет заговор, но он мало в это верил. Николай II и его супруга Александра Федоровна были убеждены, что вся смута идет от Государственной думы. Уезжая в Ставку, император оставил своему последнему премьер-министру, князю Николаю Голицыну, подписанный им указ о прекращении работы Думы до апреля. Премьеру надо было только поставить на указе дату. Это Голицын и сделал в ночь на 27 февраля.
Между тем забастовочное движение в Петрограде с января нарастало. Рабочий день на фабриках длился с 8:30 до 23:00, а в субботу до 22:00. Рабочие требовали повышения зарплаты, сокращения рабочего дня и улучшения условий труда.
В Петрограде и окрестностях было сосредоточено большое количество войск, в основном запасных частей. Многие даже не успели принять присягу. Поскольку винтовок для запасных не хватало, а опытных офицеров и унтер-офицеров тем более, солдаты занимались в основном строевой подготовкой. Флот в Кронштадте тоже стоял без дела, поскольку фарватеры на Балтике были забиты минами. И моряков в скором времени предполагалось отправить на фронт в окопы. Более или менее надежны были лишь казачьи части, но и они часто отказывались разгонять митингующих.
Лето 1916 года было урожайным. Никакой голод Петрограду не грозил. Но в конце февраля 1917-го выпало очень много снега, железные дороги работали с перебоями - в булочных возникли длинные очереди, муки в пекарнях хватало максимум на две недели.
Общее настроение в Петрограде и Москве - это ожидание перемен, неясно каких, но, конечно же, к лучшему. Война шла уже третий год и надоела даже тем, кто был в тылу.
24 февраля царь приехал в Ставку. Там о беспорядках в Петрограде, начавшихся 23 февраля, узнали только через два дня. Вечером 25-го генерал Алексеев доложил царю о ситуации в столице. Тот отправил генералу Сергею Хабалову телеграмму: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки, недопустимые в тяжелое время войны с Германией и Австрией». Хабалов приказал разгонять «скопища». Рабочим было предложено вернуться на работу, иначе их направят на фронт.
Однако 27 февраля бастуют уже 80% предприятий. Массы выходят на улицы с лозунгами: «Долой войну!», «Долой самодержавие!».
Но самым страшным для царской власти было то, что солдаты и моряки переходят на сторону восставших. Толпы идут к Таврическому дворцу, где находятся депутаты распущенной Государственной думы. Почти всех министров царского правительства отправляют в Петропавловскую крепость. Это была разумная мера. Иначе их бы убили.
Родзянко удается сформировать Временный комитет Государственной думы. Он вызывает из Гатчины великого князя Михаила Александровича и предлагает ему стать диктатором. На это великий князь не соглашается, связывается со Ставкой, чтобы добиться от царя согласия на создание «правительства доверия». Генерал Алексеев сообщает, что царь велел передать, что сначала поедет в Царское Село, а потом займется судьбой правительства.
К вечеру 27 февраля только что сформированный Временный комитет решил взять власть в свои руки. Был намечен и состав нового (Временного) правительства во главе с князем Георгием Львовым. Самого Львова как премьера утвердит 2 марта указом Николай II.
На управление страной претендовали не только члены Государственной думы. Почти одновременно в другом помещении Таврического дворца состоялось первое заседание Временного исполнительного комитета Петросовета рабочих и солдатских депутатов, созданного по инициативе меньшевиков и эсеров. Был избран исполком во главе с меньшевиком Николаем Чхеидзе. Его заместителями стали эсер Александр Керенский и меньшевик Матвей Скобелев. Исполком заставил Временное правительство принять вечером 1 марта программу, предусматривающую в ближайшее время выборы в Учредительное собрание, всеобщую амнистию, роспуск полиции и провозглашение политических прав военнослужащих «вне строя».
Одним из первых решений Петросовета было постановление об аресте Николая II и прочих членов династии Романовых. Особую роль сыграл приказ №1 Петросовета. Он предусматривал создание в армии советов на всех уровнях для решения разных вопросов. Командир оставался главным только в бою. На деле же в армии перечеркивались принципы воинской дисциплины и субординации. Этот приказ весьма быстро развалил армию как военную силу.
Царь еще раньше распорядился отправить в Петроград генерала Николая Иванова с диктаторскими полномочиями. Для него снимались полки с двух фронтов. Но реально Иванов с отрядом из 600 человек добрался лишь до Царского Села. Замысел царя - навести порядок в столице - провалился.
Николай II, пока не отрекся от престола, мог бы многое предпринять, но он рвался к семье. А события развивались стремительно. Царь согласился с подготовленным генералом Алексеевым манифестом о создании ответственного перед Думой правительства. Но теперь от него уже требовали отречения в пользу цесаревича Алексея при регентстве брата Михаила Александровича.
2 марта в Псков из Петрограда прибыли с готовым проектом манифеста Василий Шульгин и Александр Гучков. Царь подготовил свой манифест, по которому передавал престол брату Михаилу. На вокзале в Пскове император подписал этот манифест и указ о назначении Верховным главнокомандующим великого князя Николая Николаевича (младшего). Тот к своим обязанностям так и не приступил, поскольку против выступило Временное правительство. А царь отправился в Ставку, простился с генералами и конвоем и призвал верно служить новой власти. Потом Николай II добрался до Царского Села, где сразу же оказался под арестом.
В некоторых полках на фронте уже успели принести присягу новому императору. Большинство министров Временного правительства были против того, чтобы Михаил Александрович принял престол. Да и сам он этого не хотел. Но готов был стать императором, чтобы вытащить страну из политического кризиса. Его, однако, отговорили. Угрожали даже тем, что нынешняя власть в случае принятия им престола не в состоянии будет обеспечить даже его личную безопасность. 3 марта Михаил Александрович подписал манифест, что оставляет вопрос о форме верховного правления до решения Учредительного собрания. История династии Романовых завершилась.
В России тогда было много проблем. Надо было вытащить страну из войны и решить вопрос о земле. Крестьянство требовало раздела помещичьих земель. Пришел срок передела и общинных земель. И большое количество крестьян с винтовками в руках рвануло в деревню.
Надо было как можно скорее решить вопрос о постоянной, а не временной власти. Все эти проблемы оказались не по силам Временному правительству. Революция ни в феврале, ни в марте не завершилась. В той или иной форме она продолжала распространяться по России. Все стороны хотели бы избежать гражданской войны. А она уже стояла на пороге.
Василий МИЦУРОВ,
кандидат исторических наук
кандидат исторических наук