Громом среди ясного неба стал судебный процесс 1963 года, в ходе которого был полностью изобличён в сотрудничестве с иностранными разведками полковник ГРУ Олег Пеньковский. По официальной версии, на протяжении ряда лет он передавал секретные сведения британской и американской разведкам.
Процесс громко освещался в печати. По всей стране проходили собрания трудовых коллективов, которые гневно осуждали предателя. Особую неприязнь вызывали сведения о кутежах полковника в столичных кабаках на иудины деньги. В пьяном угаре он снимал с ножки очередной любовницы туфельку, наливал в неё «шампанского» и, встав на стул, картинно выпивал его. Этот факт возмутил прокурора, который кричал, указывая на подсудимого: — Пеньковскии — не только шпион, но и моральный разложенец!
«Смерть предателю!» — требовали трудящиеся СССР, возмущённые поведением циника и подонка.
О роли Пеньковского в войне могущественных спецслужб до сих пор спорят исследователи и историки. Некоторые западные источники называли полковника особо ценным шпионом, который передал западным спецслужбам имена трёх сотен агентов-нелегалов, чем нанёс сокрушительный удар по зарубежной советской шпионской сети. Ему приписывали раскрытие мест дислокации ракетных баз на территории СССР, а ещё передачу англичанам чертежей разрабатываемых систем вооружения. За свои преступления он был арестован, полностью изобличён и приговорён к высшей мере наказания.
В то же время солидные западные СМИ представляли Пеньковского «беззаветным борцом с коммунистическим режимом, сторонником западных ценностей, тонким интеллектуалом, дальновидным стратегом», который якобы приближал перестройку и крушение СССР.
Но существовал и другой взгляд на деятельность Пеньковского. Скептики утверждали, что он фигура гораздо более мелкого масштаба. Якобы полковник не имел доступа к топ-секретам страны, а вёл хитрую двойную игру, действовал по заданию советских спецслужб, которые через него гнали на Запад дезинформацию о военном потенциале СССР.
По их мнению, Пеньковскии был алчным стяжателем, неистово любил деньги, красивую жизнь, фигуристых женщин и просаживал с ними в ресторанах астрономические суммы. Алчность и порок толкали его на разного рода авантюры. Некоторые западные аналитики утверждали, что процесс над Пеньковским был всего лишь хитрой инсценировкой КГБ и на самом деле он не был расстрелян, а тихо, мирно и с комфортом дожил остаток дней на секретной крымской даче в окружении длинноногих красоток, с холодильником, забитым деликатесами, и баром, полным экзотических напитков.
Чтобы понять реальную роль Пеньковского в событиях тех далёких дней, нужно принять во внимание международную обстановку 1960-х годов XX века. Карибский кризис поставил мир на грань ядерной катастрофы. В то же время, впав в эйфорию от успехов советских ракетчиков, Хрущёв начал ломку армейской структуры, что вызвало крайнее недовольство людей в погонах.
В результате озлобленная деморализованная армия была неспособна к реальной схватке с таким мощным противником, как США. И лучше всех это понимали военные «верхи»: руководство Генштаба и ГРУ. Они не хотели глобального столкновения с США, понимая, чем это грозит. Поэтому и предприняли операцию, в которой ключевую роль сыграл Пеньковскии. Якобы сами спецслужбы умело подталкивали полковника на контакты с МИ-6 и ЦРУ, а переданные им материалы о реальном состоянии советской военной машины позволили Кеннеди разгадать игру Хрущёва, нажать на тормоза, чем затушить пламя разгоравшегося конфликта.
Бывший шеф ЦРУ Ричард Хелмс в 1971 году так и заявил: «Предотвратить третью мировую войну помогли несколько высокопоставленных лиц СССР. Среди них важное место занимал полковник Главного разведывательного управления (ГРУ) Олег Пеньковский! В игре разведок он был отнюдь не пешкой, а ферзем!».
Будущий шпион трёх разведок появился на свет 23 апреля 1919 года в городе Владикавказе в интеллигентной и благополучной — по меркам того времени — семье. Его отец — Владимир Флорианович — окончил Варшавский политехнический институт и работал инженером. У Олега была биография типичного советского подростка: школа, пионерская организация, комсомол, артиллерийское училище в Киеве, участие в Великой Отечественной, ранения, боевые награды. В конце войны он приглянулся главному маршалу артиллерии Сергею Варенцову и стал его личным адъютантом. Впоследствии маршал способствовал продвижению любимчика по карьерной лестнице.
В конце 1945 года Пеньковский женился на семнадцатилетней дочери генерала Дмитрия Гапановича, который также активно помогал зятю. Имея столь мощных покровителей, Олег окончил Военную академию имени Фрунзе, а в 1949 году продолжил образование в элитной Военно-дипломатической академии — кузнице кадров советской военной разведки.
В 1955 году полковник Пеньковский отправился в первую зарубежную командировку — в Турцию — в качестве военного атташе и сотрудника ГРУ. Уже тогда в поведении Пеньковского наблюдались странности. Он почти открыто предлагал свои услуги представителям турецких и английских, американских спецслужб. Встречаясь с ними на дипломатических раутах, он намекал, что готов поделиться секретами, которыми обладает. Причём за приличное вознаграждение.
В ЦРУ внимательно изучили потенциального шпиона и решили, что это очередная «хитрая подстава» русских. Все посольства стран НАТО в Турции получили приказ отказаться от услуг настырного офицера. Почему тогда компетентные органы не пресекли деятельность полковника, до сих пор остаётся загадкой.
После возвращения из Турции Пеньковский работал в Госкомитете по науке и технике, много ездил по стране, бывал за границей и по-прежнему искал контактов с зарубежными спецслужбами. В результате на настырного полковника обратила внимание британская разведка. Контакты с Пеньковским поручили бизнесмену и тайному сотруднику МИ-6 Гревиллу Винну.
Впоследствии тот написал книгу «Человек из Москвы», в которой подробно описал свои контакты с Пеньковским. Винну удалось тесно сблизиться с Пеньковским. Когда это произошло, Гревилл начал ставить перед ним конкретные задачи по добыванию разведывательных данных. Первая порция секретов, переданных Пеньковским, ошеломила британцев и вдохновила их на новые задания.
В Москву Пеньковский возвращался с богатым шпионским оборудованием (мини-фотоаппаратами, шифроблокнотами и т.д.).
Сотрудничество советского полковника ГРУ и западных спецслужб продолжалось около полутора лет. За это время Пеньковский якобы передал на Запад около пяти тысяч различных документов, касавшихся вопросов ракетного вооружения, советской внешней и внутренней политики, операций КГБ и военно-стратегических вопросов.
Выезжая за рубеж, Пеньковский сорил деньгами, волочился за красотками и покупал множество вещей, алкоголя, сувениров для своих покровителей и их жён. И, конечно же, посещал явочные квартиры, где с ним работали агенты ЦРУ и МИ-6.
Тем временем чекисты провели в его московской квартире тайный обыск. Его результаты были таковы, что шпиона решили брать.
Под давлением улик он сознался в содеянном и дал признательные показания. Ему обещали сохранить жизнь в обмен на полную откровенность. Вскоре в Будапеште агенты КГБ арестовали Винна. Его переправили в Москву, чтобы отдать под суд вместе с Пеньковским. 11 мая 1963 года Военная коллегия Верховного суда СССР признала обоих виновными в шпионаже. Пеньковский был приговорён к расстрелу, Винн — к восьми годам лишения свободы. Позднее советские власти объявили, что Пеньковский был казнён через пять дней после вынесения приговора.
Винн отсидел всего лишь год из восьми. 22 апреля 1964 года его обменяли на советского агента по имени Конон Молодый, арестованного в Англии в январе 1961 года.
Агенты КГБ сняли фильм о похождениях Пеньковского, который долгие годы служил учебным пособием для молодых сотрудников.
В нём есть такая сцена: жена британского дипломата гуляет с маленькой дочкой в московском сквере, а представительный дядя с улыбкой дарит девочке коробку конфет. Та бежит к маме поделиться радостью от подарка, а в коробке, помимо конфет, находились отснятые предателем плёнки. Эта мамочка выполняла роль секретного почтальона. С этого клипа и началась охота на Пеньковского, которая завершилась арестом полковника и суровым приговором. Все его покровители также понесли наказание и были сняты со своих высоких постов.
А Пеньковский вскоре стал героем баек и анекдотов. Так часто происходит в России: трагическое и комическое сливаются в неожиданном, зловещем, будоражащем нервы коктейле.
Владимир ПЕТРОВ