Подсчитано, что со времени основания музей посетили более 500 миллионов человек. Кроме основного здания в центральной части Лондона он имеет 20 филиалов - в Амстердаме, Берлине, Гонконге, Шанхае, Нью-Йорке, Вашингтоне и других городах. Многие выставленные там фигуры изготовлены по одним формам и повторяют друг друга, но при этом каждый филиал имеет свою изюминку (к примеру, в Лос-Анджелесе представлено гораздо больше звезд мирового кино, а в Вашингтоне посетители могут познакомиться с целым рядом американских президентов).
Общая стоимость музея и его филиалов составляет примерно два миллиарда долларов, количество восковых фигур в них - более тысячи.
Ежедневно с раннего утра в музеях трудятся специалисты: парикмахеры, костюмеры, визажисты. Ведь посетителям разрешено подходить к фигурам, трогать их, фотографироваться с ними. Поэтому восковым скульптурам нужно регулярно по-
правлять прически, делать макияж и даже при необходимости менять одежду - в специальной гардеробной хранятся дубликаты их костюмов.
Кстати, быть представленным в салоне мадам Тюссо настолько престижно, что знаменитости охотно отдают для двойников свои наряды, а свадебные платья английских королев и принцесс уже давно шьются в двух экземплярах.
Ежегодно Музей мадам Тюссо пополняется примерно 20 новыми фигурами. Какой именно персонаж займет место в экспозиции, определяет специальная комиссия из 12 человек.
После того как решение принято и от данной знаменитости получено согласие, начинается работа над новой фигурой. Проводятся многочисленные замеры, делается не менее сотни фотографий. Затем выбирается поза создаваемой фигуры и создается ее металлический каркас. Далее скульптура лепится из глины. Сверху на нее накладывают гипс, после его снятия получаются формы, куда надо заливать расплавленный воск. Когда воск застынет, гипс убирают - и целая команда специалистов создает точную копию известного человека, добиваясь идеальной схожести. Для прически используются настоящие волосы, надо закрепить их не менее 100 тысяч штук. К глазным яблокам прикрепляют кровеносные сосуды, сделанные из шелковых нитей. Работа над новым экспонатом занимает не менее месяца, а стоимость каждой фигуры составляет около 50 тысяч долларов.
Одной из главных достопримечательностей музея является Комната ужасов. Согласно легенде, однажды мадам прочла в газете статью об убийстве, и у нее возник замысел создать экспозицию, воспроизводящую самые известные преступления. Для создания атмосферы страха рядом с восковыми фигурами находятся загримированные актеры, которые могут вдруг закричать или схватить посетителя за руку.
Но многим туристам нравятся такие острые ощущения, они даже изъявляют желание остаться в Комнате ужасов на ночь. Эта услуга предусмотрена, ее стоимость составляет 100 фунтов.
Около входа гостей музея встречает восковая копия самой мадам Тюссо, которую она сделала на 81-м году жизни. Небольшого роста старушка одета в скромное черное платье. Мадам сознательно не стала изображать себя молодой и красивой - ей хотелось показаться такой, какой она стала, добившись славы и богатства.
А как начинался жизненный путь этой женщины? В отличие от музея, который знают все, биография самой мадам известна далеко не каждому.
Анна Мария, урожденная Гросхольц, появилась на свет в 1761 году в Страсбурге. Ее отец происходил из семьи потомственных палачей. Правда, он не стал продолжать традицию, а был офицером и погиб во время Семилетней войны (1756-1763 годы) за два месяца до рождения дочери. Матери было трудно воспитывать детей одной, и она переехала в Берн к своему родственнику доктору Филиппу Вильгельму Куртиусу, который предложил женщине место экономки.
Доктор имел необычное увлечение - он на заказ создавал скульптуры из воска. Его клиентами были мелкие буржуа, у которых не хватало денег увековечить себя в бронзе или мраморе.
Под руководством доктора Анна Мария, которую, впрочем, все звали просто Мари, научилась работать с восковыми фигурами. К 16 годам она вела все финансовые дела Куртиуса. Примерно в это же время доктор принял решение оставить врачебную практику, обосноваться в Париже и открыть там мастерскую по изготовлению восковых фигур. Чуть позже Мари и ее мать переехали к нему.
Именно Мари направила деятельность Куртиуса в принципиально новое русло. Однажды в мастерскую пришел человек и предложил деньги за возможность посмотреть готовые работы. У девушки родилась идея: нужно лепить скульптуры известных личностей и показывать их за плату. Доктор согласился - и в Париже появился «Салон Куртиуса», где люди могли увидеть восковые фигуры известных политиков, литераторов, а также короля и людей из его окружения.
Несколько работ для этого салона были сделаны руками Мари - в частности, Вольтер и Жан-Жак Руссо.
В 1778 году «Салон Куртиуса» посетил Людовик XVI, пожелавший осмотреть свою восковую копию. Двойник так понравился монарху, что он подарил для фигуры собственный мундир и несколько орденов. Куртиус представил королю Мари, назвав ее своей талантливой помощницей. И Людовик XVI пригласил девушку в Версаль, чтобы она обучала лепке сестру монарха.
Более 10 лет Мари жила при французском дворе. Она приобрела необходимые знакомства и связи, но главное - с ее подачи у аристократов стало считаться престижным иметь дома свою восковую копию. Таким образом и Куртиус, и сама Мари были обеспечены работой и деньгами.
Все изменилось в 1789 году, когда началась Великая французская революция. Мари арестовали. Как особу, приближенную к монарху, приговорили к смерти на гильотине. Но в последний момент приговор отменили - революционеры решили, что для истории необходимо сделать посмертные маски казненных Людовика XVI и его супруги Марии Антуанетты, а других специалистов-скульпторов рядом не оказалось.
Казни проходили одна за другой, и Мари пришлось самой искать головы короля и королевы среди разлагающихся останков.
Куртиус и Мари продолжили свое дело. Теперь вместо вельмож и богачей в «Салоне Куртиуса» демонстрировались депутаты Конвента, самой знаменитой стала фигура Максимилиана Робеспьера. Волос для изготовления восковый копий не хватало, и хрупкая женщина, получив разрешение, ходила в тюремные подвалы и срезала их с мертвых голов.
В 1794 году Филипп Куртиус скончался, по его завещанию Мари стала владелицей салона и мастерской. А через год женщина вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. Брак не принес супругам счастья: они прожили вместе почти восемь лет, в семье родились двое сыновей, но все эти годы Франсуа пропивал и проигрывал в карты все, что зарабатывала Мари.
В 1802 году мадам Тюссо по секрету сообщили неприятную новость: французское правительство приняло решение национализировать частные коллекции, провозгласив, что искусство должно принадлежать народу. Не дожидаясь, пока восковые фигуры перейдут в собственность государства, Мари вместе с коллекцией и сыновьями на корабле отравилась в Англию. Муж не пожелал сопровождать супругу и остался на родине, их брак распался.
В Англии коллекция, в которой тогда было чуть более 120 восковых фигур, вызвала настоящий ажиотаж. В экспозиции появились персонажи, любимые местными зрителями, - Ричард Львиное Сердце, Мария Стюарт, Оливер Кромвель, Вальтер Скотт, Джордж Байрон. Тогда же мадам Тюссо придумала, как сделать коллекцию еще более привлекательной: вместо одиночных фигур в ней появились сюжетные композиции, которые очень нравились посетителям.
Долгих 33 года восковые скульптуры путешествовали по разным городам страны, только в 1835 году сыновья уговорили мать сделать постоянный музей на Бейкер-стрит в Лондоне (на той же улице писатель Артур Конан Дойл «поселил» своих героев Шерлока Холмса и доктора Ватсона).
Мадам Тюссо скончалась в 1850 году, но ее дело продолжили сыновья и внуки. Правда, в 1884 году аренда здания на престижной Бейкер-стрит оказалась владельцам не по карману, и музей переехал на Мэрилебон-роуд, где находится и сейчас. Не все в его истории было гладко. В 1925 году в салоне случился большой пожар, а в 1940-м в здание попала немецкая бомба. Но благодаря сохранившимся формам большинство скульптур в обоих случаях удалось восстановить.
Сейчас Музей мадам Тюссо и его филиалы, безусловно, являются частью всемирного культурного наследия, радуя многочисленных туристов и принося своим владельцам стабильный доход. Маленькая хрупкая женщина лишний раз доказала всему миру, что талант и трудолюбие помогут оставить свой след в истории.
Анастасия БАБАНОВСКАЯ