Трагедия государственной важности

Заговоры, покушения, революции, восстания
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 44
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Трагедия государственной важности

#1 Сообщение zagadki-istorii » 01 окт 2017, 16:08

4 октября 1980 года в результате дорожно-транспортного происшествия на трассе Москва-Минск погиб один из руководителей советского государства, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, руководитель Белоруссии Пётр Машеров. В «Чайку», на которой он ехал, врезался грузовик. Это единственный за всю историю СССР случай смерти руководителя столь высокого ранга в автокатастрофе. Многие до сих пор считают, что авария была подстроена с целью ликвидации Машерова. И есть факты, которые подтверждают такое мнение.

Выводы следствия


Согласно официальной версии, трагическая авария произошла у поворота на птицефабрику города Смолевичи в 15:15 — именно это время показывали остановившиеся часы Машерова. Навстречу правительственному кортежу друг за другом ехали два грузовика. За рулём первого из них (МАЗа) находился водитель Николай Тарайкович, он увидел колонну, принял вправо и начал тормозить. Ехавший за МАЗом автомобиль ГАЗ-53, которым управлял Николай Пустовит, после резкого тормозного манёвра идущей перед ним машины вырулил влево на встречную полосу — и совершил лобовое столкновение с «Чайкой», где находились Пётр Машеров, его водитель Евгений Зайцев и начальник охраны майор Валентин Чесноков. В результате автопроисшествия Зайцев и Чесноков погибли на месте, а Пётр Машеров скончался в больнице.

В ходе следствия выяснилось, что сотрудники ГАИ Минской области не были предупреждены о прохождении по трассе правительственного кортежа — и не приняли никаких необходимых мер. В своё оправдание руководство МВД республики объяснило, что это было обычной практикой: Машеров всегда определял точный маршрут уже в пути и не разрешал перекрывать дороги из-за своего передвижения.

Виновником ДТП был признан водитель ГАЗ-53 Николай Пустовит — шофёр экспериментальной базы НИИ, расположенной в Жодино, не соблюдал безопасную дистанцию. Его приговорили к 15 годам заключения, но досрочно освободили уже через пять лет.

Череда странных совпадений



Пётр Машеров и Леонид Брежнев
Вместе с тем многие в республике обратили внимание на непонятные обстоятельства, сопутствующие аварии.

Колонна шла со скоростью 100-120 километров в час, именно такая скорость рекомендуется службой безопасности, потому что не позволяет вести по автомобилям прицельный огонь. Дистанция между машинами составляла 60-70 метров. Следовавшая впереди «Волга» сопровождения при виде выехавшего на встречную полосу грузовика не пыталась остановиться, а наоборот, резко увеличив скорость, ушла в сторону. Этот же манёвр пытался повторить водитель Машерова, «Чайка» которого шла за «Волгой».

Другие факты: бронированный автомобиль ЗИЛ, на котором обычно ездил глава Белоруссии, именно в это день был отправлен на профилактический ремонт, и Машеров находился в более уязвимой «Чайке». Руководитель личной охраны Машерова полковник Валентин Сазонкин, который 13 лет успешно обеспечивал безопасность своего шефа, за несколько дней до происшествия был переведён в центральный аппарат КГБ, а на его место назначили майора Чеснокова. В своих воспоминаниях Сазонкин указал: вина Чеснокова в смерти главы Белоруссии несомненна. Именно ему по должностным обязанностям следовало руководить действиями водителя, чего он в силу своей неподготовленности сделать не смог.

За две недели, предшествующие катастрофе, заменили не только начальника охраны, но и все руководство республиканского КГБ. Место отправленного на пенсию генерала Якова Никулкина занял другой генерал — Вениамин Балуев, который прибыл из Новосибирской области со своей командой.

Водитель ГАЗ-53 Николай Пустовит за день до происшествия совершал внеплановый рейс по той же трассе тем же маршрутом — и внятного объяснения цели поездки от него добиться не удалось.

Наконец, в нарушение существующих правил и инструкций «Волга», которая шла впереди кортежа, была обычной белой машиной и не имела ни милицейской раскраски, ни синих мигалок, ни громкоговорителей. Едущие навстречу водители могли только догадываться о её назначении.

Более того — по показаниям свидетелей, именно головная «Волга» перед аварией выехала на встречную полосу и спровоцировала резкую остановку первого грузовика, после чего увеличила скорость и ушла от столкновения с ГАЗом. И этим показаниям почему-то не придали значения.

За две недели до…


Но если авария не была случайной, кому и зачем понадобилось убивать Петра Машерова? Кто мог выиграть от его гибели?

Основная версия: глава Белоруссии стал жертвой кремлёвских интриг.

К 1980 году Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев уже был тяжело болен и практически недееспособен. Среди руководителей высшего ранга шла ожесточённая борьба за место человека номер два в государстве — того, кто после смерти Леонида Ильича будет руководить страной. Наиболее вероятньим претендентом являлся глава КГБ Юрий Андропов. Но в игре с такими крупными ставками следовало исключить любые непредвиденные повороты.

За два года до аварии внезапно умер член Политбюро и секретарь ЦК КПСС Фёдор Кулаков. Именно ему прочили пост генерального секретаря после Брежнева. По официальной версии, Кулаков скончался от острой сердечной недостаточности — но высказывались мнения о самоубийстве или даже убийстве. И то и другое могли организовать люди Андропова (к примеру, шантажируя собранным компроматом либо применив инъекцию, вызывающую остановку сердца).

После смерти Фёдора Кулакова преемником генсека многие называли Петра Машерова — одного из самых молодых и энергичных советских лидеров. Под его руководством разорённая войной Белоруссия превратилась в процветающую республику с высоким уровнем жизни. К началу 1980 года её продукция поставлялась более чем в 100 государств мира, а торговые марки автомобилей БелАЗ, тракторов «Беларусь» или холодильников «Минск» остаются популярными до сих пор.

Согласно историческим документам, Брежнев намеревался назначить Машерова главой правительства вместо Алексея Косыгина — то есть официально сделать вторым лицом в государстве.

Кроме того, Брежнев к тому времени имел желание перестроить структуру партийной верхушки и ввести пост председателя КПСС — почётную должность, которую он хотел бы оставить за собой. А генеральным секретарём стал бы человек номер два. В этом случае Андропов не имел шансов на высшую власть в стране.

Авария случилась за две недели до пленума ЦК КПСС, где Брежнев хотел предложить кандидатуру Машерова на пост главы правительства.

Устранение «комсомольской группы»


На Юрия Андропова как заинтересованное в гибели Машерова лицо указывают ещё несколько фактов.

КГБ собирал компрометирующие материалы на главу Белоруссии. В частности, в архивах ведомства хранится запись разговора Андропова с Фёдором Кулаковым в правительственном доме отдыха в Пицунде. Собеседники обсуждали экономический кризис в стране и неспособность нынешнего руководства решить имеющиеся проблемы. Разговор касался и негативных сторон деятельности Петра Машерова, он был приватным, и его стенограмма говорит о применении подслушивающей аппаратуры.

Есть свидетельства того, что Андропов в присутствии Брежнева неоднократно подчёркивал комсомольское прошлое Петра Машерова и его тесные связи с Александром Шелепиным, когда-то первым секретарём ЦК ВЛКСМ, а потом предшественником Юрия Владимировича на посту главы КГБ. Шелепин принимал самое активное участие в смещении Хрущёва и приходе к власти Брежнева — и помнивший об этом Леонид Ильич совсем не желал повторения госпереворота от тех, кто его когда-то совершил. Поэтому Шелепин и его ставленники, которых называли «комсомольской группой», были постепенно убраны с высоких постов. Андропов давал понять Брежневу, что и на Петра Машерова полагаться не стоит.

Известен ещё один любопытный факт. Через час после смерти Машерова в КГБ Белоруссии позвонил первый заместитель Андропова генерал Семён Цвигун. Он поинтересовался: действительно ли погиб глава республики? После утвердительного ответа Цвигун накричал на дежурного и пообещал сразу после доклада Андропову прислать в Минск специальную комиссию и наказать всех виновных.

Через 20 минут генерал позвонил снова — судя по всему, уже доложив о случившемся Андропову. Его тон сменился на участливый, ни о какой комиссии не было речи.

Бриллианты Галины Брежневой


Другая возможная причина физического устранения Петра Машерова связана с криминальными событиями. Незадолго до аварии на брестской таможне были конфискованы бриллианты, принадлежавшие дочери генсека Галине Брежневой. Её друг, министр внутренних дел Николай Щёлоков, несколько раз звонил Машерову с просьбой замять это дело, но белорусский лидер на такое не пошёл.

В 1986 году, уже во время перестройки, издающаяся в США газета «Белорус» опубликовала материалы допросов мужа Галины Брежневой, заместителя Щёлокова Юрия Чурбанова. По его твёрдому убеждению, аварию организовали сотрудники МВД, чтобы не допустить огласку «бриллиантового дела», в котором были замешаны Галина Брежнева и жена Щёлокова Светлана.

Кстати, следствие по факту гибели Машерова возглавляли люди Щёлокова — начальник следственного управления Виктор Найденов и следователь по особо важным делам Герман Каракозов.

Похороны Машерова состоялись в Минске как раз во время отпусков большинства государственных руководителей, но из них прилетел только второстепенный секретарь ЦК по кадрам Иван Капитонов. Члены и кандидаты в члены Политбюро на церемонию не прибыли. Не потому, что первые люди страны были настроены против погибшего Машерова. Просто он уже ушёл с политической сцены — и тратить время на провинциальные похороны партийным соратникам не хотелось.

Маргарита КАПСКАЯ





Вернуться в «Заговоры и мятежи»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя