Секреты старинных картин

Невероятные истории шедевров, как материальных, так и духовных
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 44
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Секреты старинных картин

#1 Сообщение zagadki-istorii » 22 июн 2018, 23:09

Почти у каждого великого произведения, будь то роман, поэма, живопись или скульптура, есть своя тайная история, загадка, которую может отгадать только талантливый и пытливый исследователь. Сегодня речь пойдет о полотнах старинных мастеров, казалось бы, хорошо нам знакомых. А если взглянуть на них в несколько ином, необычном ракурсе?

Беззубая Джоконда


«Джоконда» - самая знаменитая картина Леонардо да Винчи. Но кто изображен на этом портрете? По общепринятой версии - Лиза Герардини, жена торговца шелком из Флоренции Франческо дель Джокондо. Однако появлялись и другие претендентки на роль модели этого шедевра: Катерина, незаконная дочь миланского герцога Галеаццо Сфорца; Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская; Чечилия Галлерани, с которой Леонардо писал «Даму с горностаем» и т.д. Некоторые искусствоведы полагают, что нет реального прототипа: художник создал портрет идеальной женщины. Другие считают, что на портрете изображен юноша в женском одеянии. Возможно, это Джан Джакомо Капротти да Орено, называемый Салаи, - малоизвестный художник, ученик Леонардо (он послужил моделью для картины «Монна Ванна», которую называют «Обнаженной Джокондой»), Наконец, есть версия, что «Мона Лиза» - автопортрет самого Леонардо да Винчи.

Существует несколько вариантов «Джоконды». Самая известная картина находится в Лувре. Но еще раньше написана «Айзелуортская Мона Лиза», Еще один портрет экспонируется в музее Прадо в Мадриде. Он имеет немного другую перспективу. которая может создать 3-D эффект.

Американский искусствовед (и по совместительству стоматолог) Джозеф Борковски считает, что он сумел разгадать тайну улыбки Моны Лизы: «Она так улыбается именно из-за того, что произошло с нею. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы».

Пособие по анатомии


Рассматривая фреску Микеланджело «Сотворение Адама» в Сикстинской капелле, американский врач Фрэнк Линн Мешбергер обратил внимание на то, что в правой части очертания плаща, развевающегося вокруг Бога и его спутников, сходны с контурами человеческого мозга. Эту точку зрения поддержали и некоторые другие медики и биологи. По их мнению, на этом изображении можно найти даже такие сложные компоненты мозга, как мозжечок, зрительные нервы и гипофиз. А броская зеленая лента идеально совпадает с местонахождением позвоночной артерии. Известно, что Микеланджело, по словам его друга и биографа Джорджо Вазари, «постоянно занимался анатомией, вскрывая трупы, дабы усмотреть начала и связи костяка, мышц, нервов и жил...» Так что художник вполне мог изучить в деталях содержимое черепной коробки. Он перенес свое знание анатомии на фреску, где изобразил Творца как источник разума буквально - в виде человеческого мозга.

Дневной «Ночной дозор»


1. Копия «Ночного дозора» кисти Геррита Люнденса
Картина Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» была написана в 1642 году по заказу Стрелкового общества - отряда гражданского ополчения Нидерландов. До 1750 года она находилась в клубе этого общества, затем ее перенесли в городскую ратушу и поместили в большом зале, в простенке между окон. А поскольку картина не помещалась в отведенном ей пространстве целиком, ее пришлось обрезать с двух сторон. На старинной копии, хранящейся в Лондоне, видно, что на оригинале первоначально были еще две фигуры справа, а фигура барабанщика слева обрезана наполовину.

Много лет на эту картину не обращали внимания. И только в XIX веке ученые распознали, что это полотно принадлежит кисти великого голландского художника. Поскольку фигуры стрелков выступали на темном фоне, исследователи решили, что дело происходит ночью, и назвали картину «Ночной дозор». Однако при реставрации в 1947 году обнаружилось, что из-за хранения в ненадлежащих условиях за много лет она успела покрыться толстым слоем копоти, исказившим ее колорит. После расчистки живописи выяснилось, что рота выступает на сцену в самый разгар дня. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия - не более 14 часов.

