«Адъютану» дал добро КГБ!

Невероятные истории шедевров, как материальных, так и духовных
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 43
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

«Адъютану» дал добро КГБ!

#1 Сообщение zagadki-istorii » 11 янв 2019, 14:05

«Адъютант его превосходительства» - пятисерийный советский фильм, который вышел на экраны почти полвека назад, в 1969 году. Несмотря на то что картина черно-белая, она до сих пор смотрится на одном дыхании. А ведь каждая ее серия длится полтора часа! Ничего удивительного: режиссеру Евгению Ташкову удалось снять первый в истории советского кино шпионский боевик.

После показа фильма на советском телевидении в столицу стали приходить письма с адресом: «Москва. Павлу Андреевичу Кольцову». Самым поразительным было то, что письма доходили до адресата, которым стал актер Юрий Соломин, сыгравший адъютанта его превосходительства. А ведь эта роль агента большевиков в стане белых могла запросто достаться другому артисту.

А мог быть не Соломин...

«Адъютант его превосходительства» - так называлась статья знаменитого российского писателя-правозащитника Владимира Короленко. В ней автор написал об адъютанте приамурского генерал-губернатора, застрелившем начальника почтовой станции.

Неизвестно, специально или случайно участники съемочной группы позаимствовали название у русского писателя.

Евгений Ташков не сразу сел в режиссерское кресло. Того, кто сможет экранизировать сценарий Игоря Болгарина и Георгия Северского, искали довольно долго. Ташков в 1967-м снял фильм про разведчиков «Майор Вихрь» - и «Адъютанта» решили поручить ему.

Роль Кольцова изначально предназначалась Михаилу Ножкину, как говорят в кино, артисту фактурному - красивому мужчине с офицерской выправкой. Тем более Ножкин уже играл агента КГБ, выдававшего себя за бандита, в картине «Ошибка резидента». Но Михаил Иванович отказался от роли ради работы в картине Сергея Герасимова «У озера». Этот поступок оказался ошибкой: эпизоды с участием Ножкина из фильма советского классика в итоге вырезали.

33-летнего Соломина в 1968 году утвердили на роль капитана Осипова, которая была далеко не главной. Но Ташков все время всматривался в фотографии Юрия Соломина (их у него накопилось около 100 штук!) и понимал: вот настоящий Павел Кольцов. В этом актере одновременно были и сила, и трагизм. Но киношное начальство только руками махало. К тому же и сам Соломин полагал, что в герои он не годится главным образом из-за невысокого роста.

Кандидатуру Соломина удалось утвердить только с пятого раза!

Позже актер вспоминал: «Предложение сыграть роль Кольцова было для меня в известной степени неожиданностью. В театре меня считали актером характерным, а тут вдруг предложили роль совершенно противоположную, героическую - волевого, сосредоточенного человека, умеющего все взвесить, точно и быстро оценить создавшуюся ситуацию...»

На самом деле руководство «Мосфильма» имело весьма иллюзорные представления о том, как выглядят разведчики: им казалось, что они должны быть похожи на Алена Делона. Хотя любой преподаватель школы разведчиков скажет: резидент должен обладать неброской и незапоминающейся внешностью.

С этого фильма началась совсем другая карьера Юрия Соломина, которого «перевели» на серьезные роли героев. Именно в «Адъютанте его превосходительства» его заметил великий японский режиссер Акира Куросава и предложил Соломину сниматься в своей картине «Дерсу Узала».

Кстати, случайно роль Мирона Осадчего получил и актер Виктор Павлов. Он должен был сыграть красноармейца Сиротина. Но, когда его попросили подменить заболевшего актера-исполнителя роли Осадчего, он сделал это так здорово, что его с ходу утвердили.

Война с прототипом

Фильм «Адъютант его превосходительства» зрители увидели с личного разрешения замглавы КГБ
Создатели картины всячески подчеркивали, что образ Кольцова - собирательный, и не стоит его прототип искать в реальной жизни. Но это было не совсем так. Не случайно сценаристы настаивали на том, что адъютант его превосходительства - персонаж выдуманный. Дело в том, что человек по имени Павел Макаров в 1929 году опубликовал воспоминания под названием «Адъютант генерала Май-Маевского». Биография у Макарова на самом деле была сверхавантюрная.

Убежденный большевик, он смог стать адъютантом генерала Владимира Май-Маевского, ставшего прототипом героя картины Владимира Ковалевского, командующего Добровольческой армией. Макаров угождал генералу отнюдь не аристократическими, а шпионскими методами: передавал ему содержание офицерских разговоров и поставлял командиру девиц легкого поведения. Ну и сам был всегда рад поучаствовать в такого рода развлечениях. Он знал, что главной радостью генерала являлась выпивка - ее-то в неограниченных количествах и поставлял ему адъютант. К слову, именно спиртное и свело Май-Маевского в могилу в 1920 году. Вечно нетрезвый генерал принимал на службу людей, которых ему рекомендовал Макаров. Все они, понятное дело, были агентами большевиков. Из-под носа пьяного начальника шпион таскал важные документы и передавал их своим единомышленникам...

Человек с такой биографией, как у Макарова, не мог не обратить на себя внимания НКВД. Только помощь друзей спасла Макарова от расстрела в 1937 году. В Великую Отечественную он руководил партизанским отрядом.

Как оказалось, сценаристы Болгарин и Северский мало того что за основу взяли сюжет мемуаров Макарова, так еще и украли целые куски из «Адъютанта генерала Май-Маевского». Макаров начал настоящую войну со сценаристами-плагиаторами. Неизвестно, чем бы она закончилась, еспи бы «тайный прототип» Кольцова не скончался в 1970 году.

Кольцов, в отличие от убежденного, но хитрого и не самого высоконравственного Макарова, был способен на «чистую юношескую» любовь. Его возлюбленную Таню Щукину играла двадцатиоднолетняя балерина Татьяна Иваницкая, которая, по воспоминаниям Евгения Ташкова, «даже не умела целоваться». На эту роль пришло немало претенденток. Почему выбрали Иваницкую? Съемочной группе понравились ее искренность и чистота. Впрочем, кинокарьера танцовщицы завершилась на
«Адъютанте ее превосходительства». Больше в кино она не снималась.

Фильм заканчивается плохо. Главный герой - Павел Кольцов - лично уничтожает литерный поезд с танками. Раненый, он попадает под арест и ждет расстрела. На самом деле авторы сценария Болгарин и Северский написали целых семь романов о подвигах Павла Кольцова. По сюжету, разведчик спасается из белогвардейского плена и проводит еще ряд успешных операций в тылу врага.

Милость от комитета

Картину еще не успели доснять до конца, как на нее обрушилась критика: создателей фильма обвинили в том, что белогвардейцы в «Адъютанте его превосходительства» показаны культурно, а не карикатурно. Почему белые-де столь привлекательны? Почему генерал Ковалевский вызывает сочувствие? Почему простые люди в картине показаны уставшими от политических катаклизмов и мечтающими не о «воцарении» большевизма, а о покое и стабильности? Не пахнет ли дело контрреволюцией или по меньшей мере антисоветчиной?

Так что сразу после окончания съемок фильм лег на полку. И, по старой советской традиции, пролежал бы он там, скорее всего, не один десяток лет, если бы Евгений Ташков не смог выйти на Семена Цвигуна, заместителя главы КГБ СССР.

Цвигун слыл достаточно либеральным чиновником. Фильм ему показали, когда он лежал в больнице. Размягченное из-за болезни состояние, скорее всего, поспособствовало тому, что Цвигун дал личное указание выпустить фильм: руководство «Мосфильма» получило документ из Комитета государственной безопасности, в котором говорилось, что КГБ никаких претензий к картине не имеет.

Вскоре «Адъютанта его превосходительства» показали по советскому телевидению. А в 1972-м выпустили киноверсию фильма.

Ольга СОКОЛОВСКАЯ





Вернуться в «История исскуств»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя