Режиссер пять лет внимательно изучал материалы по интересовавшему его вопросу. Причем не работы ангажированных советских историков, а мемуары непосредственных участников событий - прежде всего француженки Полины Гёбль, возлюбленной декабриста-кавалергарда Ивана Анненкова.
Мотыль понимал, что без идеологии в фильме не обойтись. Однако он намеревался затмить ее тщательным отражением фактов. Да и материал по своей сути был таков, что властям сложно было к нему придраться. К тому же приближалось 150-летие восстания на Сенатской площади, а в СССР любили отмечать подобные юбилеи выпуском соответствующих круглой дате кинолент.
Проблема состояла в том, что Мотыля «наверху» не любили, подозревая в нем идеологического диверсанта. И, кажется, считали, что он собрался провести в сценарии параллели между участью декабристов и уделом диссидентов 1970-х. Потому постановщику всячески препятствовали. Председатель Госкомитета Совета Министров СССР по кинематографии Филипп Ермаш своей волей урезал смету «Звезды пленительного счастья» с 3,5 миллиона рублей до 1,5 миллиона, втайне надеясь, что режиссер такой вызывающей скупостью оскорбится и откажется от проекта.
Ничего у высокопоставленного чиновника не вышло: кинематографист вложил в картину слишком много сил, чтобы отступать.
Долгая и тщательная подготовка сделала свое дело. На качестве фильма резкое сокращение бюджета почти не сказалось. И все же экономия привела к менее подробной проработке деталей, так что без исторических огрехов в кадре не обошлось.
Продолжим архитектурную тему: на фоне Смольного собора Полина Гёбль (Эва Шикульская) подает прошение императору (Василий Ливанов) о том, чтобы сопровождать Анненкова (Игорь Костолевский) в Сибирь. Вообще-то этот эпизод случился в Вязьме на военных учениях - у Мотыля просто не хватило средств на маневры с массовкой ради одной сцены.
С самим государем тоже не все ладно. Николай Павлович отличался громадным ростом (204 см) и возвышался над свитой, словно каланча. Артист Ливанов (177 см) по этой части царю заметно проигрывает. Именно поэтому он чаще всего виден в кадре один или на коне, чтобы его скромные габариты не бросались в глаза. Помимо того, монарх носит на шее Георгиевский крест III степени. Грубая ошибка: император дослужился лишь до ордена Св. Георгия IV степени. И то лишь в 1838 году.
В принципе, режиссер трепетно относился к тому, чтобы актеры носили точные копии мундиров и регалий своих героев. И переснимал сцену, если замечал, что костюмеры подкачали. Увы, в «Звезде пленительного счастья» столько персонажей, что уследить за всеми было нельзя. Оттого ляпы с орденами и деталями костюма в фильме встречаются регулярно.
Так, Павел Пестель (Александр Пороховщиков) появляется на экране с Георгием IV степени, которого у него не было. А Сергей Муравьев-Апостол (Юрий Родионов) щеголяет в простых эполетах, хотя к 1825 году имел чин подполковника и обзавелся штаб-офицерскими эполетами с длинной бахромой.
Возвращаясь к Анненкову, заметим, что хоть кавалергардам и полагался белый колет, у того, что носит герой Костолевского, неуставные длинные фалды. Вне службы офицер вообще не мог в нем появляться - для того полагался зеленый мундир (для повседневного ношения) и красный мундир (для балов и торжеств).
Довольно много ляпов содержат сцены самого восстания. Дело в том, что кинематографистов подвела погода. Нужный для антуража снег выпал поздно, и, чтобы не вылететь из графика, эпизоды на Сенатской площади снимали в спешке.
Из-за этого детали мятежа отобразили не совсем так, как следовало. У части солдат вместо кремневых или хотя бы капсюльных ружей видны в руках затворные винтовки Мосина 1891 года. Князь Сергей Трубецкой (Алексей Баталов) появляется на коне у Зимнего дворца, хотя на самом деле в событиях участия не принимал. А генерал Милорадович (Дмитрий Шилко) получает пулю в живот, меж тем как Петр Каховский (Виктор Костецкий) в реальности стрелял прославленному полководцу в спину. Ну, в последнем случае режиссер мог сам «подправить» историю, чтобы декабрист-убийца не выглядел совсем уж подонком.
Мотыль, отметим, старался подбирать актеров, максимально похожих на своих прототипов лицом и телосложением. Тем не менее Николая I ему пришлось «укоротить». Зато Анненкова постановщик сделал, наоборот, выше. Прочитав в разных источниках, что Иван Александрович был весьма высок, он счел, что 189 см Костолевского вполне отвечают портрету опального кавалергарда. Однако сохранились жандармские записи о росте героя: 2 аршина 7 и 7/8 вершков. В наших мерах длины - 178 сантиметров. Не так уж и много.
Так как Анненков формально главный герой, неудивительно, что на его долю приходится больше всего отклонений от истины, допущенных авторами «Звезды пленительного счастья». Помимо названных ошибок, это также утверждение, что его брат Григорий был убит на дуэли в 1826 году. Но эта драма произошла в 1824-м. И история с кулачной расправой во время свадьбы Ивана Александровича полностью вымышлена - вероятно, для усиления акцента на жестокостях царизма.
Из женских персонажей наибольшее расхождение между реальным человеком и созданным образом мы найдем у Екатерины Трубецкой и сыгравшей ее Ирины Купченко. Княгиня не отличалась красотой, была невысока и полновата, но пленяла современников резвостью и веселостью характера. Купченко в эти кондиции никак не вписывается: она миловидна, стройна,очень сдержанна. И рост у нее приличный: 175 сантиметров.
Вовсе не соответствует действительности сцена удаления портрета декабриста Сергея Волконского (Олег Стриженов) из Военной галереи Зимнего дворца. Просто потому, что Военную галерею открыли через год после восстания. Ввиду участия князя в мятеже его портрет (пусть и написанный к тому времени) изначально решили не вешать среди изображений других героев 1812 года.
Любопытный ляп содержит сцена, в которой Полина Гёбль пытается подкупить начальника караула в Петропавловской крепости (Олег Даль). В пачке ассигнаций сверху лежит четвертная купюра. И она явно прибыла из будущего, потому что это двадцатипятирублевка образца 1892 года - из эпохи Александра III.
Остается добавить, что Мотыль построил изумительно точные декорации Читинского острога, в котором отбывали наказание герои восстания на Сенатской. Некоторые кадры прямо копируют рисунки казематов, выполненные самими декабристами. Правда, и тут можно найти упущение. Дело в том, что у домов в остроге были четырехскатные крыши. Но средства позволили постановщику возвести только двухскатные. Что поделать, по причине скудости бюджета «Звезда пленительного счастья» не смогла достоверно передать все реалии XIX века. Зато фильм получился прекрасным. И это главное.
Александр ЧЕКУЛАЕВ