Одна из загадок картины - ярко освещенная девочка в золотом платье, но у нее лицо молодой женщины - Саскии, жены художника. Возможно, это последний портрет возлюбленной Рембрандта.

Интересен тот факт, что художник исхитрился изобразить и самого себя, правда, не полностью: между двумя мушкетерами (один из них в шляпе, а другой в кирасе), расположенными позади всех, он нарисовал только часть своего лица с глазом, ухом и шляпой.

Мир вверх тормашками


Полотно Питера Брейгеля Старшего «Фламандские пословицы», написанное в 1559 году и выставленное в Берлинской картинной галерее, является апофеозом абсурдности, слабости, глупости человека. Художник показал землю, населенную буквальными изображениями нидерландских пословиц и поговорок тех дней. На картине присутствуют приблизительно 112 идиом. Далеко не все из них расшифрованы современными исследователями, так как некоторые выражения с течением времени были забыты.

Вот некоторые из расшифрованных пословиц (в скобках дается их значение): «Способен привязать даже дьявола к подушке» (упрямство, преодолевающее все); «Несет огонь в одной руке и воду в другой» (двуличность); «Вешает колокольчик на кота» (совершает опасный и неразумный поступок); «Кусает железо» (врет); «Кто-то стрижет овец, а кто-то - свиней» (у одного есть преимущества, у другого нет); «Жарить целую сельдь ради икринки» (прилагать слишком много усилий ради ничтожного результата).

Волшебное зеркало


Однажды внимание британского художника Дэвида Хокни привлекла картина фламандского художника эпохи раннего Возрождения Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Его поразило большое количество деталей, выписанных с немалым мастерством. Особенно это относится к люстре вверху картины. Хокни разбирало любопытство, как старинный художник сумел так реалистично изобразить этот сложный предмет, вплоть до бликов света на металлической поверхности. Дэвид раздобыл копию такой люстры и попытался нарисовать ее, однако у него получилось неважно. Главная проблема - как правильно расположить блики. Но все дело в том, что они двигаются, когда перемещается взгляд зрителя или художника, поэтому запечатлеть их очень непросто.

Выходом из трудного положения могла бы стать работа с камерой-люцидой. Это устройство представляет собой конструкцию с призмой, которая крепится на стойке к планшету таким образом, что художник, глядя на свой рисунок, видит одним глазом реальное изображение, а другим — собственно рисунок и свою руку. Получающаяся оптическая иллюзия позволяет точно переносить пропорции реального изображения на бумагу. Но таких точных оптических инструментов во времена ван Эйка еще не существовало.

Подсказкой к решению загадки стало зеркало, изображенное на картине позади четы Арнольфини. Оно интересно само по себе. В нем можно увидеть отражение еще двух человек, находящихся в комнате. Один из них - ван Эйк, о чем свидетельствует и латинская надпись, помещенная над зеркалом в центре композиции: «Ян ван Эйк был здесь». Возможно, это свидетели, присутствующие при заключении какого-то договора.

Увеличив фрагмент картины с этим зеркалом, Хокни убедился, что оно - выпуклое. Но это - на картине. А сам ван Эйк пользовался вогнутым зеркалом. Такое зеркало при отражении проецирует картинку отражаемого.

С расчетами и исследованиями помог Дэвиду Хокни его знакомый физик Чарльз Фалко. Они установили, что размер четкой, сфокусированной части проекции составляет примерно 30 квадратных сантиметров. А это как раз размер люстры на картине. Воспользовавшись вогнутым зеркалом, Хокни убедился, что блики на металле теперь, на проекции, стоят на месте и не меняются, когда художник меняет положение, и ему удалось изобразить люстру столь же реалистично, как и на полотне Яна ван Эйка. Таким образом была разгадана еще одна тайна старых мастеров.

Николай САНТАЛОВ





Вернуться в «История исскуств»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей