...Именитый граф приехал к Лафатеру из Парижа специально - ему хотелось получить подтверждение правильности своего выбора. Вопреки настоянию родни он женился на дворянке из французской глубинки: ни древней родословной, ни богатства. Разве что симпатична, выделяется на балах и приемах.
Граф был весьма настойчив:
- Согласитесь, моя жена - это подарок небес, который осчастливит меня до глубокой старости!
Но Лафатер упорно избегал прямого ответа, пока, наконец, не сдался, оставшись с гостем наедине. Услышанное страшно разгневало графа, но пастор лишь скромно заметил:
- Ваше сиятельство сами настаивали...
Увы, предсказание сбылось: не прошло и года, как молодая женщина приобрела репутацию весьма ветреной особы, постоянно пополняя список любовников. С одним из них она сбежала от мужа и закончила печально в одном из марсельских «домов свиданий».
...Приехавший в Цюрих из Германии аббат Матис сумел за короткий срок влюбить в себя высший свет города. Начитанный, обходительный, остроумный - душа любой компании. Когда он читал проповедь, в храме было не протолкнуться. Лишь отец Иоганн сторонился коллеги. Молва приписала это обычной зависти - такой успех у аббата! То же подумал и бургомистр, которому Лафатер в приватной беседе порекомендовал присмотреться к этому человеку.
Вспомнил глава городского управления о совете отца Иоганна слишком поздно. Оказалось, что аббат Матис - маньяк, на совести которого несколько убитых юношей, тела которых он к тому же зверски изуродовал.
Впрочем, иной раз Иоганн Лафатер предпочитал промолчать. Приезжей состоятельной даме он отказался предсказывать будущее ее хорошенькой дочери. Та умоляла и наотрез отказывалась покинуть дом пастора, пока не получит ответ. Полагая, что дело в оплате, она положила на стол пачку швейцарских франков - целое состояние. Лафатер взял деньги, вышел в соседнюю комнату и почти сразу же вернулся с плотным конвертом:
- Здесь то самое будущее, но дайте слово, что вскроете через полгода.
Дама слово сдержала - выждала срок. В конверте она нашла те самые франки и короткую записку: «Скорблю вместе с вами». Ее дочь умерла за месяц до этого...
С чего все началось? В семье цюрихского врача Каспара Лафатера Иоганн был тринадцатым ребенком. Медицина его не увлекала - он решил стать священником и прилежно изучал богословие, путешествуя по Европе. Лишь в 27 лет он занял место диакона в одном из приходов Цюриха, а потом там же стал пастором.
Однажды, находясь в гостях у приятеля, Иоганн смотрел из окна на прохожих. Один из них привлек его внимание, и Иоганн тут же дал пространное описание характера этого господина. Приятель был крайне изумлен:
- Ты тоже с ним знаком?
Оказалось, что Лафатер очень точно описал его соседа. На вопрос, откуда такие точные сведения, ответил:
- Это же видно невооруженным глазом! Посмотри, как он поворачивает голову, какой у него подбородок.
Иоганн давно замечал, что нередко человека характеризует какая-то деталь в его облике. С 1769 года он стал собирать материал о взаимосвязи облика и внутреннего мира людей. Благо его служба в церкви давала такую возможность - в повседневном общении и на исповеди он многое узнавал о своих прихожанах. Неплохой художник, Лафатер собрал целую коллекцию набросков, сделанных с окружающих. Причем рисовал не только лица, но и отдельно глаза, нос, подбородок. рот, уши... Ниже делал короткие комментарии о характере, поведении, роде занятий человека
Параллельно Лафатер стал анализировать портреты великих людей и сопоставлял внешность с ранее сделанными наблюдениями. В конце концов напряженный трехлетний труд вылился в книгу «Физиономика», которая в 1772 году была издана не только в Швейцарии, но и в Германии. Чуть позже она увидела свет во Франции и в Голландии. Вскоре о ней заговорила вся Европа.
Если говорить упрощенно, по мнению Лафатера, внутренний мир человека отражается на его лице. Причем условно на трех «этажах». Первый - рот и подбородок, говорящие об инстинктах, присущих человеку наравне с животными. Второй - нос и щеки, позволяющие судить о моральных качествах. И наконец, третий - череп и лоб, отвечающие за мыслительные способности.
Для убедительности своих доводов Лафатер приводил в «Физиономике» примеры хорошо известных людей. Так, о тонком уме Спинозы говорит широкое пространство между бровями. Сильно набухающая Y-образная вена на лбу у римского императора Калигулы указывает на свирепость в сочетании с хитростью и ограниченностью.
Кроме того, Лафатер собрал богатейший материал о различных частях тела, характеризующих человека. Вот что он, в частности, писал: «Различий и сходств между руками едва ли не больше, чем между лицами... Рука делает все и все выражает и посему до крайности физиономична - рука гораздо откровеннее, чем лицо, она не умеет обманывать!»
Но удивительно и другое. Создав целую энциклопедию человеческих типов с их характерами, Лафатер еще и умел предугадывать судьбы людей. Как это ему удавалось, остается загадкой до сих пор. Современники говорили о его «мистическом нюхе», способности уловить нечто, незаметное для окружающих, и сделать правильный вывод. Даже столь выдающийся государственный деятель, как император Иосиф II, после аудиенции с цюрихским пастором назвал его «страшным человеком», видящим каждого насквозь.
Увы, обладая настоящей сокровищницей различных типажей, Лафатер так и не выстроил стройную научную теорию. Иными словами, даже подготовленный человек не всегда мог правильно трактовать те или иные предложенные автором модели. Однако ученые подвергали критике наработки пастора, объявив физиономику лженаукой. При этом, как ни удивительно, отдавали должное наблюдательности и прозорливости Лафатера.
Как своеобразную шпаргалку «Физиономику» использовали многие писатели. Ведь и им требовалось в своих произведениях показывать самые разные личности, опираясь на точные детали. Так, книгу Лафатера приобрел Михаил Лермонтов и отчасти использовал, создавая образ Печорина. К «Физиономике» обращались Оноре де Бальзак. Чарльз Диккенс, Иван Бунин и другие.
Некоторые характеристики давно стали классическими: выдающийся вперед подбородок - у волевых людей, тонкие губы - у злых, низкий лоб - у человека небольшого ума...
Несмотря на звучавшую еще при жизни Лафатера критику физиономики, у него нашлись последователи и при жизни, и много лет спустя. Так, большую известность в первой четверти XIX века получил его ученик - врач и анатом Франц Галль, который дополнил физиономику своего учителя френологией, позволяющей судить о характере и судьбе человека по его черепу.
Среди появившихся позднее последователей Лафатера - криминальный антрополог Чезаре Ломброзо, систематизировавший физиономические черты около 600 преступников и выделивший наиболее важные из них. Своим учителем считали Лафатера французы врач Клод Сиго и психолог Луи Корман, исследовавшие в начале XX века связь между лицом человека и его характером и создавшие особое направление - морфо-психологию. Собственно, и сегодня в «Физиономике» специалисты находят немало интересного.
...Возвращаясь к началу нашей статьи, стоит упомянуть визит к Лафатеру в 1782 году графа и графини дю Нор. Под этим именем путешествовали по Европе будущий император России Павел I и его супруга Мария Федоровна. История умалчивает, предсказал ли Лафатер гостю трагическую гибель в марте 1801 года, однако за чаем заметил: умрут они в один год, хотя сам пастор и был на 13 лет старше своего гостя. Зато Марию Федоровну порадовал: уверил ее в благополучном рождении наследников престола (она и стала матерью Александра I и Николая I). После этого памятного знакомства Павел! с большим почтением относился к цюрихскому пастору и не раз посылал ему с оказией подарки. Символично и то, что предсказание 1782 года сбылось: Лафатер скончался 2 января 1801 года, получив смертельное ранение от пьяного французского мародера, а российский император был убит всего через пару месяцев.
Петр БЕРЕСТОВ