Замок Бодиам расположен в Юго-Восточной Англии, в 13 километрах от Гастингса, где в 1066 году произошла роковая для Англии битва между норманнами Вильгельма Завоевателя и англосаксами короля Гарольда. Замок был построен ветераном Столетней войны с Францией сэром Эдвардом Дэлингриджем. В 1385 году он получил лицензию на укрепление своего имения, чтобы защититься от возможного нападения врагов (французов).
Замок был заложен в 1385 или 1386 году. Его возвели близ реки Ротер, в то время судоходной от моря до Бодиама. Предосторожность была не лишней, так как годом ранее французский отряд напал и разграбил порт города Рай. Правда, к моменту завершения строительства замка английский флот восстановил свой контроль над Ла-Маншем, и опасность была устранена.
Сэр Дэлингридж не стал перестраивать свой дом, а возвел замок, что называется, с нуля, невдалеке. Замок получил характерный для второй половины XIV столетия регулярный прямоугольный план.
Угловые башни замка круглые, промежуточные стеновые - квадратные. В северной стене замка устроили главный воротный комплекс, состоявший из двух прямоугольных привратных башен и хорошо укрепленного прохода между ними. Проход перекрывался подъемным мостом и опускными решетками. Защитники Бодиама могли обстреливать противника из отверстий в потолке и бойниц по бокам. Перед воротами между привратными башнями перекинули арочный машикуль, через отверстие в котором можно было заливать водой огонь у ворот или обстреливать подобравшегося к воротам противника. На южной стороне устроили более простые запасные ворота в одной надвратной башне. Полагают, что южные ворота могли выводить к причалу у реки Ротер.
Башни замка пятиэтажные, с боевой платформой наверху, куртины трехэтажные. Высота куртин достигает 12 метров, а их толщина составляет 1,8-2,4 метра. Башни возвышаются над куртинами еще примерно на 6 метров. Привратные башни северных и южных ворот снабжены машикулями на консолях, но другие башни лишены машикулей. Стены завершаются зубчатым парапетом.
Башни и куртины замка снабжены вертикальными прорезями-бойницами для лучников и узкими окнами. Главный воротный комплекс позднее получил также бойницы в виде перевернутой замочной скважины.
Огнестрельное оружие, появившееся в Европе во второй четверти XIV века, вплоть до середины XV столетия серьезного влияния на военную архитектуру не оказывало. Единственным новшеством, принятым к тому времени, стали бойницы новой формы - вертикальная прорезь с круглым отверстием внизу (отсюда название - в виде перевернутой замочной скважины). В круглое отверстие просовывали ствол огнестрельного оружия, а вертикальная прорезь использовалась для прицеливания или для стрельбы из лука. Круглое отверстие могло быть соединено с вертикальной прорезью или помещено отдельно чуть ниже. Иногда вертикальная прорезь дополнялась горизонтальной прорезью, образуя своего рода крест над круглым отверстием. В таком варианте бойницу использовали для стрельбы из лука, арбалета или огнестрельного оружия.
Отводом воды из реки вокруг замка было создано искусственное озеро. От северных и южных ворот через озеро вели деревянные мосты с подъемными участками. Однако прямое расположение моста, который сегодня ведет к воротам замка, не оригинальное. Такой мост появился не раньше XVII века. Первоначально мост от главных ворот выводил к восьмиугольной платформе, а от нее поворачивал под прямым углом к западному берегу. Благодаря такому расположению появившийся на мосту противник был вынужден двигаться к замку, подставив под обстрел правый, не защищенный щитом бок.
В Средние века многие замки окружали заполненными водой рвами. Такие рвы прекрасно защищали от подкопов - это один из основных методов осады в арсенале атакующих. Однако застоявшаяся вода, в которую к тому же сбрасывали нечистоты, становилась рассадником заболеваний. Поэтому во многих замках в последующие столетия рвы осушили, и сегодня они предстают перед нами в ином виде. Бодиам - одно из немногих исключений.
Оборонительные сооружения замка Бодиам никогда не подвергались серьезным испытаниям. В 1484 году замок был осажден войсками короля Ричарда III в ходе войны Алой и Белой Розы. Как протекала осада, точно не известно. Предположительно, замок сдали почти без боя. После этого замок и земли были конфискованы и вернулись к владельцам - семье Леукнор - только к 1542 году. Примерно та же история повторилась и в ходе гражданской войны в Англии: при первой же бомбардировке замка армией парламента гарнизон сдался. Владелец замка - Джон Тафтон - был оштрафован на сумму 9000 фунтов (примерно 1 400 000 фунтов по нынешнему курсу) и вынужден был продать замок за 6000 фунтов.
В последующие столетия полузаброшенный замок ветшал, хотя ремонты отдельных сооружений замка предпринимались и в XVIII веке, и особенно во второй половине XIX века. Новая судьба у замка началась в 1917 году, когда его приобрел лорд Керзон. Он заявил, что «такое сокровище, как замок Бодиам, не должно быть потеряно для страны, как и не должно быть осквернено непочтительными руками». После этого началось планомерное исследование и восстановление замка.
После периода взлета наступил период упадка замкового строительства, который в Англии продолжался со второй половины XIV до начала XVI века. Последним средневековым замком англичане считают замок Торнбери (1510-1520 годы). Позднее в Англии возводят только дворцы либо военные форты (к последним следует относить и так называемые замки Генриха VIII).
Когда выделяют периоды взлета и падения, нужно понимать, что речь идет об общих тенденциях. Исключения были всегда. И в период расцвета замкового строительства небогатые феодалы строили слабо укрепленные замки, а порой возводились и совсем незащищенные резиденции. Промежуточный тип - относительно слабо укрепленная усадьба - хотя и стал особенно распространен в XV веке, существовал на протяжении всего Средневековья начиная с 1066 года.
С другой стороны, уникальные образцы замков продолжали создавать и после 1350 года. К примеру, королевский замок в Квинборо, к сожалению, полностью уничтоженный войсками парламента в годы гражданской войны XVII века, был построен между 1361 и 1377 годами. Он имел уникальный и вместе с тем идеальный концентрический дизайн. Внешний периметр стен в плане имел форму окружности и был лишен башен, если не считать двух привратных у мощного воротного комплекса. Внутренний периметр стен возвышался над внешним и также представлял собой в плане окружность, но был усилен шестью круглыми башнями.
Самое интересное в этом проекте - система прохода в цитадель. Внешние стены имели мощный воротный комплекс на западной стороне и выход-потерну прямо с противоположной восточной стороны. И ворота, и потерна соединялись с внутренней цитаделью стенами, образующими укрепленные проходы. Западный воротный комплекс был основным, но попасть из него прямо в цитадель было невозможно. Прорвавшись за ворота, противник оказывался в узком проходе, должен был выйти через дверь в нем во внутренний двор замка, обойти половину цитадели под огнем с ее куртин и башен, ворваться через ворота в восточный укрепленный проход и дальше прорываться через ворота в цитадель.
Прямоугольные в плане замки второй половины XIV века, к которым относится и Бодиам, лишены, к примеру, мощи эдвардианских замков или хитроумного плана Квинборо. Однако они идеально выполняли свою двойную функцию резиденции и крепости. Несмотря на суровость своих стен, замок Бодиам, стоящий посередине озера, обладает редкой красотой и лишен суровости своих предшественников, таких как Конви, Кайрфилли, Харлех. Более того, в замках второй половины XIV века (среди них Бодиам и Квинборо) видно четко спланированное расположение внутренних зданий. Если в прежних замках здания были произвольно раскиданы по двору, то теперь сооружения пристроены изнутри ко всему периметру стен замка, образуя с крепостными стенами единое целое.
Повышается также число и роль личных помещений, которые добавляются к стандартному набору общественных: залу, часовне, кухне, помещениям для охраны. В дальнейшем жилые удобства будут все больше брать верх над военными соображениями. В замке Бодиам подобные помещения пристроены к южной стене замка, наиболее удаленной от главного воротного комплекса. Здесь находились большой зал, кухня, склад продуктов и колодец в юго-западной башне. Комнаты сеньора и его супруги пристроены к восточной стене замка. Все эти помещения отделены стенами от остальных помещений, общественных или предназначенных для прислуги, - часовни, казармы, конюшни, кухни и зала для прислуги (они пристроены к северной и западной стенам замка). Такое разделение не случайно: в XIV веке возросла роль наемников, которые при отсутствии денег могли поднять бунт.
Константин СЕРГЕЕВ