Крест вместо полумесяца

А что было бы если?
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 44
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Крест вместо полумесяца

#1 Сообщение zagadki-istorii » 03 ноя 2018, 06:55

Пожалуй, в истории любого государства есть даты, которые вызывают острое желание изменить былой ход событий. Эти «болевые точки» ещё называют точками бифуркации, моментами, когда вся историческая последовательность вполне могла стать иной: поражение могло обернуться победой, а война — миром. Если бы повезло…

В 1204 году латиняне-крестоносцы устроили резню в Константинополе, подвергнув Второй Рим тотальному разорению. После этого удара, нанесённого «святым воинством», империя так и не оправилась. И в 1453 году, когда уже турки-османы захватили Константинополь, Византия навсегда исчезла с карты мира.

Точка отсчёта


Ну а если предположить, что в начале XIII века для византийцев всё складывалось удачно? Допустим, энергичный император Алексей III Комнин наголову разбил «папистов» у Галаты, а его союзник, великий князь Киевский Рюрик Ростиславич пожёг да потопил венецианский флот? Тогда у Византии появился бы великолепный шанс вернуть славу римскую — и дать достойный отпор турецким захватчикам. Как развивалась бы мировая история в таком случае? Что было бы с Россией? Попробуем представить?

Название «Византия» происходит от порта Византии, куда император Константин Великий перенёс столицу, обрекая Рим на запустение. С IV века так и повелось именовать Восточную Римскую империю Византийской, в противовес Западной — Гесперийской.

Забавно, что сами византийцы — потомки эллинов, македонцев, сирийцев, армян и прочих наций — именовали себя ромеями, то есть «римлянами» по-гречески. Даже императоры стали титуловаться на эллинский манер — базилевсами.

Из обихода ушла латынь, империя стараниями базилевсов приняла христианство — единая вера скрепила народы, зато высочайшая культура Рима пришла в упадок. Это хорошо заметно на монетах — если античные ауреи украшались гордыми профилями цезарей, то ромейские гравёры калякали совершенно детские рисунки в стиле «точка, точка, запятая — вышла рожица кривая…».

Многое было утеряно, но тем не менее Византия оставалась светочем цивилизации в окружении диких народов — и совершала медленный подъём.

Эксперимент начинается


В этой версии истории Русь бы крестил не князь Владимир, а Святослав с Еленой
Именно в те далёкие времена (IX-XI века) в сферу влияния Византии вошли русские княжества и Хазарский каганат. Казалось немыслимым, что князь Олег, потомок Рюрика, отобравший у Хазарии Тьмутаракань, станет сотрудничать с Аароном II, правителем каганата, но обоих пестовали при дворе базилевса. Сошлись Лес и Степь…

В итоге войско русов и хазар завоевало Ширван и Гилян, нанеся чувствительный удар халифату, а Ольга, дочь псковского посадника, вышла замуж за Иосифа, сына Аарона II. Впрочем, куда более сильный резонанс вызвал другой династический брак, когда Елена Лакапина, дочь базилевса Романа I, была выдана за князя Святослава («архонта Сфендослава», как выговаривали ромеи) — и состоялось крещение Руси.

Именно союз с «двумя каганатами» способствовал победам Византии — войска русов и хазар оттягивали на себя значительные силы халифата, в результате чего ромеи умудрились отвоевать у арабов не только Сирию, но и Египет с Андалузией, а в 1204-м смогли сокрушить крестоносцев.

Но на этом испытания не закончились. Русы не зря называли степь Диким Полем — в XIII веке, когда Русь отбивала монгольское нашествие, восточные границы Византии перешли полчища османов. К началу XV столетия турки стали прямой и явной угрозой империи.

Полвека, хоть и с перерывами, длилась «война дипломатов», как её прозвали историки. Никогда ранее ромеи так активно не подвизались на поприще иностранных дел. В итоге сербы сражались с османами на Балканах, венгры, французы и болгары — в Сирии, а хан Тимур нанёс туркам сокрушительное поражение в битве при Ангоре.

В 1453 году состоялось решающее сражение у Адрианополя, в котором войска Мануила V Ангела одержали победу над османами Мехмеда II. Базилевс был тяжело ранен в этом бою, но на смертном одре передал власть Михаилу X Палеологу, женатому на его сестре Феодоре Ангелине.

Византия прошла точку невозврата…

Православная Евразия


Михаил X Палеолог, выйдя в базилевсы, надолго сменил трон на седло. Первым делом войско ромеев, разгоряченное одержанными победами, вторглось в пределы Персии, ослабленной схватками с османами. Пали Багдад и Тебриз, «цари царей» из династии Тимуридов покорились воле базилевса, но тот продолжил натиск на восток — его, как и Александра Македонского, манила Индия.

В 1456 году византийцы захватили Делийский султанат, разгромив армию Бахлул-хана, войдя в Дели, Агру, Лахор. До конца XV века были заняты земли Бахманийского султаната и так называемой Виджаянагарской империи, охватывавшей юг Индии, включая Цейлон.

Наступали «золотые века» — все потери, понесённые ромеями от латинян и османов, были многократно восполнены. Целые караваны трёхмачтовых хеландий везли в Константинополь золото и каменья, пряности и шелка, а вот Запад в это время хирел.

Надежды, возлагавшиеся европейцами на Крестовые походы (и ограбление сарацинов!), не оправдались — византийцы сами потеснили халифат, заняв, среди прочего, и Святую землю. Звезда арабов закатилась навсегда, лишь несколько тысяч правоверных кочевников ещё слонялись уныло между Мединой и Меккой, поминая славные деньки в прошлом.

Озолотиться за счёт колоний у «папистов» тоже не получалось. В Азию и Восточную Африку вход посторонним был воспрещён — 40-пушечные дромоны византийцев очень неласково встречали каравеллы.

Венеция увяла, Франция и Англия не выходили из тяжелейшего кризиса. Священная Римская империя утратила треть своего названия, ибо Рим и вся Папская область были присоединены к владениям базилевса, а понтифик по старой памяти бежал в Авиньон.

Неожиданно поднялась Испания, загребая золото инков и ацтеков. Испанцы, занявшие север Пиренейского полуострова, даже не приближались к границам византийской Андалузии, но компенсировали свою боязнь жестокими расправами в Южной и Центральной Америке. Занятно, что награбленные богатства не принесли Испании процветания — золото уходило пройдошливым англичанам и голландцам, как плата за импорт ширпотреба.

Слабость и нищета Католической церкви отталкивали многих, зато православные храмы росли как грибы — во Франции, Британии, Германии, Италии. К XVII веку сложилась занятная ситуация — больше всего католиков числилось среди крещёных индейцев!

Наука догоняла религию — жизнь бурлила в Константинопольском, Багдадском, Антиохийском, Кордовском университетах. Издавались печатные книги и газеты. Византия, в отличие от Европы, давно перешла на индийские цифры, в том числе использовала нуль, а студентам преподавали не только арифметику, но и алгебру.

Большой популярностью пользовались византийские врачи. К примеру, Льву Афинянину, придворному лекарю Иоанна Грозного, было пожаловано немало деревень.

Когда в 1603 году престарелый Мануил III Палеолог встречался в Херсонесе с Иоанном Васильевичем, чтобы договориться о разделе Крымского ханства, то больше всего шло разговоров об учреждении университета в Москве. А осенью следующего года царевич Фёодор Иоаннович женился на Анне Палеологине, младшей дочери базилевса Мануила, «родившей для батюшки-царя богатыря» — Иоанна V, ставшего первым русским императором.

XX век


Правда, отношения между двумя православными империями не всегда были ясными. В XVIII столетии и в начале XIX века Россия бурно развивалась, осваивая Дальний Восток и Русскую Америку, а вот Византия переживала затяжной спад — и делала пакости северному соседу-единоверцу. К примеру, не исполнила союзнический долг в войне с Наполеоном, хотя император Олег IV сам просил об этом базилевса.

Лишь в первые годы нового, XX века в Византии начался долгожданный промышленный бум — заводы строились от Диррахия до Антиохии, представительства крупнейших банков и компаний открывались по всей Месе, но подъём прервала война.

Осенью 1915 года, когда австрийские войска наступали на Коринф, в Константинополе вспыхнул мятеж, поднятый офицерами этерии — императорской гвардии. Последний базилевс Фока I Палеолог бежал в Петроград, спасаясь от восставших, а вся власть перешла к логофету (канцлеру) Георгию Комнину, избранному Народным синклитом.

Повела отсчёт новая эпоха…

В начале XXI века Палатий превратился бы в излюбленное место для туристов, в том числе из России. Люди любовались бы главной христианской святыней — собором Святой Софии, делали селфи на фоне Ипподрома, загорали на курортах Анатолии, потихоньку забывая, как не столь давно ездили сюда «челноками».

Возможно, всё было бы именно так.

Олег СУХОВ





Вернуться в «Альтернативная история»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя