Жанна-Антуанетта Пуассон, более известная как маркиза де Помпадур, родилась в 1721 году в семье, принадлежавшей к третьему сословию (то есть не относящейся к духовенству и не имевшей дворянского титула). Ее официальным отцом считался бывший лакей, который дослужился до интенданта, но проворовался и уехал из Франции, оставив жену и детей. Мать до замужества жила на содержании мужчин, один из них, судебный чиновник Ленорман де Турнем, регулярно давал деньги на обучение девочки. По слухам, именно он был ее настоящим отцом. Благодаря его заботам будущая маркиза получила блестящее образование, знала несколько языков, хорошо рисовала, пела и выступала на сцене.
Когда девочке было девять лет, мать водила ее к известной гадалке - и та воскликнула, что перед ней будущая фаворитка короля. Пророчество казалось несбыточным. Конечно, монарх мог позволить себе мимолетный адюльтер с любой женщиной, но статус фаворитки присваивался только представительнице высшего общества. Тем не менее Жанна-Антуанетта восприняла предсказание как руководство к действию.
В 1741 году покровитель девушки выдал ее замуж за своего племянника, владевшего небольшим имением Этиоль недалеко от Парижа. Через три года у супружеской пары родилась девочка, названная Александриной и скончавшаяся в 1754-м. Все последующие роды были для Жанны-Антуанетты неудачными. Но главное - она все-таки стала аристократкой, получив фамилию д’Этиоль и сделав первый шаг к будущей блестящей карьере.
У юной Жанны-Антуанетты было много поклонников, но каждому она отвечала, что изменит мужу только с королем. И случай познакомиться с его величеством скоро представился. Людовик XV со свитой и тогдашней фавориткой герцогиней де Шатору выехали погостить в замок Шуазель, находившийся рядом с имением Этиоль.
Жанна-Антуанетта сделала ставку на то, что Людовик XV давно перепробовал все мыслимые чувственные наслаждения и был подвержен приступам скуки. Следовало во что бы то ни стало пробудить интерес монарха к чему-то новому.
Король регулярно выезжал на охоту - и каждый раз встречал в лесу загадочную молодую женщину в изысканном платье, которая проезжала мимо в открытой карете. Она заинтриговала монарха, но до близкого знакомства дело так и не дошло. Герцогиня де Шатору, узнав об интересе Людовика XV к другой женщине, отправила ей письмо с запрещением показываться королю на глаза.
Ослушаться было невозможно. Правда, совсем скоро, в декабре 1744 года, герцогиня скоропостижно ушла из жизни. Место фаворитки освободилось, чтобы занять его, нужно было действовать быстро и решительно - ведь на эту роль претендовали самые знатные и красивые женщины Франции.
По некоторым сведениям, Жанне-Антуанетте помог друг ее покровителя банкир Жозеф Пари - у него были свои интересы возвыситься через фаворитку короля. Он устроил так, чтобы женщина получила приглашение на бал-маскарад в честь бракосочетания дофина. Тематика бала была лесной, придворные явились в костюмах деревьев, сам король был в маске. Жанна-Антуанетта приблизилась к нему в наряде Дианы-охотницы. Проходя мимо, она уронила свой платок - и удивленный Людовик XV поднял его и подал владелице.
Через несколько дней мадам д’Этиоль оказалась в театре, ее ложа находилась рядом с королевской. Историки считают, что и здесь не обошлось без денег банкира Жозефа Пари. Но затраты оправдались - Жанна-Антуанетта смогла перекинуться с королем несколькими фразами, и после спектакля Людовик XV позвал ее поужинать вместе. По свидетельствам дворцовых летописцев, в этот вечер она сразу отдалась ему.
Для короля такое приключение было абсолютно рядовым. Он даже сказал своему камердинеру, что считает женщину не совсем бескорыстной и более не хотел бы ее видеть. Этот слуга был подкуплен Жанной-Антуанеттой. Он передал ей слова монарха и через некоторое время тайно впустил в покои Людовика XV.
Король страдал от скуки, и женщина придумала для него новую роль - благородного рыцаря, который спасает несчастную даму. Она упала на колени и поведала, как любит его величество, но боится смерти от руки ревнивца-мужа.
Растроганный король принял меры: господин д’Этиоль был отправлен с государственным заданием в провинцию, а его супругу ждал переезд в Версаль. Пока для новой фаворитки готовили апартаменты, она жила в своем имении. Людовик XV писал ей нежные письма, в одном из которых сообщил о своем указе присвоить женщине титул маркизы де Помпадур, ранее принадлежавший угасшему, но старинному дворянскому роду.
При дворе новую фаворитку лучше всех приняла супруга Людовика XV Мария, дочь польского короля Станислава Лещинекого. Она была на семь лет старше своего мужа, в первые 12 лет брака родила 10 детей и вела размеренную жизнь. Маркиза де Помпадур постоянно выказывала ей уважение - и королева платила тем же.
Теперь Жанна-Антуанетта буквально купалась в роскоши. Она приобретала огромные замки и старинные поместья. Ее наряды обошлись казне в 1,3 миллиона ливров, лошади и кареты - в три миллиона, драгоценности - в два миллиона. Для сравнения: в книге Александра Дюма «Три мушкетера» Портос продает прекрасного породистого коня за 80 луидоров (один луидор равен 20 ливрам, итого стоимость скакуна - 1600 ливров).
Жанна-Антуанетта покровительствовала представителям науки и искусства. Ее близким другом был Вольтер, ее регулярно навещали энциклопедисты д'Аламбер и Дидро, маркиза добилась создания военной школы для сыновей ветеранов армии, которую впоследствии окончил Наполеон.
Благодаря ей ювелиры стали делать бриллианты овальной формы, названные «маркиз» или «маркиза» (их форма копировала рот фаворитки Людовика XV). Появился обычай разливать шампанское в узкие конусообразные бокалы, напоминающие цветок тюльпана (такой формы была грудь Жанны-Антуанетты). Она придумала носить небольшую сумочку-ридикюль из мягкой кожи, а также из-за своего небольшого роста ввела моду на высокие каблуки и пышные прически.
Главным вкладом Жанны-Антуанетты в общечеловеческую культуру считается развитие ею искусства любовных отношений. Фаворитка понимала, что интимные объятия - отнюдь не главное в прочной связи между мужчиной и женщиной. И альковная близость между ней и королем длилась только пять лет из тех 20, что она находилась при дворе.
Жанна-Антуанетта покоряла короля постоянной способностью стать новой и неожиданной, появляясь перед ним в образе крестьянки, наряде восточной наложницы и т.п. Считается, что именно после нее в Европе появилась мода на эротические ролевые игры.
Маркиза никогда не была красавицей, хотя на прижизненных портретах выглядит очень милой. Правда, эти изображения делались, когда она уже была всесильной фавориткой - и не исключено, что художники по-своему отрабатывали выгодный заказ. Сохранилось описание обер-егермейстера парков Версаля господина Леруа: он отмечал, что Жанна-Антуанетта имела густые каштановые волосы, совершенной формы нос и рот, «созданный для поцелуев».
Маркиза понимала, что любовь в первую очередь убивают обыденные действия, поэтому каждый визит Людовика становился праздником, непохожим на другие. Она усвоила сама и показала другим женщинам: шарм гораздо важнее красоты. Дама должна постоянно меняться и учиться чему-то новому для своего мужчины.
Через пять лет маркиза осознала, что стала самым близким другом короля. Но при этом Людовик, как ветреный мужчина, хотел бы получать и новые плотские удовольствия. Жанна-Антуанетта пошла ему навстречу. Она сняла и оборудовала в пригороде Парижа усадьбу, названную Оленьим парком и ставшую местом свиданий короля с девушками, которых приглашала маркиза. Людовик появлялся здесь инкогнито. После нескольких ночей любви девушку увозили в провинцию и с хорошим приданым выдавали замуж. А сама маркиза продолжала оставаться официальной фавориткой его величества.
Жанна-Антуанетта не отличалась крепким здоровьем и скончалась в возрасте 42 лет. Ее похоронили в усыпальнице монастыря капуцинок рядом с прахом матери и дочери. И даже недоброжелатели признавали, что маркиза де Помпадур была одной из самых выдающихся женщин не только Франции, но и всей Европы.
Анастасия БАБАНОВСКАЯ