Знаменитым польский художник и фотограф Здислав Бексински стал после того, как на варшавской выставке 1964 года были распроданы все до одного его произведения. Позднее слава художника докатилась до выставочных салонов Франции, Японии и США, а к концу 70-х годов известный швейцарский мастер кисти Ханс-Руди Гигер объявил его величайшим живописцем современности, и с ним многие согласились.
В прошлом архитектор, волею судьбы некоторое время трудившийся бригадиром на стройке, Здислав ненавидел свою работу и вскоре все свои усилия направил к тому, чтобы стать живописцем или фотографом, а лучше - и тем и другим. Полотна, выходившие из-под кисти художника, не могли не привлечь внимание: мрачные, постапокалиптические видения; бугристые, перевитые истлевшими бинтами черепа на фоне разрушенных мегаполисов; фантастические переплетения человеческих останков и мифических существ. Эти картины, отличавшееся, плюс ко всему, ювелирной проработкой самых мелких деталей, практически всех, кто видел их в первый раз, повергали в шок. Да и повторное знакомство с его творчеством не смягчало первого впечатления.

Интересно, что сам художник, не страдавший, как он всегда утверждал, психическими заболеваниями и не подвергавшийся приступам депрессии, заявлял, что его полотна никоим образом не описывают существующий режим, в его произведениях вполне достаточно юмора и оптимизма. И если по первому пункту с живописцем никто не спорил, то по второму соглашались с ним, мягко говоря, далеко не все его поклонники. А если и соглашались, то исключительно из любезности - трудно было найти хотя бы что-то забавное в этих мрачных полотнах. И - да, коммунистические власти его так и не посадили.
Еще одна странность; Здислав Бексински никогда не давал названия своим творениям, им присваивался только порядковый номер.
И вот наступил срок, когда творчество живописца стало накладывать свой неумолимый отпечаток на его личную жизнь. В 1977 году Здислав под влиянием момента сжигает часть работ на заднем дворе своего дома, не оставив ни одного наброска. Позднее Бексински объяснил, что некоторые из них были «слишком личными», другие - неудовлетворительными, и он не хотел, чтобы их видели.
Художник тяжело пережил смерть своей жены Софии, скончавшейся в 1998 году. Но впереди его ждал гораздо более беспощадный удар судьбы: на Рождественский сочельник 1999 года покончил жизнь самоубийством его сын Томаш, в то
время популярный ведущий на радио, музыкальный журналист и кинопереводчик.
А 22 февраля 2005 года художник и фотограф Здислав Бексински был найден мертвым в собственной квартире в Варшаве. На его теле полицейские насчитали семнадцать ножевых ран. В убийстве обвинили несовершеннолетнего сына коменданта дома, где располагалась квартира художника, - якобы незадолго до трагедии Здислав отказался дать ему денег в долг. Но неофициальная версия звучит следующим образом; Бексински убил его поклонник (или ярый ненавистник), сведенный с ума картинами знаменитого поляка.
Игорь НИКИТИН