Первое официальное упоминание о Святогорском монастыре Донецкой области в исторических документах датировано началом XVI века, однако, согласно преданиям, иноческая жизнь в горах над Северским Донцом зародилась гораздо раньше.
Легенда гласит, что именно здесь нашли прибежище монахи, бежавшие из Византийской империи в VIII веке, во времена иконоборчества. Переселенцы прорубили в горе над рекой первые пещеры, дабы укрываться там от преследователей и воинственных кочевников. Именно там были устроены скрытые от посторонних глаз первые часовни и храмы. Они и положили начало будущей обители. Спустя несколько столетий в монастыре поселились насельники из Киево-Печерской лавры, разрушенной во времена нашествия Батыя. Считается, что тогда горы над Северским Донцом были названы Святыми, и это имя закрепилось за ними навсегда.
Однако существует и другая легенда, объясняющая это название. Когда монахи из Византии копали в горе первые пещеры, в одном из меловых столбов они нашли образ Николая Чудотворца. Икона стала главной святыней этого места, а ее многочисленные чудеса прославили место обретения образа на века.
Одно из самых интересных «горных» сооружений, без сомнения, - Успенская церковь, находящаяся на самом верхнем ярусе. Дело в том, что ее основание, южный притвор и алтарь располагаются в пещере, высеченной из мела, а вот купола и крыша - наземные постройки, они венчают «Фавор» Святогорья. Этот главный храм лавры был известен еще в XVII веке, но за свою долгую историю пережил немало реставраций и даже не раз менял месторасположение, а нынешний облик приобрел лишь в 1868 году после глобальной перестройки всего здания.
Ярусом ниже в горе располагается храм Иоанна Предтечи, основанный еще в середине XVI столетия, в центре которого - массивный меловой столп. Согласно преданию, именно здесь много веков назад и был обретен чудотворный образ святителя Николая, а потому многочисленные паломники, посещавшие обитель, годами старались отколоть от столпа кусочек мела, так как верили, что такой «трофей» обладает целебными свойствами. Да и сам храм изначально был посвящен Святому Угоднику. Но после реконструкции в середине XIX века был переосвящен в честь Иоанна Предтечи - небесного покровителя мецената Ивана Малиновского, так как ремонтные работы проходили на его средства. Однако в то же самое время в честь Николая Чудотворца была освящена огромная наземная церковь, построенная на соседней горе.
На самом нижнем ярусе святогорского «Фавора» расположены Алексеевская церковь, усыпальница, где покоятся останки 17 иноков - первых насельников обители, - и часовня Святителя Николая. Считается, что именно отсюда берет свое начало Святогорская лавра. Часовня - самая первая ее постройка, и именно здесь собирались на молитву монахи, рубившие в горе первые пещеры. От Алексеевского храма извилистый ход ведет в особое помещение-усыпальницу, где еще сто лет назад находилось несколько ниш (многие из них были разрушены в советское время) разного размера. Дело в том, что много лет назад монахов в Святогорье хоронили по афонскому обычаю. Сначала тело умершего погребали на обычном кладбище, а через 3-4 года - «когда кости очищались от плоти» - останки извлекались из земли и переносились сюда, в заранее приготовленные ниши. Причем черепа хоронили отдельно от скелета.
Изучив этот погребальный обычай, принятый в монастырях Афона и Палестины, ученые, исследовавшие Святогорскую лавру, выдвинули гипотезу, что основателями обители могли быть монахи-подвижники с греческого полуострова Ашан-Орос (он же Афон). Однако других подтверждений этой версии пока не найдено.
Надо сказать, что сегодня к лику православных святых причислены семнадцать монахов, подвизавшихся в Святогорской лавре в самое разное время. А самым почитаемым из них является Иоанн Затворник.
Этот подвижник, принявший постриг в середине XIX столетия, изначально нес в Святогорском монастыре послушание эконома, и именно он обнаружил и расчистил в горе кельи монахов-затворников прошлых веков. После этого он тоже решил нести подвиг затворничества в одной из древних келий, где провел в полном одиночестве долгих 17 лет. Жил будущий святой в крохотной, высеченной из мела пещерке, большую часть которой занимал гроб, служивший подвижнику кроватью. Ежедневно он совершал 100 поясных и 700 земных поклонов, не снимая при этом грубой власяницы и тяжелых вериг, которые были выкованы для него в монастырской кузнице. Еду и воду Затворнику подавали через специальное окошечко, проделанное в двери кельи. Раз в неделю Иоанн по тайному ходу отправлялся в храм Иоанна Предтечи, где в алтаре принимал святое причастие.
От неизбежной сырости в келье одежда подвижника быстро истлевала и превращалась в лохмотья, но он неохотно менял ее на новую. В келье и в гробу кишели мириады насекомых, но Иоанн стойко переносил посланные ему испытания.
И лишь когда от постоянного сумрака Затворник стал терять зрение, он согласился принять помощь молодого послушника, читавшего ему по нескольку часов в день Святое Писание.
За несколько дней до своей смерти подвижник был перевезен в больничный скит монастыря, где и скончался 24 августа 1867 года. Согласно завещанию Иоанна Затворника, он был похоронен в том же самом гробу, который служил ему ложем на протяжении 17 лет. Также он не позволил снимать со своего тела вериги и власяницу, которые стали невольными свидетелями его подвига.
Иоанн был похоронен у больничной церкви Ахтырской Богоматери, а вскоре на его могиле стали происходить многочисленные чудеса исцеления. Однако после 1917 года больничный скит был закрыт и разрушен, место погребения святого утрачено. Мощи Иоанна Затворника были обретены вновь в 1988 году, и сегодня они покоятся в Успенской церкви Святогорской лавры, куда ежегодно приезжают несколько тысяч паломников, чтобы попросить святого избавить их от неизлечимых болезней.
Приезжают в Святогорскую лавру и многочисленные посетители, чтобы поклониться чудотворным иконам обители.
Одна из них - образ Святого Николая Чудотворца с частицей его мощей. Считается, что эта икона является копией, написанной в XVII веке с образа, некогда обретенного в скале Святогорья. В годы Великой Отечественной войны святыня была вывезена в Германию, но в 1999 году ее выкупил в одном из антикварных магазинов неизвестный меценат и преподнес в дар Святогорской лавре.
Сегодня чудотворный образ находится в Покровском надвратном храме обители, и известно немало случаев его благодатной помощи. Так, несколько лет назад в лавру привезли маленького мальчика с обваренными кипятком ногами. По прогнозам врачей, ребенка ожидала ампутация поврежденных конечностей, но после молитвы его бабушки у чудесной иконы несчастный получил полное исцеление.
Немало чудес произошло в лавре и у иконы Богоматери Святогорской, дарящей бесплодным женщинам счастье материнства. Она была написана в середине XIX века афонским монахом. Считается, что этот образ был укрыт в 1918 году иноками обители в доме одного прихожанина по подсказке самой Богородицы. После открытия монастыря в 1992 году икона вернулась в обитель - в храм Иоанна Предтечи, где она хранилась до революции.
Елена ЛЯКИНА