Ночью 14 февраля 1969 года из пригородов Восточного Берлина в сторону границы с ФРГ двигался автобус. Он вез американских и западногерманских разведчиков, задержанных советскими спецслужбами в странах Варшавского блока. Синхронно с автобусом, со стороны ФРГ ехал легковой автомобиль, на заднем сиденье которого расположился всего один человек. Целью встречи представителей разведок нескольких стран был обмен. 21 западный «шпион» за одного-единственного нашего «разведчика».
В эту ночь на немецко-немецкой границе люди из советской разведки встречали одного из самых ценных своих агентов - 50-летнего Хайнца Фельфе, более известного в узкому кругу под агентурной кличкой Пауль.
Хайнц Фельфе родился в Дрездене 18 марта 1918 года. Здесь он окончил школу, выучился на механика, начал работать. С появлением на политической арене Германии Адольфа Гитлера юный Хайнц был буквально очарован идеями и шармом предводителя нацистов и будущего фюрера. Он искренне верил, что Гитлер дал немецкому народу то, чего ему недоставало в смутное время - ясную цель, строгий порядок и дисциплину.
В 1931 году Хайнц вступил в гитлерюгенд, в 1936 году он уже член СС, начинал карьеру как телохранитель высоких чинов Национал-социалистической немецкой рабочей партии. В 1943 году Фельфе становится сотрудником службы безопасности СД (кстати, одновременно с порожденным фантазией Юлиана Семенова Штирлицем). Здесь, под руководством Вальтера Шелленберга, он быстро поднимается до звания оберштурмфюрера и становится начальником управления по Швейцарии, где занимается сбытом фальшивых фунтов стерлингов. В 1944 году Фельфе направляют в Голландию, откуда он руководит заброской диверсионных групп в тыл западных союзников.
В мае 1945-го Хайнц оказался в английском лагере для военнопленных, где провел полтора года. Здесь он и был завербован британской МИ-6. Поступив после освобождения на факультет государства и права университета в Бонне, он по заданию
МИ-6 выявлял коммунистов среди университетских студентов и профессуры. После университета Фельфе, разъезжая по стране как журналист, попал в поле зрения советской разведки.
Одновременно Клеменс напомнил Хайнцу, как в 1944 году тот организовывал засылку диверсионных групп в тыл англо-американцам, которые об этом не знают. Пока не знают!
И вскоре в лесу под Веной состоялась встреча Фельфе с резидентом КГБ Виталием Коротковым, который произвел на Хайнца самое благоприятное впечатление. Так Фельфе стал агентом КГБ под псевдонимом Пауль. Единственное свое условие Фельфе сформулировал так: ни один агент, о котором КГБ узнает с помощью Фельфе, не должен быть арестован. И это условие выполнялось неукоснительно.
Осенью 1950 года, используя старые связи, Фельфе вернулся к работе в немецкой разведке - «Организации Гелена», названной так по имени генерал-лейтенанта вермахта Рейнхарда Гелена, а ныне известной как БНД (Федеральная служба информации). Служил он, как всегда, старательно и в 1955 году был назначен начальником отдела контршпионажа против СССР. Так «щуку бросили в реку».
В том году впервые в СССР с официальным визитом прибывал канцлер ФРГ Конрад Аденауэр. БНД приняла самое деятельное участие в подготовке его визита, и от Пауля в Центр поступали ценные агентурные сведения. Он, в частности, сообщал, что канцлер в вопросах разрядки намерен проявлять максимальную сдержанность. Главная цель Аденауэра - освобождение немецких военнопленных.
Фельфе сообщал мельчайшие подробности инструктажа федерального канцлера: ему посоветовали выпивать перед официальными приемами немного оливкового масла, поскольку русские, чтобы добиться большей сговорчивости партнеров, накачивают их алкоголем. Так или иначе, дипломатические отношения были установлены, а немецкие военнопленные освобождены.
Фельфе лично руководил совместной операцией БНД и ЦРУ по установке прослушки в новом здании советского представительства. Он заблаговременно сообщил об этом своему куратору. В здании побывала группа советских технических специалистов. Через весь этот «клоповник» был пропущен электрозаряд такой силы, что все электронные «насекомые» исчезли.
От Фельфе советская разведка получала массу материалов с грифами «Совершенно секретно» или «Космик» (натовский гриф секретности). В общей сложности он передал КГБ более 15 тысяч секретных документов, в том числе ключи к кодам, данные о тайниках и маршрутах курьеров БНД.
Но одной из главных заслуг Фельфе явилось то, что за все 10 лет его сотрудничества с КГБ ни один советский разведчик не был арестован.
Координируя работу разведки ФРГ против советских спецслужб, Фельфе постоянно поддерживал контакты со спецслужбами США, Англии и Франции. Таким образом, ему зачастую становились известными и те операции, которые осуществлялись этими службами против советских представительств и их сотрудников.
Фельфе жил на широкую ногу, благо деньги от КГБ поступали регулярно. Со временем это вызвало у коллег подозрения. За Фельфе было установлено наблюдение, однако никаких улик найдено не было. Сдал его (хоть и не напрямую) осенью 1961 года перебежавший к американцам майор КГБ Голицын, сообщивший, что в БНД засел важный советский агент, имени которого Голицын не знал.
Поисками «крота» руководил лично Гелен. Начался «прессинг по всему полю». 27 октября немцам удалось расшифровать радиограмму КГБ, предназначенную для Фельфе. 6 ноября он был арестован прямо в кабинете Гелена.
Уже находясь в следственной тюрьме в Карлсруэ, Фельфе сумел поддерживать связь с советской разведкой. В его письмах матери в Дрезден содержались сообщения для резидента КГБ, написанные с помощью невидимых
чернил. Благодаря этому КГБ постоянно был в курсе следствия.
22 июля 1963 года Фельфе был приговорен к 14 годам тюрьмы и штрафу в 140 тысяч марок.
В заключительной речи прокурор отметил, что имя Фельфе без сомнения, войдет в историю разведки. И не ошибся: Фельфе посвящена глава в «Очерках истории российской внешней разведки» под редакцией Евгения Примакова. Без малого шесть лет Фельфе провел в тюрьме баварского Штраубинга, где к услугам заключенных были бассейн, спортивный зал, стадион. Позже в мемуарах Фельфе отметил: «Медицинское обслуживание было достаточно хорошим. Врачи не давали никаких оснований для жалоб». Попутно Хайнц освоил профессию переплетчика.
После освобождения Фельфе до 1978 года, живя в Москве, служил в КГБ. Вернувшись в ГДР, защитил докторскую по теме «Постоянство политики германского империализма» и получил профессорскую должность в берлинском Университете Гумбольдта, где до самой пенсии читал лекции по криминалистике. Одновременно написал книгу «lm Dienst des Gegners: 10 Jahre Moskaus Mann im BND», переведенную на русский под названием «Мемуары разведчика. Шпионаж - в пользу войны, разведка - в пользу мира».
Свои мемуары бывший поклонник фюрера завершил словами: «Тяжелые годы работы в качестве разведчика на службе СССР были лучшими в моей жизни».
Все спецслужбы, которым служил Фельфе, высоко ценили его усердие и результативность. БНД отметила его заслуги медалью «За верную службу». КГБ был щедрее, удостоив его орденами Красной Звезды и Красного Знамени, а также знаком «Почетный сотрудник госбезопасности». За годы службы в БНД Пауль получил от КГБ 150 тысяч марок, на которые приобрел дом в Баварии.
Умер Хайнц Фельфе в Берлине 8 мая 2008 года.
Константин РИШЕС