Короткий век подводной «Альфы»

О разных видах вооружения. От дубины до Искандеров.
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 44
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Короткий век подводной «Альфы»

#1 Сообщение zagadki-istorii » 12 дек 2017, 07:31

Без малого два десятилетия минуло с тех пор, как закончила свою службу в рядах российского ВМФ последняя из серии атомных подводных лодок (АПЛ) проекта 705, или «Альфа» на языке НАТО. Этот проект был, вероятно, самым ярким и неоднозначным за всю историю советского подводного кораблестроения. До сих пор в кругах кораблестроителей и моряков не утихают дебаты вокруг его оценки: от резко отрицательной (типа «дорогостоящая авантюра») до восторженной (вроде «прорыв в будущее», «корабль XXI века» и т.п.). Однако до XXI века ни одна «Альфа» не дожила.

Какой быть субмарине


Начиналось все в 1959 году, когда СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит») выступило с инициативным проектом «Малая скоростная подводная лодка-истребитель». Тема была более чем актуальна: флоты стран НАТО активно пополнялись АПЛ - носителями баллистических ракет с ядерными зарядами. Именно для борьбы с ними и был нужен истребитель. Главным конструктором корабля стал Михаил Русанов, а научными руководителями проекта, учитывая его новизну, - сразу три академика: Анатолий Александров, Вадим Трапезников и Андроник Иосифьян.

Само предназначение лодки определяло основные требования к ней: высокие скорость и маневренность, мощные гидроакустика и вооружение.

Естественно, лодка должна была иметь минимальные габариты и массу, совершенную гидродинамику и мощную энергетическую установку. Выполнить все это одновременно было невозможно без принятия новаторских технических решений. В качестве основного материала для корпуса корабля был выбран титан - чудесный металл, почти вдвое легче и одновременно прочнее стали, к тому же абсолютно коррозионностойкий и маломагнитный. Но этот материал обладал не только одними достоинствами. Был он весьма капризен - возникли серьезные проблемы с его сваркой и механической обработкой. Но с проблемами удалось справиться и создать малогабаритный титановый корпус корабля водоизмещением всего 3000 тонн.

Другим радикальным новшеством стало резкое сокращение экипажа будущей ПЛ. Если обычно на АПЛ служат порядка 100, а то и более моряков, то в техническом задании проекта 705 было названо число 12, причем только офицеров. Однако в ходе проектирования численность будущего экипажа увеличилась и в итоге достигла 30 человек, включая одного старшину, на которого возлагалась ответственная роль кока, а по совместительству дневального: не царское (офицерское) это дело - уборка помещений. Сочетать малочисленность экипажа с массой оружия и механизмов корабля можно было лишь путем автоматизации всего и вся. Недаром, когда новые лодки поступили на флот, их сразу стали называть «автоматы». Создаваемая впервые в стране (возможно, и в мире) комплексная автоматизация корабля охватывала управление его движением, оружием, энергетической установкой и всеми системами.

Атомное сердце корабля


Главной новацией, в итоге определившей судьбу всего проекта, стал выбор атомного реактора с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ). Тут следует пояснить, что все атомные корабли, по сути, являются пароходами, поскольку их гребные винты приводятся в движение паровыми турбинами. Отличие от знакомых нам с детства пароходов лишь в том, что источником тепла, необходимого для получения пара, служат не котлы с топками, сжигающими уголь или мазут, а атомные реакторы. Огромное количество выделяемого в реакторах тепла выводится теплоносителем, в роли которого выступает вода, при этом вода в реакторе нагревается до 200° и более. Превратиться в пар воде не позволяет поддерживаемое в реакторе высокое давление. Энергетики в погоне за максимально возможным отбором тепла из реактора давно ищут альтернативу воде как теплоносителю. Таковой могут служить расплавы легкоплавких металлов. Их можно нагревать до более высоких температур, не создавая при этом в реакторе высокого давления, что позволяет отказаться от сверхпрочного и тяжеловесного оборудования. В общем, с помощью ЖМТ можно снять с реактора больше энергии, либо для получения требуемого количества энергии использовать реактор меньших размеров. И субмарины проекта «Альфа» стали первыми в мире серийными лодками, оснащенными реакторами с ЖМТ.

Турбина в 40 тысяч лошадиных сил обеспечивала предусмотренную техническим заданием скорость под водой до 41 узла (около 76 километров в час). Важнейшим преимуществом реакторов с ЖМТ была их способность почти мгновенно выходить на полную мощность, что сделало АПЛ необычайно маневренными. «Альфа» на деле доказала, что способна часами висеть на хвосте условного противника, а если надо, уклониться от выпущенной в нее торпеды. Из шести отсеков АПЛ обитаемыми были только два, над одним из которых размещалась созданная впервые в мире всплывающая камера, рассчитанная на спасение всего экипажа.

Самая длинная в мире лодка


Всего по проекту 705 было построено семь АПЛ. Первая (опытная) лодка К-64 строилась на ленинградском заводе Судомех №196 в старинном эллинге, где раньше строился крейсер «Аврора». Строительство проходило с большими трудностями, но все же в декабре 1971 года корабль был передан флоту. На базу в Западную Лицу его повел первый командир - капитан 1-го ранга Александр Сергеевич Пушкин. Все годы строительства опытной АПЛ он, как и весь его экипаж, находился на заводе-строителе либо у разработчиков оборудования и вооружения лодки, изучая свой будущий очень непростой корабль. В 1972 году началась опытная эксплуатация АПЛ, проходившая с не меньшими сложностями, чем строительство. Основные проблемы были связаны с реактором, который требовал особого подхода. Сказывалось принципиальное отличие реакторов с ЖМТ от хорошо освоенных водяных. Как известно, для перехода в твердое кристаллическое состояние (лед) воду нужно охладить до 0°, что в условиях АПЛ практически нереально. Но даже если такое и случится, то при последующем нагреве вода вновь станет жидкой, в то время как ЖМТ (расплав свинца и висмута) кристаллизуется уже при 145°, образуя нерастворимую пробку в трубопроводе. То есть при эксплуатации реактора с ЖМТ ни в коем случае нельзя допускать снижения температуры до этого значения. Именно в результате несоблюдения данного требования в трубопроводах, выводящих ЖМТ из реактора, возникли пробки. В итоге - нарушение герметичности трубопровода и радиоактивное загрязнение лодки, стоящей у пирса в своей базе. Реактор был безвозвратно загублен. В августе 1974 года К-64 разрезали на две части, каждую из которых было решено использовать для тренировок экипажей и отработки новых технологий. Носовую часть лодки отбуксировали в Ленинград, а кормовую - в Северодвинск. Сразу родилась шутка-загадка о самой длинной в мире ПЛ. А тем временем в Ленинграде и Северодвинске уже велось строительство серии. В период с 1978 по 1981 год флоту было передано шесть кораблей проекта 705, которые интенсивно и успешно несли службу в составе Северного флота, вызывая серьезную озабоченность у наших «коллег» из НАТО. Срок службы этих лодок с учетом их титановых корпусов мог быть не менее 30 лет.

Закат проекта


Учитывая печальный опыт К-64, на серийных кораблях дополнительно установили так называемый электрокотел, задачей которого было поддерживать необходимую температуру в первом контуре реактора, когда тот при стоянке АПЛ в базе выведен на минимальную мощность. При этом электроэнергия для котла подавалась с берега. В реалии с этим случались перебои, и экипажи, отчаянно боявшиеся погубить реактор, поддерживали его на большем уровне мощности, чем требовалось в условиях базы. Естественно, это ускоряло выработку ядерного горючего. Кроме этой проблемы, неудовольствие флотского начальства вызывала необходимость организации специальных лабораторий для периодических проверок, регулировок и восстановления узлов автоматики, которыми были буквально нашпигованы подлодки «Альфа». В общем, забот береговым службам ВМФ добавилось немало. Все чаще возникали разговоры на тему, что новые лодки излишне сложны, от них надо избавляться. И это несмотря на уникальные боевые качества, демонстрируемые субмаринами в походах. Так проект 705 неуклонно вытеснялся с флота. К 1990 году все (кроме одной) АПЛ этого проекта были выведены из состава флота, прослужив существенно меньше срока, отведенного им разработчиками.

На оставшейся в строю (до этого вполне благополучной) К-123 в 1983 году произошла авария. АПЛ находилась в подводном положении в Баренцевом море. Ничто не предвещало беды, когда на пульте в центральном посту засветился сигнал «Неисправность реактора». На разведку в реакторный отсек отправился лейтенант Логинов. Через минуту он доложил, что наблюдает серебристый металл, растекающийся по палубе. То было вырвавшееся из первого контура реактора радиоактивное ЖМТ. Одновременно включился сигнал «Покинуть реакторный отсек!». Как вспоминал один из членов экипажа, переживший аварию, «о Логинове подумали уже в прошедшем времени». Вернуть его в обитаемый отсек было нельзя - он сам уже стал радиоактивен. Но Логинов выжил. Выйдя в тамбур-шлюз, через который реакторный отсек сообщается с остальными помещениями лодки, он оставил там всю одежду и прошел основательную помывку. Реактор был заглушен, АПЛ всплыла. Она была настолько загрязнена, что пришедший на помощь крейсер не решался приблизиться к ней, чтобы передать буксирный трос. Его все же завели с помощью вертолета. После ремонта К-123 вернулась в строй и благополучно прослужила до 1997 года. С ее списанием закончилась, увы, короткая история «Альфы».

Константин РИШЕС





Вернуться в «История оружия»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей