Ядерный эшелон

История Руси, России и СССР
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 44
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Ядерный эшелон

#1 Сообщение zagadki-istorii » 22 окт 2017, 08:52

В конце 1970-х годов, когда президентом США стад Джеймс Эрл Картер, разрядка международной напряжённости, начавшаяся при Ричарде Никсоне, сменилась эпохой холодной войны. По инициативе Картера американский военно-промышленный комплекс пошёл на новый виток гонки вооружений. Советский Союз был вынужден отвечать на него адекватно.

Совместить несовместимое


БЖРК «Ареал» был настоящей головной болью для американского правительства
Одним из грозных элементов отечественной программы сдерживания США в начале 1980-х стала совершенно секретная система базирования баллистических ракет на железной дороге, получившая название «Боевой железнодорожный ракетный комплекс «Ареал» (БЖРК «Ареал»).

Главным элементом этой системы были специальные поезда из пяти-семи вагонов и двух-трёх тепловозов, закамуфлированные под пассажирские или рефрижераторные составы. На самом же деле внутри них находились баллистические ракеты. В случае необходимости их можно было подготовить к пуску буквально за считанные минуты. Но о том, что в 1980-х годах по нашим железным дорогам общего пользования стали курсировать такие ядерные поезда, в СССР знали только первые лица в правительстве, министерстве обороны и КГБ.

Из ныне рассекреченных справочных материалов можно узнать, что в правительстве СССР сама идея создания подобных ракетных поездов возникла ещё в конце 1960-х годов. Но к практической реализации этой идеи приступили только в середине 1970-х. Главным разработчиком нового комплекса было назначено конструкторское бюро «Южное» (Павлоград), а главными конструкторами БЖРК стали два брата, впоследствии академики и Герои Социалистического Труда Владимир и Алексей Уткины.

Ничего подобного в мировой практике ракетостроения до этого ещё не существовало. В последующие годы Уткины вспоминали, что во время работы над комплексом «Ареал» они столкнулись с сотнями проблем, казалось бы, совершенно неразрешимых и порой противоречащих друг другу.

Например, им нужно было решить, как размещать межконтинентальную баллистическую ракету в габаритах обычного железнодорожного вагона, если она вместе с пусковой установкой весит более 150 тонн? И при этом необходимо было сделать так, чтобы железнодорожный состав с таким огромным грузом легко передвигался по общегосударственным маршрутам министерства путей сообщения.

А как обеспечить абсолютную безопасность в пути стратегической ракеты с ядерной боеголовкой? И что произойдёт с рельсовыми путями при старте ракеты, когда на них падает дополнительная громадная нагрузка? Устоит ли вообще поезд на рельсах во время старта ракеты? На эти и многие другие вопросы братьям Уткиным предстояло не просто ответить, но ещё и добиться, чтобы на практике с ракетным поездом и тем более с ядерной боеголовкой не произошло ни единого ЧП.

На боевом дежурстве


Так или иначе, но все проблемы в деле создания нового оружия были успешно решены всего за несколько лет. Выпуск ракет для БЖРК был налажен на Павлоградском механическом заводе (ПО «Южмаш»), расположенном в Днепропетровской области, а подвижной состав готовили на Калининском вагоностроительном заводе. Первый полк БЖРК «Ареал» сформировали в августе 1984 года. Вскоре личный состав подразделения уже приступил к изучению комплекса. На своё первое боевое дежурство с ракетой РТ-23УТТХ этот полк заступил в октябре 1987 года.

Всего в 1980-1990 годах на территории СССР были развёрнуты три ракетные дивизии, базы которых располагались под Костромой, Красноярском и около Перми. В их составе находилось 12 полков-поездов, оснащённых 36 ракетами, каждая из которых несла 10 мощных ядерных боезарядов. В каждом поезде, заступившем на боевое дежурство, находилось более 70 военнослужащих, включая несколько десятков офицеров. В кабинах локомотивов, на местах машинистов и их помощников находились только военные — офицеры и прапорщики. На железных дорогах СССР и России «ядерные эшелоны» имели условное обозначение «поезд номер ноль».

Конечно же, о существовании в Советском Союзе ракетных установок железнодорожного базирования рано или поздно узнали западные разведслужбы. По воспоминаниям современников, для них это был настоящий шок. В США в те годы тоже задумывались о создании подобной системы, однако военные эксперты Пентагона, поразмыслив, пришли к выводу, что американские железнодорожные сети для движения ракетных поездов непригодны, поэтому работа даже над их проектом не имеет смысла. Американцы тогда и представить себе не могли, что неразрешимая, на их взгляд, задача окажется по плечу советским конструкторам.

В итоге БЖРК «Ареал» на долгие годы стал настоящей головной болью для заокеанских стратегов. Если все подземные ракетные шахты в СССР к тому времени уже были обнаружены американскими разведывательными спутниками и занесены на карты, то ракетные поезда оказались для них настоящими невидимками. С орбиты такие составы невозможно было отличить от обычных рефрижераторов. И заокеанским «ястребам» оставалось только гадать, в каком городе СССР этот ракетный карающий меч окажется завтра.

Легенда для любопытных


Евгений Тимофеевич Васильев (1932-2016 годы) был обычным самарским пенсионером. Его близкие знали, что он — потомственный железнодорожник, который прошёл путь от простого слесаря до заместителя начальника Куйбышевской железной дороги. Но лишь незадолго до своей смерти ветеран смог рассказать не только родным, но даже представителям прессы о том, что с 1977 по 1992 год, находясь на своей должности в управлении, он имел звание полковника КГБ СССР. Об этом звании Васильева из всего тогдашнего служебного окружения знал только его непосредственный руководитель — начальник Куйбышевской железной дороги.

— Когда появились первые БЖРК, моей основной служебной обязанностью стало техническое обеспечение всей их деятельности на вверенном мне участке, — рассказывал Евгений Тимофеевич. — Для перемещений ракетных поездов на Куйбышевской железной дороге в 1980-х годах отвели два так называемых полигона: один по левому берегу Волги, другой по правому берегу. Это была та же самая общедоступная железная дорога, по Kоторой ходили также и обычные пассажирские и грузовые составы, но её плюс ко всему ещё и специально подготовили для движения спецпоездов, вооружённых ядерным зарядом. Были дополнительно укреплены также и многие мосты. А двигались эти составы практически всегда ночью. Так было задумано для того, чтобы американские спутники наблюдения не смогли их засечь во время движения. Ещё нами была разработана легенда прикрытия для таких спецпоездов, которая предназначалась и для персонала железной дороги, и для простого обывателя. Хотя они и были похожи на обычные рефрижераторные составы, всё равно от железнодорожников нельзя было скрыть, что их вагоны отличаются от обычных по весу, по внешнему виду и габаритам. Привлекал невольное внимание и тот факт, что персонал таких поездов состоял исключительно из военнослужащих, да и его литерный номер тоже был заметным.

Поэтому железнодорожным рабочим и служащим, а также прочим зевакам предлагалась легенда о том, что это поезд либо военной связи, либо дальней космической связи, с помощью которого ведутся переговоры центра управления с орбитальными станциями или межпланетными аппаратами.

Как США пустили поезд под откос


В конце 1980-х — начале 1990-х годов одним из основных пунктов серии переговоров руководителя СССР Михаила Горбачёва с президентами США Рональдом Рейганом и Джорджем Бушем (старшим) был именно БЖРК «Ареал». Без серьёзного сокращения этого вида вооружения американские лидеры категорически отказывались подписывать договор ОСВ-2. Только в 1993 году новые президенты двух стран Борис Ельцин и Билл Клинтон пришли к общему мнению по этому вопросу, договор, наконец, был подписан.

Согласно этому документу, Россия обязывалась полностью снять с вооружения все «поездные» ракеты РТ-23УТТХ в срок до 2003 года. Для утилизации самих составов на Брянском ремонтном заводе РВСН даже была смонтирована специальная «разделочная» линия. Но в итоге ракетные поезда окончательно были вычеркнуты из перечня российских вооружений только в 2005 году, несмотря даже на тот факт, что страна к тому времени вслед за США уже вышла из договора ОСВ-2. По мнению аналитиков, ликвидации уникального ракетного комплекса железнодорожного базирования во многом способствовало ухудшение отношений России с Украиной, на территории которой до того располагались многие предприятия, производящие элементы этого комплекса.

К настоящему времени из всего БЖРК «Ареал» сохранены только два поезда, с которых были сняты ракеты и пусковые установки. В качестве экспонатов они сейчас установлены в музеях: один — на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга, другой — в Техническом музее АвтоВАЗа.

Валерий ВЕТРОВ





Вернуться в «Отечественная история»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей